Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Недвижимость регионов » Строить торговые и офисные комплексы выгоднее в регионах

 

Строить торговые и офисные комплексы выгоднее в регионах

 

 

Длительное время девелоперы свысока смотрели на российскую глубинку, однако в последнее время ситуация в корне изменилась. Сегодня доходность офисных и торговых комплексов, расположенных в регионах, зачастую в несколько раз выше, чем в столице, тогда как затраты на реализацию этих проектов в сравнении с Москвой относительно невелики.

Первые проекты коммерческой недвижимости в регионах были реализованы 5-7 лет назад. Правда, строительством торговых и офисных центров за пределами МКАД занимались в основном местные компании, которые стремились выйти на столичный рынок, показывающий высокую доходность. Наиболее яркий пример - санкт-петербургская компания «Строймонтаж», пришедшая на московский рынок недвижимости в 2000 году, а в 2004-м создавшая подразделение Mirax Group.

загрузка...

 

 

Исключения можно было пересчитать по пальцам. Компании, которые покинули столичный рынок ради сомнительной перспективы в регионах, можно было разделить на две категории. К первой относились небольшие компании, которые даже в 2000-м не смогли найти место в многочисленной армии застройщиков Москвы. Ко второй - проекты крупных сетевых компаний. «Первые проекты иностранных сетевых операторов - Metro Cash&Carry, IKEA, "Раменка", OBI, McDonalds, "Патэрсон" - вышли в регионы довольно давно, около пяти лет назад, - делится гендиректор «РГС Недвижимости» Александр Попов. - В каждой компании существует своя, индивидуальная политика входа в регионы».

"В деревню, к тетке, в глушь..."

Однако два года назад ситуация серьезно изменилась. Дефицит участков под застройку и высокая конкуренция подтолкнули московских инвесторов и застройщиков к освоению российской глубинки. «В это время большинство инвестиционно привлекательных площадок в столице уже было поделено, и в Москве остались работать игроки, обладающие значительными финансовыми и иными ресурсами, тогда как условия выхода на региональные рынки были доступны для многих компаний», - объясняет вице-президент «ДиалСтройИнвест» Александр Пляцевой. Старший консультант департамента коммерческой недвижимости Blackwood Андрей Жамкин добавляет, что с прошлого года привлекательность столичного рынка коммерческой недвижимости начала постепенно снижаться, тогда как в регионах формируется платежеспособный спрос на качественные проекты. К числу активно осваиваемых городов можно отнести города-миллионники, среди которых Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь, Самара, Новосибирск, идет строительство и развиваются проекты в Краснодарском крае, Калининградской области, добывающих регионах.

По мнению Александра Пляцевого, самый динамичный сектор рынка коммерческой недвижимости - торговые центры: только за первые полгода 2006 года инвестиции в этот сегмент составили 1,6 млрд. евро. «Сегодня в городах-миллионниках России успешно функционируют по два-три крупных торговых центра, а в ближайшее годы их число увеличится в два-три раза», - уверен он. По данным «РГС Недвижимости», сегодня, например, в Казани реализуется 16 пилотных проектов торгово-развлекательных центров общей площадью 510 тыс. кв. м; в Новосибирске запланировано к сдаче в 2006 году 360 тысяч кв. м торговых площадей, а на ближайшие два года - еще около 270 тысяч кв. метров. Для сравнения: по данным компании Praedium, в Москве в течение текущего года запланировано к сдаче 350 тысяч кв. метров.

Что касается офисных проектов, то они пока менее популярны у региональных застройщиков. «В той же Казани за первое полугодие 2006 года введено в эксплуатацию около 60 тысяч кв. метров, а до конца 2007 года прогнозируется ввод около 60 тыс. кв. м офисных площадей; в Новосибирске в ближайшие два года планируется ввести в эксплуатацию около 270 тыс. кв. м», - перечисляет Александр Попов.

«Можно отследить тенденцию: крупнейшие девелоперы в регионах предпочитают торговые проекты офисным, - говорит управляющий директор DTZ в России Ферит Йылдырым. - Это связано с тем, что процессы сдачи в аренду, а также управление объектами торговой недвижимости представляется возможным и дистанционно, из Москвы, что с бизнес-центрами гораздо сложнее». Впрочем, ситуация постепенно меняется. По словам Ферита Йылдырыма, сегодня многие девелоперы и даже консультанты планируют открытие своих филиалов в регионах.

Далеко и выгодно

Массовая экспансия игроков рынка недвижимости в регионы объясняется достаточно просто. «Общая черта для региональных рынков - высокая доходность», - уверен Александр Пляцевой.

Ферит Йылдырым полагает, что доходность от проектов в регионах можно обозначить формулой Москва+1,5 %. По данным «ДиалСтройИнвеста», доходность торгового центра в Москве составляет около 10-12%, в Санкт-Петербурге - 15-17%, а в городах-миллионниках, несмотря на более низкую покупательную способность населения, еще выше. «Доходность офисных проектов в Северной столице сегодня оценивается в 14-16%, тогда как в столице этот показатель для бизнес-центров высокого уровня составляет в среднем 12,5%», - считает Пляцевой. По словам Андрея Жамкина, сегодня доходность региональных офисных объектов составляет от 14 до 18%, а в некоторых случаях может доходить до 35%, в то время как доходность проектов этого сегмента в Москве постепенно снижается. «На данный момент она составляет порядка 11-15%, но можно прогнозировать, что в будущем она будет снижаться до уровня, сопоставимого с европейским», - уверен он. Также эксперт обращает внимание на то, что требования со стороны арендаторов к уровню торговых площадей в регионах в целом гораздо ниже, чем в Москве, при этом сами проекты по размерам, как правило, меньше столичных.

Данные факторы играют на повышение доходности. «В среднем в регионе можно рассчитывать на окупаемость за пять-шесть лет, а в Москве эти показатели уже практически недостижимы», - уверен Жамкин. «Сегодня в столице дорогая земля, а арендные ставки вряд ли будут сильно расти, тогда как в регионах, наоборот, перспектива роста арендных ставок довольно значительна», - предполагает руководитель департамента маркетинга компании «РосЕвроДевелопмент» Мария Воронова.

Однако высокая рентабельность региональных проектов вполне компенсируется темпами роста цен на столичную недвижимость, который, по мнению Пляцевого, за последние полгода составил 50%. «Поэтому рентабельность инвестиций, сделанных в недвижимость Москвы до 2006 года, существенно выше по сравнению с самыми перспективными проектами регионов», - уверен он.

Это не единственный минус для девелоперов, запускающих объекты в регионах. «Здесь существует больше возможностей для развития бизнеса, но и больше рисков», - уверен Александр Пляцевой. По его мнению, основной проблемой работы застройщиков в регионах являются риски, связанные со спецификой взаимоотношений с местной администрацией. «Например, смена главы местной администрации может поставить под угрозу весь проект", - делится Андрей Жамкин.

Плюс при выходе на новый рынок компании приходится заново выстраивать линию поведения, что связано с разногласиями в местном законодательстве разных регионов. "Суть проблемы в непонимании местной специфики и отсутствии наработанных связей", - уверена Мария Воронова. С ней согласен и Ферит Йылдырым. "Но в регионах процедуры согласования всех процессов проходят несколько проще в связи с менее ярко выраженной бюрократией "на местах", - добавляет он. - Регионы в целом более доброжелательны и открыты всему новому, так как там по-прежнему есть потребность в проектах и уровень конкуренции не такой высокий, как в Москве".

Однако эта ситуация постепенно меняется. Некоторые застройщики уже столкнулись с переоценкой локальных рынков, имеющих по сравнению с московским небольшую емкость, просчитать которую достаточно трудно. «С этой проблемой уже столкнулись застройщики в Казани, у которых возникли сложности с реализацией новых офисных площадей», - рассказывает Ферит Йылдырым. Мария Воронова добавляет, что предложение торговых площадей Самары тоже близко к насыщению. «Сегодня этот город больше интересен ритейлерам, чем девелоперам», - считает она.

Впрочем, по мнению экспертов, пик ухода девелоперов в регионы еще впереди. По мнению Андрея Жамкина, в дальнейшем конкуренция на столичном рынке коммерческой недвижимости только усилится, что приведет к снижению доходности. "А сегодняшняя экономическая ситуация способствует росту доходов регионов", - уверен он. Активный интерес к российской глубинке проявляют и западные инвесторы. "Образ "неосвоенной целины" в их сознании практически стерся в связи с присутствием в регионах таких компаний, как IKEA, "Рамстор" и другие, а что может быть убедительнее успешно реализованных проектов игроков такого уровня", - считает Ферит Йылдырым. По мнению Андрея Жамкина, в ближайшем будущем активная экспансия девелоперов в регионы распространится не только на города-миллионники, но и на регионы с меньшей численностью населения. "Постепенно эта планка будет снижаться", - подытожил он.


Денис Тыкулов Газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Строить торговые и офисные комплексы выгоднее в регионах":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

London & Regional Properties строит торговый центр в Пензе

Крупный европейский девелопер, британская London & Regional Properties, включил Пензу в свою региональную программу по созданию сети торговых центров и складских помещений. Компания начала строительство в городе торгового центра площадью 20 000 кв. м и стоимостью $40 млн.

» Недвижимость регионов - 2682 - читать


Мир Комвек строит на ул. Сиверса гостинично-офисный комплекс

Одна из самых больших стройплощадок Ростова — комплекс “ Сиверса” — пополнилась новым объектом. Группа “

» Недвижимость регионов - 1854 - читать


Строить доступное жилье больше не выгодно

Центр стратегических исследований Росгосстраха пришел к выводу, что справедливая цена квартиры в Москве - $3 тыс. за кв.м, и спрогнозировал снижение цен на столичное жилье более чем на 40% уже в ближайшие два года. Однако аналитики рынка недвижимости предпосылок для обвала цен не видят: платежеспособный спрос на жилье по-прежнему будет расти, а дефицит новостроек сохранится, поскольку строить доступное жилье стало не выгодно. Сдерживающий фактор"

» Строительство жилья - 1686 - читать


Голландская Rodamco купила 50% торгово-офисного комплекса

Голландская компания Rodamco Europe, специализирующаяся на инвестициях в недвижимость, выходит на российский рынок. Она приобрела у Capital Partners 50% из 330 000 кв. м торговых площадей строящегося на Ленинградском шоссе многофункционального комплекса “ Метрополис”.

» Бизнес Недвижимость - 1443 - читать


Офисная лихорадка перемещается в регионы

Хотя Москва и остается пока самым привлекательным для инвестирования в строительство городом России, девелоперы постепенно переводят взгляд вдаль от столичных звезд. Говоря о развитии рынка офисной недвижимости, президент GVA Sawyer Камерон Ф. Сойер на выставке "Realtex-2005" отметил, что в Москве сосредоточено более 95% всех российских офисных помещений международного класса.

» Бизнес Недвижимость - 1486 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Недвижимость регионов » Строить торговые и офисные комплексы выгоднее в регионах

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru