За 2006 г. объем торговых площадей в Екатеринбурге увеличился более чем в два раза. В 2007 г., по прогнозам администрации города, он должен вырасти еще на 150%. В условиях насыщающегося рынка чиновники советуют девелоперам обратить внимание на концепцию вводимых объектов, а ритейлерам — развивать новые форматы.
По данным Уральской палаты недвижимости, за 2006 г.
средняя цена продаж на вторичном рынке торговой недвижимости Екатеринбурга поднялась на 72%. В конце декабря 1 кв. м в магазинах и ТЦ стоил более 86 000 руб. В центре Екатеринбурга цены на торговые площади увеличились на 61% и превысили 99 000 руб. за 1 кв. м.
По данным администрации Екатеринбурга, в 2006 г. суммарный объем торговых площадей в Екатеринбурге превысил 900 000 кв. м. Среди наиболее значимых объектов, появившихся в городе в прошлом году, можно назвать ТРЦ “Мега” (130 000 кв. м), ТРЦ “Карнавал” (75 000 кв. м), ТРЦ “Гринвич” (53 500 кв. м), вторую очередь ТРЦ “Антей” (34 500 кв. м).
В 2007 г. запланировано строительство еще 500 000-600 000 кв. м торговых площадей. В их числе крупные ТЦ: “Мегаполис” (36 000 кв. м), “Рок-н-Молл” (66 000 кв. м), Prisma (50 000 кв. м). Планируется ввод в эксплуатацию второй очереди ТЦ “На Московской горке”, третьей очереди ТЦ “Сибирский тракт” и еще трех небольших ТЦ на улицах Урицкого, Толмачева и в районе Исетского пивзавода.
По оценкам Союза участников потребительского рынка “Альянс”, в начале 2007 г. обеспеченность жителей Екатеринбурга торговыми площадями составила 650 кв. м на 1000 жителей. По мнению исполнительного директора “Альянса” Алексея Подоляко, это свидетельствует о том, что “белых пятен и свободных ниш” в сфере торговли уже нет. “Сейчас вход на наш рынок идет под девизом “потеснитесь — я иду”, — иронизирует он.
Сравнивая покупательную способность населения европейских городов и столицы Урала, Подоляко говорит, что на местном рынке уже сложился переизбыток торговых площадей. “Увеличивать их количество без учета роста доходов населения может быть довольно опасно”, — уверяет эксперт.
С ним не согласен директор ТРЦ “Антей” Андрей Гавриловский, по мнению которого открытие новых торговых центров стимулирует рынок. “Когда в Екатеринбург пришла IKEA и открыла в октябре ТРЦ "Мега", наши аналитики прогнозировали, что закроется чуть ли не 80% мебельных магазинов в городе. Однако произошло обратное: объем продаж у них с октября по декабрь увеличился на 15%”, — приводит пример Гавриловский. Его поддерживает управляющий партнер “БК-Недвижимость” Павел Кузнецов, приводя другие аргументы. По его мнению, некорректно говорить о том, что за 2006 г. объем торговых площадей увеличился вдвое. “Прирост произошел в основном за счет торгово-развлекательных объектов, собственно торговая площадь в которых занимает едва ли половину общей”, — заявляет Кузнецов.
Управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский прогнозирует, что насыщение екатеринбургского рынка ритейла произойдет через год-полтора. По его словам, конкуренция будет наблюдаться между иностранными и крупными региональными компаниями. Последние, по оценкам Войцеховского, за 2006 г. сдали монопольные позиции в торговой сфере. На проходившей в декабре в Екатеринбурге IV конференции “Торговые центры и современные форматы торговли” он раскритиковал работу местных ТЦ, отметив, что в ближайшее время на их посещаемость будут влиять такие детали, как частота уборки и размещение рекламы. Сейчас на эти “мелочи” собственники и управляющие компании не обращают должного внимания.
Администрация Екатеринбурга считает, что задача обеспечения екатеринбуржцев площадями в торговых центрах практически выполнена. Теперь на повестке дня — строительство продовольственных “магазинов у дома”. По словам вице-мэра Екатеринбурга Виктора Контеева, в городе в рамках проекта “Шаг-маг” надо строить небольшие магазины шаговой доступности. “Они должны возводиться в жилых массивах, ориентируясь на потребности жителей каждого конкретного микрорайона — как по ассортименту, так и по режиму работы”, — поделился приоритетами городской администрации чиновник.
С тем, что подобный формат может стать перспективным для города, соглашается генеральный директор ГК “Оборонснабсбыт” Игорь Суханов. По его словам, сейчас в Екатеринбурге “магазины у дома” представляют собой несетевые торговые точки с плохо продуманным ассортиментом, имеющие проблемы как с организацией торгового пространства, так и с персоналом. “Как потребитель, я ощущаю недостаток "магазинов у дома", но считаю, что рынок переварит еще и десяток крупных ТЦ”, — говорит заместитель директора по рекламе и PR торговой сети “Купец” Надежда Бурико. По ее словам, “Купец” будет развиваться в обоих направлениях.
“Важен не формат, а качество обслуживания”, — уверен генеральный директор ТС “Звездный” Александр Райсих. Он сомневается, что небольшие магазины смогут так построить свою работу, чтобы потребитель пошел к ним, а не предпочел пройти лишние полсотни метров до ближайшего супермаркета.
Подоляко говорит, что пока участники рынка не склонны делать ставку на развитие формата “магазин у дома”. По его мнению, в будущем он станет развиваться, но в 2007 г. акцент будет сделан на усовершенствование существующих объектов. “Развитие небольших магазинов актуально для ритейлеров — и местных, и региональных. Кто раньше преуспеет в этом, тот получит большее конкурентное преимущество”, — говорит Подоляко. Кузнецов настаивает, что толчок развитию данного сегмента могут дать крупные сетевые игроки. Пока что, по его словам, их заинтересованности в этом формате не наблюдается. “Доходность магазинов шаговой доступности ниже, чем у крупных торговых центров, сейчас ритейлеры и девелоперы развивают более прибыльные форматы. Когда произойдет насыщение этого сегмента, сказать сложно, сейчас вечерами в любом супермаркете очереди”, — резюмирует он.
Анна Королева Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU