По оценке ИК «Финам», ежегодный объем московского рынка такси составляет $2,5 млрд. При этом лишь 20% приходится на легальный бизнес — остальная доля принадлежит «серым» извозчикам.
Легальные службы такси занимают около 70% рынка трансферных перевозок в аэропорты и вокзалы. |
При этом «серые» перевозчики делятся на три основных типа: «профессиональные» водители такси, для которых собственная или арендованная машина — единственный источник средств к существованию; «нерегулярные» таксисты, подвозящие клиентов от случая к случаю, по дороге; «водители-профессионалы», которые «халтурят» на служебной машине. И если первая категория больше использует отечественные (как новые, так и не очень) или пожилые иномарки, то в третьей машины самые разные — можно «поймать» и «Волгу», и иномарку среднего ценового сегмента, и даже дорогую представительскую иномарку.
Легальные таксомоторные компании несколько лет назад работали в основном на «Волгах», однако сейчас стали постепенно пересаживаться на иномарки, в частности Ford Focus, Renault Logan, Hyundai Accent, Citroen Berlingo, Peugeot Partner.
Легальные службы такси занимают около 70% рынка трансферных перевозок в аэропорты и вокзалы. Это происходит в том числе из-за того, что аэропорты активно вытесняют частников, объявляя тендеры и назначая перевозчиков. Они пользуются преимуществом в виде специальной стойки заказа такси в аэропорту, где можно оплатить поездку по фиксированным тарифам, в том числе и пластиковой картой.
По оценке «Финама», на легальном таксомоторном рынке более 40 компаний. Примерно 20% его занимает «Новое желтое такси» (НЖТ). В отличие от конкурентов оно делает ставку не только на аэропортовые и вокзальные маршруты, но и на перевозки по городу. Компания активно работает с корпоративными клиентами. Помимо «общих» компаний существуют и специализированные. К примеру, VIP-такси «Важная персона» на новых иномарках бизнес-класса (проект осуществляется Новой транспортной компанией, куда также входит НЖТ) или «Розовое такси» с женщинами-водителями, чья целевая аудитория — клиентыженщины.
Легальный рынок, по оценкам «Финама», растет на 20% в год за счет активной рекламной кампании — прежде всего в интернете, а также с помощью листовок. А «серый» рынок не растет. Это связано, в частности, с выравниванием цен между «серым’BB сектором и легальным такси. К тому же против «серого» такси выступают и московские власти — уже несколько лет они пытаются принять закон «О такси в городе Москве». Поскольку лицензирование отменено на федеральном уровне, столичные власти предлагают запретить частникам установку отличительных признаков такси- соответствующей надписи, фонаря на крыше. Легальные такси смогут пользоваться преимуществами — льготами по региональным налогам и арендной плате, правом пользования городскими стоянками такси на безвозмездной основе, информационной поддержкой.