Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Безопасность бизнеса » IT-инкрементализм как доминирующая стратегия автоматизации

 

IT-инкрементализм как доминирующая стратегия автоматизации

 

 

Несмотря на то, что журнал «Корпоративные системы» не может быть назван моим любимым, иногда служебный долг берет свое: я его читаю.

Номер 11 подарил несколько приятных минут моему пытливому уму и заставил задуматься о стратегии вообще и IT-стратегии в частности.

Неизвестно, был ли это замысел или умысел, но на страницах одного выпуска журнала оказались по соседству два материала, чей идеологический посыл различается кардинально и не может не вызвать размышлений на тему, кто прав, кто виноват.

«За» и «против» стратегического планирования в IT

Стратегическое планирование - вещь очень странная и чем-то похожа на здоровый образ жизни. Все говорят о его пользе, но никто не практикует в полной мере.

загрузка...

 

 

При этом расплодилось огромное количество консультантов-стратегов, готовых за очень разное вознаграждение (от скромного до ...) разработать стратегию для кого угодно.

При этом практики, то есть те самые бедняги, кто должен воплощать стратегические построения в жизнь, относятся к долгосрочному планированию со скепсисом. Их точка зрения выглядит менее романтичной, даже скучной, но, к сожалению, более достоверной.

В уже упомянутом номере «Корпоративных систем» своим опытом ведения IT-проектов делится советник президента «ЕвразХолдинга» по информационным технологиям Элмурод Расулмухамедов. Корреспондент весьма настойчив в вопросе о наличии у предприятия IT-стратегии, на что получает ответ, который оскорбит любого бизнес-теоретика: нет стратегического плана.

«В условиях быстрого роста, нестабильности рынка и большого количества факторов влияния требовать документально оформленной бизнес-стратегии, на основе которой можно сформулировать IT-стратегию, некорректно»,- довольно жестко формулирует Расулмухамедов.

Корреспондент настаивает: «А использование опыта сторонних консультантов для разработки ИТ-стратегии? Возможно, им бы удалось сформулировать ее более четко и детально?»

Но Расулмухамедова не собьешь: «Стратегические ошибки бывают и при наличии консультанта. Дело в том, что консультанты будут задавать вопросы по стратегии развития компании. А у нас компания находится в стадии формирования, поэтому сформулировать четкую бизнес-стратегию на пять лет очень сложно».

Не хочется выставлять директора по ИТ «Западно-Сибирского металлургического комбината» в ложном свете. Он не противник стратегии как таковой, для него жизнеспособная стратегия - это не план, а «некое обоснование направления движения и необходимых ресурсов».

Таким образом, отсутствие стратегического плана не подразумевает отсутствие стратегического видения.

Изложена очень ясная позиция: в условиях гипернестабильного внешнего окружения разработка стратегического плана нецелесообразна.

Пролистав несколько страниц так полюбившегося мне вдруг журнала, я углубилась в изучение статьи, чье название как нельзя лучше отвечало нашим с Расулмухамедовым сомнениям, «Построение ИТ-стратегии современного предприятия».

На обозначенную тему высказались топ-менеджеры ведущих IT-компаний и компаний-заказчиков. Большинство из них считают ИТ-стратегию и бизнес-стратегию необходимыми условиями успеха компании. При этом под стратегиями понимаются именно документы с фиксированными целями и планами их достижения. Тем не менее, только 30% предприятий сознаются, что ИТ-стратегия у них есть. Правда, еще 50% обещают непременно ее разработать в ближайшем будущем. Но уж это, вы знаете, как водится: завтра брошу курить и начну бегать по утрам.

Шесть измерений формирования стратегии

Что такое стратегия, с той или иной степенью отчетливости понимает каждый. Определение, которое больше всего нравится мне, дано Кеем: «Корпоративный успех базируется на результативном согласовании внешних взаимоотношений фирмы и ее уникальных способностей».

Однако прийти к этому счастливому состоянию можно очень разными путями. Определенно можно сказать, что сама стратегия в немалой степени зависит от способа, которым она формировалась.

Бейли и Джонсон выделили шесть измерений формирования стратегии:

• Планирование. Как раз тот метод, о котором тоскуют наши «теоретики»: сели, все взвесили, решили, выполнили.

• Политика. Поиски равновесия между интересами коалиций внутри организации заменяет поиск стратегического равновесия, как определил его Кей.

• Инкрементализм. Стратегическое видение формируется шаг за шагом вслед за изменениями внешней и внутренней сред, а также по мере накопления опыта и знаний об обеих.

• Командование. Стратегия определяется лидером, адекватность которого определяет близость стратегии п. 1.

• Культура. Фраза «У нас так принято» исчерпывает обоснование стратегического выбора.

• Навязанный выбор. Стратегия навязывается организации внешними силами.

Естественно, при разработке стратегии в какой-то мере участвуют все факторы, поэтому стратегия каждого предприятия в разной пропорции сочетает в себе рациональные и нерациональные, объективные и субъективные составляющие.

Нетрудно понять, что стратегический план в полном понимании этого слова возникает только тогда, когда планирование доминирует над всеми другими факторами. Но это бывает редко.

Чаще всего формирование стратегии идет инкрементальным (постепенным) путем, так как внешняя среда становится все более турбулентной и стратегия имеет право на существование

  • или только как очень широкое определение направления деятельности организации,
  • или как точно прописанный, но краткосрочный план, чья жизнеспособность всегда под угрозой.

Так как динамичность окружающего мира растет, то надо предполагать, что стратегия как документ, четко описывающий действия компании в долгосрочном периоде, станет достоянием прошлого.

IT-проекты в контексте формирования бизнес-стратегии

Доминирование одного из шести измерений при формировании бизнес-стратегии накладывает неизгладимый отпечаток и на IT-проекты компании:

  • их инициализацию,
  • поставленные цели,
  • реализацию,
  • фактические результаты.

Доминанта формирования стратегии

Особенности IT-проекта

Планирование

Классический проект:
«+»: Предсказуемость результата, стоимости и сроков;
«–»: К моменту окончания результаты Заказчика не устраивают.

Политика

Варианты:

• Цели проекта и его исполнитель определяются в результате долгой подковерной борьбы и являются не вполне удовлетворительными для каждой из сторон так же, как и результаты.

• Проект автоматизации не интересует с точки зрения результата совсем и является призом в политических играх.

Инкрементализм

Гибкие IT-проекты:
«+»: строится стратегия, строятся внутренние структуры и потоки данных, под них подстраивается IT-система;
«–»: у проекта нет границ ни во времени, ни в затратах.

Командование

Руководитель благославляет проект автоматизации, постановкой задач занимаются функциональные менеджеры и менеджеры линейные. Они четко представляют бизнес-процессы, которые протекают в их подразделениях, но не знают и не считают важными параметры, по которым оценивается участие их отделов в достижении стратегических целей. Получаемая в итоге система автоматизации фиксирует проводимые операции, пригодна для краткосрочного оперативного планирования, но для стратегических целей не предназначена.

Культура

IT-система может отвечать поставленным задачам разного уровня, но гибнет вследствие тихого саботажа сотрудников компании. В результате компания работает по старинке, как привычней.

Навязанный выбор

Автоматизация является требованием к компании от внешних заинтересованных лиц: акционеров, контролирующих органов, влиятельного поставщика или клиента. Степень заинтересованности и контроля за результатами проекта влияющих лиц или структур объясняет разнообразие итогов IT-проекта. Во всяком случае, его начало оказывается мучительнейшим процессом и для Заказчика и для Исполнителя.

IT-инкрементализм: технологии «гибкого» внедрения

Инкрементализм - при формировании бизнес-стратегии или ведении IT-проектов - является эффективным средством снижения рисков.

Чем менее компания уверена в целесообразности своих начинаний, компетентности привлеченных специалистов и стабильности рынка и макро-среды, тем выше гарантия, что ее выбор падет именно на инкрементальный метод движения к цели. Для того, чтобы вовремя свернуть (если цель разонравилась) или наоборот подправить курс (если, как говорится, «шел в комнату, попал в другую»).

На это указывает логика, а также опыт компании « 1-й Архитектор бизнеса » при реализации проектов автоматизации на предприятиях очень разного типа.

В таких случаях Автоматизатору бесполезно вставать в позу и учить Заказчика жить по учебнику стратегического менеджмента.

Квалификация проектной команды должна проявиться в совмещении противоречивых вещей:

  • построения IT-системы из кусочков без заведомо нарисованного плана,
  • достижения совместимости этих кусочков без задвоения фунций или дырок между ними.

При этом согласование требований к системе идет по горизонтали и вертикали и носит непрерывный итерационный характер.

Именно при таком порядке взаимодействия эффективность внешних исполнителей приближается к уровню штатных специалистов, которые работают не от пункта 1.1 до пункта 345.6 в Техническом задании, а пока не понравится Заказчику.

Можно спорить о рациональности такого ведения проектов, но на данный момент для многих предприятий оно казывается единственно возможным.

А теперь вернемся к Расулмухамедову, чей здравый смысл не может не импонировать. В качестве примера жизнеспособной структуры, сформировавшейся именно инкрементально Расулмухамедов ссылается на Интернет: «Для него никто и никогда не формировал стратегию, и при этом построена огромная инфраструктура и огромный бизнес. В его основу были заложены базовые принципы, которые и определили логику развития»

Е.Виноградова.
«1-й Архитектор бизнеса»




Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "IT-инкрементализм как доминирующая стратегия автоматизации":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Кто и как пишет банковские стратегии

Банковское обозрение / Стоит ли банкам отдавать написание стратегий развития на аутсорсинг или лучше формулировать цели и задачи самостоятельно? Сколько стоят стратегии, написанные внешними консультантами, и окупаются ли затраты банков на их привлечение? Готовы ли банки предоставлять «людям со стороны» конфиденциальную информацию о своих финансовых итогах, своих достижениях и «провалах»?

» Банки и кредиты - 3684 - читать


Горе автоматизация и как с ней бороться

"В весе пера" Исторически сложилось так, что наибольшее распространение в нашей стране получили программы сравнительно маленькие, так сказать "легкие". Стоят они, в общем, недорого, так что вполне доступны даже для только начинающих работу предприятий. В потребительском плане они привлекательны следующими чертами.

» Безопасность бизнеса - 1536 - читать


Целевой подход. Полезно относиться к стратегии как набору ключевых решений

Практика показывает, что полезно относиться к стратегии как набору ключевых решений по наиболее существенным вопросам развития компании, а не рассматривать ее в качестве классического «плана действий на долгосрочную перспективу». Различия подходов — не глобальные, однако они все-таки есть. Во-первых, меняется последовательность разработки стратегии: вместо классического «миссия — видение — цели — свот — анализ (т. е. анализ си ...

» Бизнес идеи - 2520 - читать


Как выбрать систему автоматизации управления предприятием

Березовский Сергей, компания "ЭнТехЭко" Как бы шаблонно это не звучало, но выбор автоматизированной системы управления предприятием (АСУП) - дело ответственное. И на это есть несколько причин. Во-первых, АСУП обычно приобретаются на достаточно долгий срок (среднее время "жизни"

» Управление и менеджмент - 3477 - читать


Кредитная политика как инструмент стратегии фирмы

Материал предоставлен журналом Консультант / Игорь Николаев, финансовый директор ООО «Медико-фармацевтическая фирма «Аконит»» Чтобы завоевать лояльность клиентов, компания увеличила величину месячной отгрузки продукции и срок ее оплаты. Это привело к росту дебиторской задолженности, а затем – и к снижению финансовой устойчивости. Как же следует фирме строить свою кредитную политику, чтобы добиться поставленных стратегических целей [1]?

» Управление и менеджмент - 3787 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Безопасность бизнеса » IT-инкрементализм как доминирующая стратегия автоматизации

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru