На написание этой статьи меня подвигла ситуация, которая в последнее время складывается вокруг самого начала процесса автоматизации, а точнее выборе компании, которая начнет сам процесс. Как происходит такой выбор и какие вопросы по нашему мнению необходимо выяснить при выборе такой компании?
Разберем несколько причин, по которым, как правило, принимается решение о привлечении к процессу автоматизации той или иной компании.
- Знакомые. Надо сказать что за рубежом такой способ не популярен. Причем совсем - неделовые отношения мешают достижению конечной цели. С другой стороны это отчасти является гарантией от того, что Вашу фирму бросят на пол - пути и не вернут уплаченные вперед деньги. Безусловно, определенные плюсы есть, но все же очень неплохо бы с "нейтральной" точки зрения прояснить каковы ресурсы этой компании, сможет ли она это сделать вообще, даже при 100% ответственности и заинтересованности.
- Реклама. Вернее точнее даже сказать зачастую прямо-таки черный пиар. Бывает, что возможности фирмы, которая разбрасывает на выставках море листовок, не соответствуют такой рекламе. Разглядеть такую ситуацию достаточно просто. Нужно сЪездить в офис фирмы и на глаз оценить остановку. По крайней мере, очевидные минусы вы, даже не будучи специалистом, выявите сразу. Важно также проверить есть ли у такой фирмы какой-либо реальный опыт внедрения.
- Знакомые, которые посоветовали ту или иную фирму, которая когда-то что-то автоматизировала у них и, вроде бы, претензий они не имеют. Как правило, деловая информация такого рода не является открытой, и точно вам сказать все равно ничего не смогут. По сути, это тот же самый 1-ый вариант с меньшей гарантией.
- Вариант строится на комплексном подходе. Как правило, выбирает его человек, который абсолютно ответственно относится к процессу автоматизации и представляет все возможные последствия в случае неудачи. Такой человек всегда лично посетит несколько фирм, предлагающих такого рода услуги, опираться будет не на пиар и громкие слова, а на реальный опыт фирмы, названия фирм, в которых уже проводились внедрения, детальный разбор того, в каких отраслях успела поработать фирма. Он всегда заранее спросит о ценах, количестве программистов на фирме, планах сопровождения и т.д. и т.п., все что он может спросить перечислить трудно, поэтому мы выделим наиболее важные на наш взгляд моменты:
- Сайт фирмы. По статистике 90% компаний, заинтересованных в автоматизации, ищут будущего "автоматизатора" через интернет. Следует обратить пристальное внимание на наполнение сайта. Если фирме есть чем гордиться, на сайте обязательно должен быть раздел о внедренных этой компанией решениях.
- Количество и "качество" программистов в этой компании. Дело в том, что чисто технически многие задачи зачастую решаются не так просто, и даже очень опытный программист не всегда может найти лучший метод решения. На фирмах - разработчиках активно применяют так называемый метод мозгового штурма, не редкость, когда несколько программистов сообща обсуждают путь решения той или иной проблемы. Помимо этого важно следующее. Программист - разработчик, даже имея идеальной техническое задание должен хоть сколько - нибудь разбираться в порученной ему теме. Соответственно, чем больше программистов на фирме - тем лучше, обращайте внимание на сертификаты, хоть какую, но гарантию качества они дают.
- Особое внимание следует обратить на предполагаемого руководителя проекта, помните, что от компетентности этого человека будет зависеть более половины успеха автоматизации.
- Опыт компании. Попросите продемонстрировать решения, которые они уже внедряли в области, если не аналогичной ваше, то хотя бы близкой. Даже если решение Вас не устроит, это большой плюс. Значит, на фирме наверняка найдутся сотрудники, которые разбираются в этой отрасли, их опыт может оказаться очень полезен.
- Подход к автоматизации. Если Вы сразу говорите с программистом, который в дальнейшем будет выполнять окончательную постановку задачи и программировать - это не очень хорошо. Дело в том, что руководители проектов, как правило, уже отошли от непосредственного программирования. Постановка задачи, оценка стоимости и сроков внедрения требует иных навыков, не очень тесно связанных с детальной методикой программирования. И можете поверить, тщательная постановка задачи, составление ТЗ, отслеживание результатов работы программистов занимает отнюдь не меньше времени, чем само программирование, заниматься этим должен отдельный человек.
- Ценовая политика. Выбирайте из всех ценовых предложений по стоимости проекта не самые дешевые, дорогие по стоимости либо средние, а те, которые разумно обоснованы, к которым прилагается примерный план работ и сроки выполнения.
Хорошую помощь окажет также специалист консалтинговой группы, если таковая имеется, либо даже приглашенный со стороны, он сможет более обЪективно оценить "мощности" компании, соответствие ее возможностей Вашим целям. Такие услуги стоят недешево, но при большом планируемом обЪеме работ окупят себя на сто процентов.
Подводя итоги можно сказать следующее:
- При выборе компании не поленитесь и обЪективно оцените возможности компании.
- Не оценивайте проект с точки зрения дешево, дорого, а разумно подойдите к предложенному варианту, если он слишком дорог для Вас, то разумнее подождать, а не подписывать дешевый контракт с непонятными перспективами.
Если у Вас возникают сомнения, и вы не можете самостоятельно оценить соответствие компании поставленным целям, воспользуйтесь услугам стороннего специалиста.
Специалист отдела внедрения Петров Михаил
Статья получена: Клерк.Ру