Телефонная компания МТС всерьез занялась борьбой с мошенничеством, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании. «Тему взял на контроль президент компании, а Служба безопасности МТС готовит сейчас соответствующие материалы», — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин.
Как правило, мошенники заключают подложные контракты под чужим именем под «одноразовую "симку-выговорку": поговорил и выбросил». |
Поводом для пристального внимания руководства МТС к проблеме мошенничества послужила публикация «Газеты.Ru». В начале октября на домашний адрес корреспондента газеты пришло письмо с требованием немедленно уплатить МТС несуществующий долг за услуги мобильной телефонной связи.
В противном случае дело обещали передать в суд. Письмо было прислано в фирменном конверте МТС и напечатано на фирменном бланке компании, а указанная в нем сумма задолженности, которую надлежало погасить в трехнедельный срок, составляла «32,2820 у. е.». Подписало письмо официальное лицо — «представитель отдела кредитного контроля». При всем этом клиентом МТС получатель никогда не являлся — а это значит, что личные данные, по которым заключали договор на его имя, были кем-то украдены.
«Скорее всего, служащим, нанятым одним из дилеров — партнеров МТС», — разъяснили «Газете.Ru» на правах анонимности в одном из московских офисов МТС. По словам источника, для работы с клиентами по всей территории страны МТС заключает договоры с фирмами-партнерами — дилерами. Те заключают договоры с субдилерами, которые набирают персонал для работы с клиентами. Этот персонал получает зарплату в зависимости от количества заключенных контрактов — «люди должны выполнять определенный план», — разъяснили «Газете.Ru» в компании. Неразборчивость в средствах и ведет к заключению липовых договоров, отметил источник.
Как правило, мошенники заключают подложные контракты под чужим именем под «одноразовую "симку-выговорку": поговорил и выбросил», рассказал «Газете.Ru» один из сотрудников службы безопасности («временными» номерами, выписанными на чужие имена, могут пользоваться, например, представители криминалитета). Впрочем, есть и другой вариант, отмечают в МТС. По существующим правилам без российской регистрации заключать договор о предоставлении услуг мобильной связи нельзя. На этот случай недобросовестные сотрудники также пользуются чужими данными. По неофициальным данным, это случается довольно часто.
В одном из офисов МТС «Газете.Ru» рассказали, что с похожими жалобами туда обращаются не реже чем дважды в месяц. В другом офисе сообщили, что с отказами оплачивать «левые» счета приходят до десяти человек ежедневно. Получить официальную информацию МТС на этот счет не удалось. В пресс-службе «Газете.Ru» заявили лишь, что после публикации компания провела целое исследование вопроса, и сейчас «служба безопасности обобщает итоги и разбирается с формулировками и подробностями». Одновременно, заверили в пресс-службе, «мы подключили специалистов, которые работают с дилерами, поскольку ноги растут оттуда. Сейчас они готовят серьезные отчеты».
Правда, когда именно отчеты будут дописаны, в МТС уточнить не смогли. Однако пообещали ознакомить с ними «Газету.Ru», как только «появится информация в том виде, в каком мы были бы готовы ее озвучить». Что же касается личной истории корреспондента с липовым счетом, то, проведя по этому факту проверку, компания МТС официально признала, что никакого контракта с ней корреспондент и в самом деле не подписывал.
Его личные данные были использованы неправомерно, но произошло это «не в компании МТС, а у дилера», подчеркивают в компании. МТС уже принесла официальные извинения. Однако ряд вопросов так и остался без ответа. Прежде всего, в МТС категорически отказались называть дилера, нанявшего жулика и подставившего тем самым компанию, отметив лишь, что он «понесет заслуженное наказание — будет платить штраф». Не захотели в МТС и предать гласности или имя сотрудника, укравшего вначале чужие паспортные данные, а затем и «32,2820 у. е.». Там отметили лишь, что «компания будет проводить свое собственное расследование и выяснять, кто из сотрудников занимался там этой деятельностью». Лишь после настойчивых уговоров «Газеты.Ru» в МТС все же пообещали довести до дилера просьбу «сдать» имя мошенника, оговорив при этом, что «дальше — как они решат». «Газета.Ru» попыталась выяснить, как борются с мошенничеством другие крупные операторы сотовой связи.
Впрочем, в компании «Мегафон» предложили вступить в официальную переписку, подчеркнув, что в противном случае «в пресс-службе с вами даже разговаривать не будут».
Зато в «Билайне» «Газете.Ru» рассказали, что их клиентов периодически атакуют два вида мошенников. Одни звонят по мобильнику и сообщают, что абонент якобы выиграл в лотерею, проведенную, скажем, совместно с «Русским радио», что-нибудь ценное — автомобиль или компьютер. Чтобы получить приз, «счастливчику» предлагают купить карту моментальной оплаты и заплатить по ней сумму, несопоставимую с величиной приза (например, если «выигран» автомобиль, то заплатить надо «всего» $200—250), а потом позвонить по мобильному и продиктовать коды и номер карты. После этого мошенники обещают «тут же» вручить приз, а затем выключают свой мобильник.
Другая группа мошенников делает в принципе то же самое, но не «с голоса», а рассылая эсэмэски. Причем и те, и другие регулярно находят желающих заплатить им, изумляются в «Билайне». «Мы предупреждаем всех: не торопитесь платить! — подчеркнули «Газете.Ru» в пресс-службе. — Загляните сначала на наш сайт, где сообщается обо всех наших акциях. Позвоните и проверьте информацию по официальным телефонам компании. И не верьте сообщениям о якобы проведенных лотереях по заочной выборке в ваше отсутствие. "Билайн" таких лотерей не проводит! Это — чистое мошенничество, и вас разводят!"