Одна из самых популярных психологических теорий, объясняющих природу возникновения неуверенности в себе, была создана в 1970-х Мартином Селигманом и получила название «теория выученной беспомощности». Согласно ей, для возникновения прочного ощущения неуверенности в собственных силах достаточно лишь одной-двух ситуаций из прошлого, в которых мы были беспомощны или наши усилия не принесли никакого результата. Причем эти ситуации не обязательно должны были быть пугающими или какими-то уж особенно значимыми.
Важно другое, а именно - опыт отсутствия контроля над неприятным событием. Мы «заучиваем» собственную беспомощность, привыкаем к ней тогда, когда от наших активных действий ничего не меняется. Именно поэтому ( опубликовано на ) в любой деятельности не так страшно делать поначалу даже самые глупые ошибки – из них можно извлечь уроки и тем самым приобрести опыт.
При этом даже непродолжительного эпизода отсутствия контроля над окружающим миром достаточно, чтобы беспомощность и неуверенность возникли и начали существовать уже как бы сами по себе, влияя на текущие самоощущение, поведение и даже здоровье человека. Однако следует отметить, что не все люди в одинаковой мере подвержены такому травмирующему влиянию отдельных ситуаций. Граница проходит между оптимистами и пессимистами – последние более склонны к «выученной беспомощности». Это происходит потому, что оптимисты обычно считают свои неудачи результатом случайного стечения обстоятельств, при этом весьма кратковременного, а успехи – наоборот, достаточно постоянным итогом личных заслуг и усилий. Установки пессимиста противоположны: постоянная ответственность за свои промахи и редкая удача как «подарок судьбы». Понятно, что при таком мировоззрении «выученная беспомощность» находит благоприятную почву для развития.
К сожалению, очень часто это чувство развивается у человека в детстве. Возможны несколько вариантов.
1. Однообразие окружающей среды, отсутствие полноценного общения, невозможность задать вопрос и получить ответ, да и вообще добиться от мира реакции на свое поведение. Такое бывает в детских домах или проблемных семьях.
2. Полное принятие или непринятие семьей поведения ребенка вне зависимости от его конкретных намерений и поступков. Малыш или подросток в этом случае абсолютно теряются и, как закономерное следствие, становятся полностью неуправляемыми. Это отчасти объясняет тот факт, что немало юных правонарушителей оказывается из вполне благополучных семей, порой с гиперопекающими родителями. Зачем размышлять, делать выводы, работать над собой, если дома в любом случае похвалят или отругают?
3. Неадекватная/отсроченная по времени реакция взрослых на поведение ребенка. Это чаще всего проявляется в дисбалансе наказаний/поощрений или в ситуациях, когда за одинаковые проступки следуют разные наказания. Если по одному и тому же поводу сегодня мама говорит одно, папа – другое, завтра – наоборот, а послезавтра маме наплевать, а папа хватается за ремень, то есть все предпосылки к формированию у ребенка «выученной беспомощности».
Автор: Анна Битько
Прочтений: 2186
Текущий рейтинг:
Статья о психологии получена: www.myJane.ru