Однако "Рособоронэкспорт", государственное российское экспортное агентство, вчера опровергло предположения о том, что Москва намерена разрешить реэкспортировать двигатели "Климов РД-93" (турбореактивные двигатели РД-93 Завода имени Климова. Прим. ред.
) в Пакистан, назвав их "преждевременными и необоснованными".
Одобрение реэкспорта ознаменовало бы значительное изменение политики Москвы в отношении Исламабада и стало бы стимулом для сторонников нового истребителя Xiaolong, который Китай разрабатывает совместно с Пакистаном, где его называют JF-17 Thunder.
Это расчистит путь для приобретения Пакистаном по крайней мере 150 новых истребителей на сумму до 2,3 млрд долларов и создаст прецедент, способствующий дальнейшим закупкам в России.
Москва на протяжении многих лет запрещала Пекину реэкспортировать в Пакистан российские двигатели, широко использующиеся в китайской авиатехнике, в основе этой политики лежат, преимущественно, оборонные связи России с Индией.
Однако Ли Пэй, директор разработок Xiaolong в корпорации China National Aero-Technology Import & Export Corp (CATIC), заявил, что сейчас от Москвы ожидают одобрения поставки в Пакистан к концу этого года или в январе следующего.
"Мы полны оптимизма", заявил Ли, поддерживающий тесные контакты с российскими экспортерами. Он добавил, что заявка на разрешение реэкспорта двигателей "Климов" находится на рассмотрении Москвы уже около шести месяцев.
Пресс-секретарь "Рособоронэкспорта" заявил, что все российское военное оборудование продается с сертификатом конечного потребителя, чтобы обеспечить, что его не будут повторно экспортировать в третьи страны. На недавнем китайском авиашоу он обвинил представителя предприятия, выпускающего двигатели "Климов", в распространении слухов о том, что разрешение уже выдано.
"Вот что случается, когда люди из промышленности начинают влезать в политику", заявил он.
Отказ разрешить реэкспорт двигателя "Климов РД-93" станет ударом для китайских надежд на то, что истребитель Xiaolong/JF-17 пойдет в авангарде превращения страны в международного поставщика боевой авиатехники.
Истребитель, производящийся совместно Chengdu Aircraft Industrial (Group) и пакистанской Aeronautical Complex, имеет большую часть возможностей истребителя F-16 американской корпорации Lockheed Martin, но его цена намного ниже.
Однако то, что для Xiaolong/JF-17 используется российский двигатель, указывает на сложности Китая в разработке необходимых технологий. На прошлой неделе пакистанские чиновники заявили, что начнут маркетинг JF-17 на оборонной выставке в Карачи в этом месяце. Западные оборонные чиновники в Исламабаде говорят, что среди потенциальных покупателей могут быть арабские и африканские страны.
Одобрение реэкспорта двигателей, вероятнее всего, расстроит Индию, крупного покупателя российского оружия. Однако Москва может решить, что важнее угодить Китаю, который, насколько известно, ведет переговоры о покупке партии истребителей "Сухой" Су-33 до 50 единиц на сумму 2,5 млрд долларов.
Совместные разработки истребителя Xiaolong/JF-17 Китай и Пакистан начали в 1990-х годах, после того как США перекрыли военные поставки в Пакистан из-за его стремления обладать ядерным оружием. После этого США согласились продать Пакистану до 62 новых и бывших в употреблении истребителей F-16, но пакистанские оборонные планировщики не уверены в том, можно ли полагаться на Америку в качестве долгосрочного партнера по поставке современных вооружений.
Статья получена: InoPressa.ru