Действительно ли страх – это отрицательная эмоция, травмирующее детскую душу чувство, от которого необходимо избавляться во что бы то ни стало? Психологи утверждают, что страх – это очень важная защитная реакция. наш мозг суммирует накопленный опыт, и в случае опасности мгновенно передает тревожный сигнал: наша жизнь и благополучие под угрозой. Страх гонит нас прочь от источника опасности, например, бушующего пламени или разъяренной собаки; удерживает нас от безрассудных поступков, например, от хождения по бревну над бездонной пропастью без реальной на то необходимости.
Это – нормальный страх, без которого наша жизнь подвергалась бы постоянной опасности.
Но есть иные страхи, патологические. если в норме страх возникает как реакция на какую-то ситуацию, то патологический сопровождает человека неотступно. Особенно подвержены патологическим страхам дети. Патологические страхи способны настолько сильно завладеть сознанием, психикой и поведением ребенка, что он уже не в состоянии думать ни о чем другом. Малыш пытается оградить себя от них различными непродуктивными ритуалами: начинает подмаргивать, подкашливать, подпрыгивать, дуть на руки и т.д..
В особо тяжелых случаях могут появиться дополнительные симптомы: энурез, заикание, тупиковые движения (раскачивание на четвереньках, сосание большого пальца и др.) Разумеется, что в таких случаях требуется помощь специалиста, и о положительном смысле переживаемых ребенком эмоций речи не идет.
Существуют возрастные особенности детских страхов. Так, малыши до 1 года боятся громких неожиданных звуков (шум работающего пылесоса, громкий смех, крик). В возрасте 7 - 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми взрослыми (малыш научается отличать круг родных от чужих людей). Двухлетние дети, как правило, боятся медицинских работников, что связано со страхом причинения боли (уколы, болезненные осмотры). Детей 3 - 4 лет пугает темнота и замкнутое пространство. Страх смерти особенно актуален в возрасте 5 - 6 лет и выражается в боязни страшных сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча и др.) Вообще страх смерти сопровождает человека на всем пути взросления и становелния его личности. Для младших школьников нет ничего страшнее чем «быть не тем, кого ценят»: они боятся опоздать в школу, потерять любовь и заботу значимых взрослых.
Как же предупредить развитие страхов у своего ребенка?
Во-первых, если Вы сами чего-то боитесь, страйтесь не демонстировать свой страх при малыше, чтобы не передать ему это чувство, ведь дети очень восприимчивы. Не стоит постоянно упоминать, что в мире бушуют страшные и смертельные заболевания, бок о бок находятся жестокие насильники и убийцы и пр.
Во-вторых, не следует разрешать смотреть фильмы и телепередачи (так называемые «ужастики») в целях закаливания детской психики. Таким образом вы только поселите в душевном мире ребенка ужас и панику, чувство беззащитности, поскольку малыши еще не четко различают мир фантастических персонажей и реальный мир.
В-третьих, не стоит брать себе в союзники в процессе воспитания страшных героев, запугивая ребенка сердитым милиционером, дядькой с мешком, Бабой Ягой. Так Вы сами порождаете многочисленные страхи, с которыми потом будете усиленно бороться, при этом воспитательный эффект часто равен нулю (ребенок все равно не ест кашу или не заснет быстрее).
Наконец, в сложных ситуациях, таких как развод, появление нового наследника в семье, переезд к малознакомым родственникам на длительный срок, обращайте внимание на эмоциональное состояние малыша – в неблагоприятных случаях он может бессознательно использовать страх, чтобы привлечь к себе внимание значимых взрослых.
Что же делать, если малыша мучают страхи. прежде всего, постарайтесь создать такую атмосферу, в которой малыш будет чувствовать себя в безопасности: спокойная и внимательная, ласковая мама, дарящая тепло и уют, и папа, излучающий стабильность и безопасность – лучшая защита от детских страхов. Убедитесь, что режим сна и бодрствования малыша соответствует возрасту, что в течение дня он получает достаточно ярких положительных впечатлений.
Кроме того, существует множество методик, помогающих малышу справиться со страхами. Психологи в качестве терапии часто называют своеобразный прием – прием эмоциональных качелей. Так, подбрасывая маленького ребенка вверх, а затем подхватывая его на руки, Вы реализуете именно этот прием – контраст отрицательных эмоций (кратковременный испуг) и положительных переживаний.
Если ребенок боится темноты, посоветуйте ему забежать в темную комнату на одну секунду, а затем вернуться в ярко освещенное пространство. Постепенно, раз за разом, время пребывания в темной комнате можно увеличивать. Однако инициатива должна исходить исключительно от самого ребенка. По возвращению к Вам, малышу необходимо получать положительные подкрепления его поведения (похвала, гордость за него).
Можно сделать исключение, и как-нибудь поздним вечером посидеть вместе с ребенком в темной комнате под столом или кроватью. Возьмите в руки фонарь и покажите малышу, что пугающие его чудища – это всего лишь очертания стула или шкафа, принявшие непривычный вид в темноте.
И конечно, в любом случае поможет телесный контакт - обнимите ребенка, даже повзрослевшего, покачайте его в своих объятиях, поцелуйте, сделайте мягкий расслабляющий массаж.
Если ребенок боится сказочных персонажей, необходимо объяснить и показать на примере, что абсолютно злых героев не существует: Баба Яга может в печь отправить, а может и дорогу подсказать; Волк съесть, а в другом случае сослужить верную службу и т.д. Существуют приемы психогимнастики, с помощью которых ребенок проигрывает эмоции, которые испытывает «злой» и «добрый» страшный персонаж (включаются элементы дыхания, соответствующей мимики, пантомимики).
Можно проиграть театральные этюды, сюжеты которых будут соответствовать страхам Вашего малыша. Например, ребенок боится грозы. Придумайте историю о мальчике/девочке, которые оказываются дома одни во время разыгравшейся стихии. Опишите конкретно чувства героя-ребенка (трясется от страха, стучат зубы, выступает пот и т.д.). Но неожиданно возникает некий персонаж, которому требуется помощь. Может быть, маленький щенок скребется в дверь и скулит, просясь в дом. Мальчик/девочка не решается вылезти из-под одеяла в кровати (подробно акцентируется борьба противоположных чувств), но, наконец, жалость берет верх и он/она, собрав все свое мужество, открывает дверь. Опишите чувство гордости, переполняющее ребенка, победившего свой страх, а также эмоции признательности продрогшего щенка. Пусть ребенок совместно с Вами проиграет сюжет, побывав во всех ролях этой истории.
В особых случаях, когда ребенок испытывает довольно сильный страх, можно порекомендовать нарисовать пугающее чудище или страшную ситуацию, а после этого торжественно сжечь изображение на подносе, развеяв пепел прямо на глазах у малыша (можно повторять процедуру столько раз, сколько это потребуется).
Если ребенок не в состоянии определить точно, что именно его пугает, предложите ему нарисовать свой страх, а после этого побеседуйте с ним, расспросите его о том, что у него получилось. Вопросы могут быть такими: А какого он цвета? Где живет? На какую часть тела похож (или в какой части тела он живет)? Есть ли у него вкус? Запах? Почему он пугает людей? Как можно с ним справиться?
Такие вопросы помогут дифференцировать эмоции, которые испытывает ребенок, выявить настоящий объект страха, а также найти способы коррекционной работы, необходимой малышу.
Если ребенок отказывается под любым предлогом изобразить свой страх, это свидетельствует только о том, что эмоция слишком сильна и глубока. Не расстраивайтесь, продолжайте проигрывать лечебные этюды и время от времени возвращайтесь к попыткам нарисовать его.