Однажды, несколько лет назад, мне в руки попал номер журнала "Улица Сезам". Я заинтересовалась игрушками, сделанными из муки с солью.
Их могут делать сами дети, и не только делать, а и раскрашивать и придумывать им имена, а потом и применение для них. Будут ли это игрушки на елку, фигурки для кукольного домашнего театра или что-то еще. Так как времени свободного было много, я стала более внимательно просматривать весь журнал и наткнулась на очень интересную статью. Не помню автора, но идея статьи очень заинтересовала и увлекла. В ней говорилось о том, что при всем теперешнем изобилии игрушек, и мягких, и надувных, ярких, гремящих, и необыкновенно забавных – все они не дают ребенку того, что он в них ищет. Мы, взрослые, покупаемся на кратковременную радость детей и не замечаем, как быстро игрушка становится забытой. Не пытаемся подумать - почему, списывая все на непостоянство детских привязанностей. Но стоит все-таки присмотреться и попытаться понять – что же ищет ребенок в куклах, лошадках, во всем многообразии игр.
Все мы видели, с каким упоением ребенок складывает обыкновенные кубики, не потому что они яркие, не потому что они притягивают взгляд - они, эти кубики остаются таковыми только в нашем понимании и в наших глазах. Для ребенка - это корабли, машины, дома и много-много всего, чего нам, взрослым, уже не дано представить в этих простых предметах.
Что же важно ребенку в игрушках? Им нужна возможность придумывать, фантазировать, сочинять, им нужно пространство для этого, не физическое пространство комнаты, а полет фантазии, которого не дают законченные прекрасные игрушки. Мобильность игрушек, их изменяемость, возможность давать им новое значение, другой статус, дополнять их тем, что ребенок узнает нового в строении мира. Это, пожалуй, то, что необходимо в поддержании долгого интереса к ним.
Прочитав статью, я настолько вдохновилась этой идеей, идеей недоделанности, что немедленно решила испытать, проверить правильность. Я думаю - не ошибусь, если скажу, что все мамы когда-то испытывали такой творческий зуд желания сделать что-то для своего ребенка своими руками. Вот и я, поддавшись порыву, позвала свою дочку, Юленьку, ей тогда было 4 с половиной годика, достала с антресолей старую вытертую пуховую шапочку и сказала: - Сейчас мы с тобой будем делать зверька. Я начну, а ты попробуешь угадать - кто это будет, и придумаешь ему имя.
Я подумала, что раз принцип таких игрушек - минимализм и недоделанность, не стала особо мудрить. Туго свернула шапочку уголком, так, чтобы уши остались свисать в виде хвостика, и закрепила нитками, чтобы он не разворачивался. Потом заплела ушки в один тугой жгут. На мой взгляд, получилось что то непонятно-пушистое с длинным хвостом. Каково же было мое удивление, когда дочка с радостью воскликнула - Мама! Это я знаю! Это же лисичка!.. Только глазок не хватает!
Полувытертое создание выглядело ахово, но я не показала и вида и попросила придумать ему имя. Но дочка сказала что надо сначала сделать глазки, а то ей плохо и темно - и сама долго выбирала пуговки, а потом мучилась - пришивала их!!! Можно долго рассказывать, как это происходило, и умиляться, но речь сейчас не о том. Как бы я ни была вдохновлена статьей, но такого эффекта не ожидала. "Лисичка" стала наилюбимейшей и главнейшей игрушкой-подружкой моей доченьки. И все это при наличии в доме огромного, именно огромного, количества всевозможных красавцев котов, мишек, кукол и прочих мягких изделий. Лисичка спала на одной подушке, с ней гуляли, разговаривали, рассказывали милые детские глупости, учили говорить правильно буквы. Да много всего! Пока это было дома, я просто тихо радовалась такой привязанности, но пришла пора идти в детский сад. А все мы немного побаиваемся строгих воспитателей. Это идет еще из нашего детства. Я не знала - как они посмотрят и отреагируют на "такую" игрушку. Я не боялась косых взглядов в свою сторону, но лишать дочку радости от необдуманных слов мне не хотелось. Потому начала понемногу уговаривать её оставить Лиску дома, чтобы она дожидалась на подушечке свою подружку - дочку. Я никогда не забуду огромных глаз дочери и ее, такого серьезного и искреннего ответа - Она будет плакать без меня. Лиска моя самая любимая. Я хочу показать ей садик.
Мы пришли в сад. Я с волнением вглядывалась в лица воспитателей. Но это было напрасным. И дети, которые очень любят рассматривать все новое - очень заинтересованно отнеслись к ним.
С тех пор прошло много времени. И не раз дочка сама из каких-нибудь меховых лоскутков мастерила игрушки. Они были, может и не такие красивые, как покупные, но что самые любимые - это совершенно точно.
Бесспорно, домик для Барби красив. В нем множество комнат, мебель и прочие принадлежности, но интерес к нему длится очень недолго, ровно неделю с момента покупки. Он закончен. В нем нечего добавить, нет места для фантазирования и дополнения. Но с каким интересом дочь занималась изготовлением домика для куклы из картонной коробки! Она сама поклеила в нем обои, из спичечных коробков склеила мебель и обшила её цветными тряпочками, сшила занавески на окна-дырки, и связала палас. Она творила сама, придумывала, мечтала о том - как уютно в нем будет жить её любимая куколка. Перед праздником 8-е марта сын-первоклассник попросил меня помочь сделать подарки для девочек. Конечно, можно было без проблем пойти в магазин и купить какую-нибудь милую ерунду, но это было слишком просто, ведь, задумав подарок, он хотел вложить в него свое отношение. И тогда мы стали думать – аппликация, слишком долго, не успеть; рисунки - то же самое, да и вдохновения не хватит рисовать 12 открыток. И, неожиданно, я вспомнила, как когда-то делали куколок из ниток. Это было интересно, забавно и очень просто. Показав сыну как делать первую куколку, я просто наблюдала. С каким старанием он подбирал ниточки для платья, ручек, прически! Ему нравилось делать самому, нравилось мечтать - как он принесет и подарит. Это было от всей его детской души.
Дорогие мамы, не бойтесь показаться смешными в глазах соседей и подруг, не бойтесь быть ими непонятыми. Надо всегда помнить себя в этом возрасте. Надо пробовать смотреть на мир глазами своего ребенка. Дочке пять, и вспомни, как у тебя было в 5 лет... что для тебя в 8 лет были коробки из-под обуви? А в 9? Что ты видела в простой салфетке?
Ведь это очень полезные предметы, нужные в хозяйстве! В детском! Вспоминайте себя. Экспериментируйте. Придумывайте. Удивляйте и удивляйтесь. Детская фантазия безгранична. Ей надо всего лишь немного помочь.
Статья получена: www.Mamochka.kz