Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дети и их родители » Развивающие игры и игрушки » Тонкая материя

 

Тонкая материя

 

 

Все дети – фантазеры, и это замечательно. Развивать воображение необходимо с детства. Лучшее время для обучения строителей качественных «воздушных замков» – дошкольный возраст.

Что такое воображение?

Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию...», «вообрази, что ты...» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того, чтобы представлять, воображать, придумывать, и необходимо воображение.

загрузка...

 

 

Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).

Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание. Если попросить малыша придумать какую-нибудь интересную историю (непохожую на известные сюжеты), то среди образов, которые он «создаст», будут и образы творческого воображения.


Для чего оно нужно?

Функция воображения в психическом развитии ребенка имеет огромное значение. Воображение как форма психического отражения должно способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, не перерастая в пассивную мечтательность, стремление заменить реальность грезами. Задача родителей – помочь ребенку использовать возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития. Став школьником, он будет получать значительное количество информации в виде текстов, схем, картин и пр., воссоздавая по ним живой образ действительности. Типичные задания: придумать рассказ по картинке или на заданный сюжет, продолжить начатое повествование – рассчитаны на работу детского воображения. Школьник часто сталкивается с необходимостью понять абстрактный материал – здесь требуются аналогии. При общем недостатке жизненного опыта на помощь придет воображение. Постепенно ребенок начнет более критично воспринимать мир вокруг себя и строить реальные планы на будущее: он перестанет верить в сказочные чудеса, его мечты станут выраженнием позитивной жизненной перспективы.


Обогащаем воображение

Заинтересованные в успехах ребенка родители в состоянии придумать множество заданий на развитие воображения – так, отличной школой может послужить изучение географических карт. Желательно также использовать специальные обучающие игры и тесты. Работать надо целенаправленно, развивая строго определенные способности. Уделите особое внимание формированию некоторых особо важных навыков и умений.

Использование «заместителей». В развитии воображения важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3–4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется сходством предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6–7 лет уже нет тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение может опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые (ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя всадником). Постепенно необходимость во внешних опорах исчезнет. Произойдет переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Для этого следует научить ребенка оперировать «заместителями» предметов. Это могут быть другие предметы, геометрические фигурки, знаки и т. п.

«Опредмечивание» неопределенного объекта. Способом «опредмечивания» дети начинают пользоваться с 3–4 лет. Он состоит в том, что ребенок может в незавершенной фигуре «разглядеть» определенный предмет. Выполняя задание – дорисовать неопределенное изображение, малыш может круг превратить в колесо машины или в мячик, треугольник – в крышу домика или в парус кораблика. К 6–7 годам ребенок должен относительно свободно владеть этим способом и уметь добавлять к «опредмеченному» рисунку детали.

Создание образа Делается это на основе словесного описания или неполного графического изображения. Эта способность очень важна для предстоящей учебы ребенка. Необходимость создания образа на основе словесного описания и графического изображения возникает при чтении, при осознании значения новых слов, при распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия (предмет виден не полностью, а частично) и в других ситуациях. Чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для тренировки можно использовать задания, в которых ребенок должен: а) создавать образ предмета по его словесному описанию; б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.

Развитие пространственного воображения. Предметы окружающего мира существуют в пространстве. Образы воображения, чтобы быть адекватными, должны обладать пространственными характеристиками. Поэтому важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности детям шести лет можно предложить игры двух типов: а) на мысленное преобразование предмета в пространстве, б) на представление взаимного расположения нескольких предметов в пространстве.

Подчинение воображения четкому замыслу. Только последовательная реализация плана приводит к его выполнению. Из-за неумения управлять идеями, подчинять их своей цели самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не получают воплощения. Важно уметь действовать по заранее продуманному плану, реализовывать свои замыслы, создавая хоть небольшие и несложные, но законченные произведения (рисунки, истории, конструкции и пр.). Обучение должно включать следующие этапы: а) этап демонстрации плана – вы показываете, как составлять план (схему) готового произведения (конструкции); б) этап самостоятельного «чтения» плана – ребенок учится разбирать составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое произведение; в) этап самостоятельного составления плана – ребенок сам составляет план собственного произведения.


Опыт и воображение

Многие считают, что детское воображение намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно – по мере накопления им определенного опыта.

Все воображаемые образы, какими бы причудливыми они ни были, основываются на представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни – чем больше и разнообразнее опыт, тем выше потенциал воображения. Именно поэтому воображение ребенка во многих отношениях беднее воображения взрослого – у него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда дети по-своему объясняют неизвестные им ранее явления и предметы, и эти объяснения часто кажутся взрослым неожиданными и оригинальными.

Вместе с тем, в жизни ребенка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной действительности. Но с его помощью дети познают окружающий мир и себя.


Татьяна Мягкова, психолог

Статья получена: www.Mamochka.kz
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Тонкая материя":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Блюдо с тонким вкусом

В тесте участвуют автомобили: Audi A4, Audi A6, Audi A3 – Так много журналистов... Будет что-то особенное? – спросила меня барышня-пограничник в аэропорту Мюнхена. – Точно не знаю, но от «Ауди» всегда ожидаешь чего-то особенного.

» Немецкие автомобили - 1543 - читать


Opel Astra: Тонкий расчет фрейлейн Астры

В тесте участвуют автомобили: Opel Astra На первый взгляд, такая «Астра» кажется излишне дорогой. Однако на самом деле позволяет сэкономить весьма солидную сумму.

» Немецкие автомобили - 1985 - читать


Hyundai Elantra: Тонкая грань

В тесте участвуют автомобили: Hyundai Elantra На Московском международном автосалоне состоялась мировая премьера обновленной "Хёндэ-Элантра". Сегодня ее уже можно купить.

» Познавательное про авто - 1748 - читать


Дизайн для блога дело тонкое

Правильные дизайнеры делают правильные дизайны для сайтов исходя из предназначения последних. Блоги создаются с одной единственной целью – информировать, а создать дизайн для информационного ресурса оказывается не так легко, как могло показаться на первый взгляд. Здесь стандартные элементы выполняют непривычные для остальных сайтов функции, например, основное меню вовсе не является основным средством навигации, а на RSS подписку возлагают больше ожиданий по завлечению посет ...

» Продвижение и оптимизация - 2332 - читать


Су Джок — дело тонкое

В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «су джок» (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.

» Народная медицина - 4719 - читать



Статья на тему Дети и их родители » Развивающие игры и игрушки » Тонкая материя

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru