Громка и заслуженна была некогда слава брэнда Delta Force. Именно этой серии выпало когда-то привести мир First Person Shooters, где безраздельно властвовали "бездумные кровавые мочилова" - к пониманию альтернативы в виде реалистичного симулятора современной войны. Очень, очень новой была идея смерти от одной пули для поклонников мгновенно восстанавливающих здоровье аптечек и облегающей все тело невидимым экраном брони. Но и привлекательной. Настолько привлекательной, что сегодня реалистичных и псевдореалистичных военных игр выпускается больше, чем "мясных стрелялок" - а традиционный Delta Force, скатившись до состояния жалкого Task Force Dagger, уже не в силах противостоять своим могущественным конкурентам (прежде всего несущим имя Тома Клэнси, как нам кажется).
И теперь, как бы иронично это не звучало - легендарный брэнд начал украшать собой серию игр, которые как бы разворачивают оглобли в обратном направлении, возвращая военные шутеры реального времени назад к их аркадно-развлекательным, зрелищным, событийно-насыщенным корням. Очень неслучайно первая игра такого плана была сделана именно по замечательному (чтобы там ни заявляли пуристы военной истории) фильму Blackhawk Down - ее драйв сопоставимы с драйвом и напором голливудского размаха Брукхаймера. Обьединить мощные аудиовизуальные впечатления с плотным событийным потоком, постоянным изменением ситуации, погрузить игрока в атмосферу полностью и неотрывно - вот формула этого замечательного интерактивного кино.
Если вы играли в свое время (не так уж и давно) в собственно Blackhawk Down от Novalogic - скорее всего, продолжение Team Sabre, одиннадцать новых миссий которого раскиданы по двум субкампаниям в Иране и Колумбии, встретите на ура. А вот если не играли - то сейчас самое время ликвидировать этот досадный пробел в игровом опыте, и именно для вас мы пишем это ревью :) Тем более - в Team Sabre содержится и вся кампания первой игры, так что тут можно убить двух зайцев одним выстрелом, тем более что никакого особого прогресса в графике и в движке продолжение не продемонстрировало.
"Сахар и Соль", собственно, игровой прелести - в смешении всех положенных канонов реалистического шутера с канонами развлекательного экшна. В вашем распоряжении солдат, ничем не уступающий по возможностям своему коллеге, допустим, из Ghost Recon. Ваш герой (как в виде от первого лица с прорисовкой оружия или без, так и в виде от третьего лица) умеет ходить и бегать, перемещаться в приседе и ползать. Может заглядывать тихонько за угол, лазать по лестницам - даже прыгать, плавать и нырять. Может использовать бинокль и систему ночного видения, и оба этих предмета в сочетании (и система ночного видения сделана визуально, доложу я вам - попросту великолепно). Располагает компактным карто-радаром и полномасштабными картами. Может отдавать команды напарникам и даже выражать эмоции :) Естественно - использовать объекты и применять самое разнообразное оружие, включая нож, множество видов гранат и взрывчатки. Не может он только водить технику - вертолеты, джипы, грузовики - но зато может вести огонь из машины, ведомой водителем/пилотом (как пользуясь индивидуальным оружием, так и монтированным бортовым).
И вот этот вот многофункциональный солдат со своими компьютерными напарниками (между прочим, достаточно разумными для того, чтобы всерьез полагаться на их поддержку в бою) - погружается в миссии, которые как бы сконструированы профессиональной командой киношников, чтобы наилучшим образом продемонстрировать все элементы "конструктора военных сцен", соединяя их подчас самым неожиданным образом. Дневные битвы, ночные битвы, битвы в сумерках. Битвы на открытых пространствах, на узких улочках городов-поселков, в зданиях. Осторожные штурмы мостов, яростные обороны до последнего патрона, бесшумные стелс-агрессии во тьме. Отдельная песня - управление монтированным оружием: оборона колонны пулеметным огнем с джипа от выскакивающих со всех сторон террористов - такого вы еще не встречали, пожалуй. А уж расчистка пути с борта боевого вертолета - пилот которого делает захватывающие дух заходы на цели с воздуха, а вы неотвратимым ангелом войны разносите на металло-мясные ошметки всех, кто дерзнул бросить вызов мощи военной машине Cоединенных Штатов :)
Вот типичная "винегретная" миссия из первой кампании: вас высаживают на окраине поселка вертолеты-транспортники уходят, оставляя вас пробиваться компактной группой к цели где-то в глубине (при этом на подходе вы можете успеть эффективно воспользоваться бортовым пулеметом). Вы продвигаетесь среди узеньких улиц и убогих лачуг - при этом враг может прятаться в любом закоулке, может выскочить неожиданно из прохода справа или слева, или даже сзади, если вы недостаточно внимательно "зачистили" территорию. При этом надо еще и отличать "гражданина третьего мира с автоматом" от таких же невооруженных (убивать мирное население как бы нежелательно), и стараться не реагировать на проклятия женщин, бросающих в вас камни.
Игра очень даже приучает к неизбежности потерь среди мирного населения во время военных действий: когда по вашим напряженным нервам вдруг бьет силуэт, неожиданно появившийся из-за угла - мышка буквально сама дергается совместить с ним перекрестие и нажать на курок, анализ ситуации попросту не успевает вмешаться. Таким стало быть порядком мы овладеваем промежуточным пойнтом, где при помощи монтированного пулемета отбиваем особо ожесточенную атаку - и продвигаемся к огромному ангару, который тоже населяют террористы, но прячутся в укромных уголках и удобнее всего истребить их при помощи ночного зрения. Далее большинство напарников остаются охранять точку, а вы с одним еще выдвигаетесь в кузове местного допотопного грузовика к следующей позиции - причем вас преследуют джипы с пулеметами, и если от них отбиться, то можно будет проследовать очень осторожно через минное поле, чтобы поучаствовать в качестве подкрепления в битве за последнюю локацию, где и наступает наконец финал :) Собственно говоря - уже на этом материале можно снять целый небольшой фильм, а так ведь все время. Каждая миссия норовит впечатлить и ошеломить, да еще желательно какой-то ситуацией, которой в предыдущих миссиях не было - с разнообразием в игре все в порядке.
Во второй части миссии даже более клюквенные - чего стоит только водный поход на боевой надувной лодке США, где вы походя отправляете на дно пачками сторожевые катерки негодяев. Ну и конечно броневики, которые можно расстрелять из винтовки - тоже некоторая натяжка :) Зато хоть как-то разумно обошлись с жизнью и здоровьем - убивают вас обычно в случаях, когда вы замешкались и затянули с уничтожением слишком близко расположенного врага. Сразу убивают, без мук :) И, может быть - чаще, чем кому-то хотелось бы. Настройка уровня сложности под себя - дело далеко не последнее, потому что миссии, бывает, приходится рестартовать десятки раз, сохранений посередине нет. И если закаленный опытный боец может потратить на миссии дополнения пару десятков часов - зеленый в милитари-экшн геймер пожет потерять вдвое-втрое, это надо иметь в виду.
Графический движок в игре - "мускульно", конечно, несколько устарел. Но надо иметь в виду, что он и изначально не был особенно уж так эффектен в деталях - и модели часто несложны, и текстуры бедны. Сила графики Blackhawk Down - прежде всего в динамике, в ракурсах, в кинематографических решениях, в правдоподобии происходящего как анимированной сцены. Совершенно не впечатляющая в статике - она изумительно оживает в движении, создавая отличное ощущение присутствия, генерируя правдоподобные сцены мирной и военной жизни. Немало помогает вопросу превосходное звуковое решение - возможно одно из лучших в мире трехмерных игр от первого лица. По звуку можно прекрасно ориентироваться, распознавать удаленные события и объекты - погружение полное, тем более что Team Sabre полностью поддерживает систему 5.1. Все источники звучат чрезвычайно правдоподобно, и в единстве эффектов и звука рождается изумительное, тоже одно из лучших в гейминге, ощущение от применения оружия. Вызывает даже раздражение постоянная необходимость смены магазинов - из таких пушек хочется стрелять вечно :) Но хорошие эффекты есть и вокруг персонажа: о фантасмагориях, видных через систему ночного видения, мы уже упоминали, но еще специального упоминания достойны, пожалуй, взрывы. Исключительно зрелищные - с полетами тел и обломков механики - они тоже, пожалуй, ассоциируются скорее с Голливудом, чем с электронными развлечениями. Чудесно сделана система моделирования погоды и времени суток с очень специфичными методиками освещения. Достойны всяческих комплиментов дизайны сооружений. Поддерживается сложный рельеф и отличные водные поверхности.
На фоне превосходного, очень оригинального синтетического геймплея однопользовательской кампании мультиплейер выглядит тускловато. Все преимущества срежиссированной линейности как бы испаряются и мы имеем просто еще один шутер, пусть и на больших, красивых, и славно приспособленных для войны картах. Все боевые режимы - совершенно классические, никакой экзотики. Возможности пилотирования машин все так же нет - хотя можно залезть, к примеру, в вертолет, и запустить скрипт облета территории. К тому же поиграть через Интернет без лицензионной версии вы не сможете скорее всего (у нас, впрочем, не очень вышло даже и с лицензионной местного розлива) - а собрать достойное количество игроков в локалке для этой игры у вас вряд ли получится.
Итого: для нас Blackhawk не просто отличная игра, но и одна из любимых, доставивших много отличных эмоций. Поэтому трудно отказаться от искушения рекомендовать ее к самому широкому применению всем любителям шутеров именно. А может быть, и поклонники серьезных военных симуляций не будут против отвести душу, закаленную многочасовыми осторожными ползаниями в кустах напряжного мира Ghost Recon (не менее прекрасной, кстати, по своему, вещицы).
Скриншоты