Архитектура - это философия, наука и искусство в одном лице. Занижение, а тем более игнорирование ее роли и значения чревато невосполнимыми издержками как морально-физиологического плана (психологический и физический дискомфорт), так и материального (выброшенные на ветер труд и деньги).
Архитектурное решение, разработка которого как раз и является задачей архитектора-дизайнера, включает функциональное зонирование помещения и объемно-планировочные мероприятия, подбор отделочных материалов и концепцию цветовой гаммы, выбор освещения и приемов подсветки, определение системы и приемов декорирования и озеленения квартиры, ее меблировки. Привнести в этот декор элементы индивидуальности, вдохнуть в него уникальность личности - дело хозяина, в тесном сотрудничестве с которым дизайнер выполняет все этапы работы.
Сегодня приблизительно половина заказчиков приходит к дизайнеру с просьбой сделать им "модно". Вторая половина просит реализовать их мечту - то, чего они всю жизнь хотели, только вот денег не было.
Прежде всего следует определить стилевое направление, которое предпочитает заказчик. Без четко сформулированного концептуального решения двигаться дальше - подбирать материалы, мебель, аксессуары и декор нельзя.
Главное - уют и психологический комфорт. Иногда квартира, интерьер которой "съел" несколько тысяч долларов, выглядит куда более дежурно и скучно, чем скромное жилье, обставленное с любовью старинными вещами, доставшимися в наследство от бабушки. Как говорят специалисты, декорированное пространство - это живой организм, и если оно создано не по определенным законам, то оно начинает "мстить" своему хозяину. Дискомфорт и отсутствие уюта в такой ситуации - еще не самые страшные последствия.
Поэтому создание интерьера у профессионалов начинается с психологического тестирования клиента. Вопросы на первый взгляд простые: откуда вы утром берете галстук, какая из чашек в вашей квартире - любимая, в чем вы обычно ходите дома? Они дают возможность представить тип личности, темперамент, социальный статус, менталитет, явные и скрытые пристрастия, позволяют увидеть развернутую картину внутреннего мира и стиля жизни заказчика. А это и есть база, основа эксклюзивного подхода при обстановке жилья, опираясь на которую можно соблюсти точные пропорции функциональных слагаемых интерьера; "дозировать" эргономику, вычислить будущую планировку пространств и компоновку мебели.
Например, хорошо известно, что выбор мебели связан с психоэмоциональными переживаниями. Дизайнер пытается понять, какие воспоминания, впечатления связаны у человека с процессом выбора, на что он опирается в своих пристрастиях. Многим безразлично, из какого дерева сделан стол или бюро - из бука, красного дерева, березы: Зато важны стиль, резьба, детали, которые что-то ему напоминают, вызывают приятные ассоциации.
Часто идея общего стиля интерьера у дизайнера возникает совершенно неожиданно. Например, один из знакомых специалистов рассказывал, что концепция оформления квартиры вдруг ясно вырисовалась перед ним, когда заказчик с восторгом показал ему недавно купленную серию авторской керамики. Специфическое оформление серии задало тон будущему интерьеру квартиры.
На первом этапе работы можно предаваться различным фантазиям, но уже на втором, независимо от выбранного стиля, необходимо определить функциональность помещений. При этом требуется учесть объем и назначение помещения. Приступая к проектированию и формированию интерьера, надо как можно четче сформулировать цель и задачи, которые необходимо решить. Можно даже сделать это письменно, что дисциплинирует и обеспечивает систематизацию. Дом должен жить и работать на человека, обеспечивая гармоничное и полноценное пребывание в нем. Правильное распределение пространства согласно вашим нуждам сделает дом удобным для проживания, а ведь именно это и является главным в совместной работе дизайнера и хозяина.
При перепланировке не следует забывать, что разные жилые помещения связаны между собой и должно существовать нечто объединяющее их в одно целое. Правильное распределение пространства внутри жилья делает его более экономичным функционально и одновременно расширяет возможности жильцов. Перекраивая жилые помещения, человек как бы ставит под сомнение предыдущую функцию каждого из них, - значит, дизайнер должен найти новый баланс их размеров, назначения и эксплуатационной нагрузки. Например, громадная гостиная станет лишь бесполезным пространством, если ею пользуются всего лишь пару часов в неделю. Разумнее задействовать это помещение, например, для кухни. Есть ряд непреложных "законов", которые желательно иметь в виду. Например, столовая должна быть расположена недалеко от кухни, а спальня - рядом с туалетом и как можно дальше от оживленных "магистралей" и шумных мест дома.
Конечно, и сегодня многие предпочитают традиционную планировку дома, с длинным коридором, ведущим из одного помещения в другое. Но все чаще симпатии отдаются большим, открытым сообщающимся пространствам. Выделить функциональные зоны в них легко с помощью мебели. Например, диван и пара кресел создают зону отдыха, не требуя ее отделения от основного пространства гостиной или столовой. Ковер довершит разграничение помещения. Можно также задействовать раздвижные двери и портьеры, чтобы условно отделить одну зону от другой.
Оксана ГУСЕВА,
дизайнер компании "Русское оконце":
Чтобы заказать витраж, заказчик обычно приходит к нам с дизайнером, который определяет основную линию в оформлении интерьера. Мы показываем каталог образцов, выбираем подходящее к общей концепции интерьера оформление. Главная задача дизайнера - сочетать требования клиента, не выходя при этом за рамки заданного стиля. Например, к нам обратился человек, квартира которого выполнена в строгом классическом стиле. Но классические витражи ему совсем не нравились. Мы разработали три-четыре эскиза, выбрав более авангардный стиль, и витражи прекрасно вписались в интерьер, не нарушая, а дополняя его.
Дмитрий НИКОЛАЕВ,
частный дизайнер:
Заказчику часто приходится объяснять психологическое воздействие тех или иных выбранных им элементов. Например, преобладание горизонтальных линий придает помещению комфортный вид. Оно ассоциируется с современным, свободным стилем жизни. Если же в помещении доминируют вертикальные линии, это делает его более торжественным и классическим. Изогнутые линии несут оттенок благополучия, но могут сообщить помещению и некоторую заброшенность.
Екатерина Голубева
Источник: Загородное обозрение