Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Строительство и ремонт » Дизайн и интерьер » О дорогах и дорожках

 

О дорогах и дорожках

 

 

Устройство дорожек и площадок на загородном участке лишь на первый взгляд может показаться делом простым. Если вы не хотите, чтобы материал покрытия быстро пришел в негодность, а путь к крыльцу или гаражу лежал через внушительные лужи и многочисленные выбоины, придется подготовить надежное основание длЯ «пешеходных зон» и автомобильных дорог, в точности соблюсти технологию укладки, а заодно обеспечить эффективную систему отвода дождевой и талой воды.

По технологии изготовления дорожки подразделяют на жесткие и мягкие. Жесткие – с монолитным бетонным покрытием либо с покрытием, состоящим из отдельных, штучных элементов: натурального и искусственного камня, тротуарной плитки, деревянных спилов (шашек), клинкерного кирпича и т. п.

загрузка...

 

 

К мягким дорожкам относят покрытия из разных сыпучих материалов: щебня, гравия, песка и др. В рамках одного участка обычно сочетают разные покрытия, но жесткие, как правило, занимают большую площадь.

В рамках этой публикации мы не будем рассматривать достоинства и недостатки материалов, используемых для устройства дорожек и площадок, а поговорим об особенностях создания покрытий разных типов, поскольку подобные работы довольно часто вызывают у владельцев загородной недвижимости трудности.

В общих чертах

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных вариантов проведения «дорожных работ», следует обозначить самые общие требования, актуальные практически для всех типов мощения.

Итак, начальный этап создания любой дорожки – разметка участка с нанесением контуров будущих «троп» в соответствии с ландшафтным проектом. Границы прямых дорог можно наметить нитками и колышками, а сложных волнистых – любым светлым порошком (к примеру, алебастром или песком). После этого с отмеченных «областей» снимается грунт. Далее алгоритм и характер действий зависит от того, из какого материала будет делаться дорожка или площадка.

Качество любого покрытия примерно на 90% зависит от правильного выбора основания. По мнению ряда специалистов, дорожка, испытывающая значительные нагрузки (например, от движения автотранспорта), на суглинистых и глинистых почвах требует устройства основания глубиной не менее 50 см, с 30-сантиметровым слоем песка. На хороших несущих грунтах глубина основания может быть 30–35 см, а слой песка – 15 см. Для пешеходных дорожек (на тяжелых грунтах) достаточно песчано-гравийного основания глубиной 30 см, при этом отсыпку песка рекомендуется делать 15 см. Необходимо трамбовать каждый слой (по 5–7 см) гравия, щебня и песка, с обязательным поливом.

Очень важный этап мощения любого типа – устройство дренирующего основания дорожки или площадки. Ведь именно оно обеспечивает отвод избыточной воды в нижние слои почвы.

Особое значение дренирование приобретает на тяжелых глинистых почвах, плохо пропускающих воду. Такие почвы осенью насыщены водой, которая, замерзая зимой, приводит к значительному расширению объема грунта (данный процесс называется пучением), что иногда приводит к повреждению мощения.

Воздвижение твердыни

В качестве основы каменистых дорожек, как правило, используют крупнозернистый песок слоем 7–8 см. По краям делается опалубка из досок или кирпича. Песчаный слой утрамбовывают, после чего на него укладывают геотекстиль (нетканый термоскрепленный или иглопробивной водопроницаемый материал, применяемый для разделения слоев грунта, устройства дренажа, армирования насыпей), а затем – слои гравия (или щебня) и песка. Слои песка и гравия также рекомендуется разделять между собой геотекстилем, который препятствует вымыванию песка и проседанию гравия и щебня в грунт. Кроме того, этот материал прекрасно дренирует воду, но благодаря прочности исключает прорастание сорняков.

Мощение камнем обычно начинают с двух крайних рядов. Бортовые камни кладут на цементный раствор или специальный бордюр с уступом. Зазоры между камнями должны составлять не менее 2–3 мм. Заполняют их чистым мелким песком или сухой смесью, утрамбовывают, вновь заполняют песком или смесью и проливают водой.

Если для мощения используется клинкерный кирпич, то его лучше укладывать по слою гальки или щебня на раствор толщиной 2–2,5 см. Щели между кирпичами необходимо заполнить песчано-цементной смесью либо землей, засеянной семенами газонных трав.

При мощении деревянными спилами сначала необходимо подготовить место для их укладки: очистить участок от сорняков и мусора. После этого нужно насыпать дренажный слой – песчаный или гравийно-песчаный, толщиной 10–15 см. Спилы (высотой 8–10 см) укладываются на песчаное основание и плотно подгоняются друг к другу. Если шашки прямоугольные, то между ними следует оставить швы не менее 5 мм. Если же торцы круглые, то сначала надо уложить самые крупные шашки, а затем мелкими заполнять пространство между ними. Оставшиеся зазоры засыпать песком.

При мощении деревянной дорожки обязательно делается бордюр. Кроме того, перед установкой каждый спил обязательно должен быть обработан антисептиками – составами, препятствующими гниению древесины.

При укладке дорожек или площадок их края фиксируются бордюром. Чтобы спилы выглядели более естественно, вокруг них можно посеять газонную траву, а вдоль центральных дорожек – разбить цветники.

Тротуарную плитку производители рекомендуется укладывать на сухую смесь (речной песок и цемент) по песчано-гравийной подушке. Межплиточные швы заполняют цементно-песчаной сухой смесью. При застывании цементно-песчаная смесь становится водонепроницаемой, поэтому в случае установки бордюров необходимо предусмотреть систему линейного дренажа вдоль дорожного полотна. В случае устройства мощения без бордюров фиксаторами служат крайние плитки, которые укладываются на цементный раствор.

При устройстве жестких дорожек вместо песчано-гравийной основы можно использовать так называемую жесткую цементную основу. Служит она, конечно, очень долго, но дороже щебеночной и с большим трудом поддается «корректировкам», если таковые потребуются в ходе «дорожных работ».

Пути-дорожки из бетона

Прежде чем приступить к укладке бетона, необходимо подготовить для этого почву. Место будущей дорожки или площадки размечают с помощью «маячков» и бечевки. Дерновой слой по разметке снимают примерно на 30 см (для садовой дорожки) и более (для проезжей части дороги). Грунт выравнивают и уплотняют с помощью виброплиты, после чего выставляют опалубку (на один замес бетона). На дно подготовленной выемки засыпают песок слоем 10–15 см и вновь уплотняют, поливая песок водой. Поверх песка насыпают слой щебня (10–15 см), который тоже поливают и утрамбовывают, укрывают полимерной пленкой. На пленку помещают металлическую сетку арматуры, а затем заливают бетон с таким расчетом, чтобы общая толщина слоя составляла примерно 10 см.

Когда используется так называемый «декоративный бетон», последовательность действий будет следующей. На выровненный слой бетона рассыпают краситель – так, чтобы он полностью закрывал всю обрабатываемую площадь. Убедившись в том, что порошок красителя впитал влагу и сухих участков не осталось, его разглаживают гладилкой, удаляя борозды и неровности. Затем процедуру засыпки красителя и его разравнивания повторяют еще раз, после чего обрабатывают поверхность особым разделительным компонентом (о нем дальше).

На полностью подготовленную к формованию поверхность укладывают полимерные маты с выбранным рисунком (разумеется, рельефной стороной вниз). Очень важно, чтобы между матами не оставалось щелей. Требуемая текстура поверхности бетона образуется во время прессования с помощью специального инструмента. Затем маты удаляют и, если необходимо, заделывают швы.

По прошествии трех суток выступающие поверхности рисунка тщательно отмывают от разделительного компонента щетками с жесткой щетиной под сильной струей воды, после чего разделительный компонент остается только в углублениях, создавая соответствующий декоративный эффект.

Спустя 10 дней с момента заливки бетон дважды «лакируют» защитным герметиком. В окончательно просохшей поверхности на всю глубину и на всю ширину слоя с помощью «болгарки» нарезают швы, компенсирующие температурную деформацию. Обычно это делают в местах вероятного излома: перегибах рельефа местности, поворотах дорожки и над трассами коммуникаций. На ровной дорожке надрезы делают примерно через шесть погонных метров. Если бетоном покрывают площадку, надрезы делают по квадратам со стороной около шести метров. Получившиеся прорези заполняют бесцветным силиконовым герметиком.

При благоприятных погодных условиях по декоративной бетонной садовой дорожке можно пройтись уже через 10–14 дней. Вдвое больше времени придется выждать до готовности автомобильной дороги.

Мягкость – не порок

Устройство мягких насыпных дорожек, как правило, требует меньших трудозатрат, нежели монтаж твердых покрытий. Но срок их эксплуатации, разумеется, не так велик. Размер фракции материалов, используемых для подобных работ (щебня, гравия, битого кирпича), составляет в среднем 1,5–2 см (чем мельче фракция, тем дорожка удобнее для ходьбы). Иногда дорожки делают из песка, но они по понятным причинам весьма недолговечны. Да и ходить по песку приятно разве что на пляже, босиком, а в обуви – не очень комфортно.

После того как сделана разметка, необходимо снять слой почвы 10–12 см, причем так, чтобы дно получившейся выемки было выпуклым. Землю в выемке утрамбовывают, засыпают в качестве основы щебень или битый кирпич слоем 8–10 см. Получившееся основание поливают водой и утрамбовывают повторно. Специалисты советуют покрывать такое основание влагозащитным слоем жирной глины толщиной 1–2 см, но можно обойтись и без него. Поверх основания, сохраняя выпуклый профиль дорожки, насыпают щебень, мелкую гальку или иной мелкофракционный материал. Обратите внимание, что для насыпных дорожек не рекомендуется устраивать выступающие бордюры – они ухудшают водосток.

Дорожкам любого типа необходим уклон для стока воды (основание должно иметь выпуклый профиль, обеспечивающий уклон 2–3 см на 1 м от оси дорожки) или специально оборудованный дренаж. Там, где это необходимо, для ускоренного стока используют специальные лотки.

Вадим АЛЕКСЕЕВ

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Долговечность и эксплуатационные показатели дорожных покрытий во многом зависят от правильно сделанного основания. Материал, используемый в качестве дорожного покрытия, может быть красивым и дорогим, но это не гарантирует, что после первой зимы дорога не потеряет первоначальную ровность, например вследствие деформаций морозного пучения. Поэтому именно правильное сконструированное и устроенное основание определяет срок службы любого дорожного покрытия. Несколько слов можно добавить и об эксплуатации дорожных покрытий из камней мощения. Многих заказчиков беспокоят выступающие на начальном этапе эксплуатации белые налеты – «высолы» на поверхности бетонных камней мощения. Их образование связано с составом портландцемента и процессами, протекающими при его твердении. Сегодня на строительном рынке представлены специальные составы – гидрофобизаторы для удаления высолов, которые наносятся на поверхность распылителем, кисточкой или валиком. Производить уборку дорожных покрытий из искусственных камней мощения при помощи инструментов с металлической рабочей частью (ломами, лопатами) нельзя. А тем, кто не хочет зимой и ранней весной махать метлой, можно рекомендовать системы снеготаяния.
Юрий КОСТИКОВ,
канд. техн. н., директор по развитию проекта «Hess» ОАО «Ленс»

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
На сегодняшний день на рынке представлено несколько видов материала для мощения. И пожалуй, наилучшими техническими характеристиками обладает клинкерный мостовой кирпич из Германии, аналогов которому в России пока не существует. Он имеет высокую плотность (2,40 г/см3). В результате специального обжига он приобретает высокие показатели кислотоупорности, морозостойкости и износостойкости. Испытания показали, что кирпич не впитывает масла и другие загрязнители, так как водопоглащение его менее 2%. Благодаря высокой плотности он сохраняет цвет в течение всего своего неограниченного срока службы. Технические показатели клинкера выше показателей бетонной плитки в несколько раз (например, у бетонной плитки предел плотности на сжатие 0,45 H/мм2, а у клинкера – 180 Н/мм2). Я уверен, что будущее именно за клинкерными материалами, потому что это уникальная продукция.
Максим КОМАРОВ,
директор компании «СпектрСтройКомплект»

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
К природному камню, используемому для устройства дорожек и площадок, предъявляются повышенные требования морозостойкости, износоустойчивости и механической прочности. Этим требованиям удовлетворяют, в частности, песчаник, кварцитопесчаник, кварцит, шунгит, крупная плоская галька и, конечно же, гранит. Песчаник не боится контакта со снегом, водой, грязью и надолго сохранит свой первозданный вид. Разнообразные оттенки (от серо-зеленого до желтого и темно-рыжего) песчаника позволяют создавать на дорожках и площадках неповторимый рисунок на любой вкус. Из песчаника также изготавливается пиленая брусчатка разных размеров. Кварцитопесчаник имеет уникальный красно-коричневый оттенок и обладает повышенной прочностью и долговечностью в наших климатических условиях. Благодаря природной шероховатости песчаников ходить по дорожкам из них в сырую, дождливую погоду совсем не скользко, а в теплую и сухую – особенно приятно босиком. Гранит используется для мощения в виде пиленых плит и брусчатки – пиленой, колотой и пилено-колотой. Оттенки весьма разнообразны: от черно-серого до красноватого и серо-розового. Ну а долговечность гранита не подлежит сомнению.
Сергей КРЫСЬКО,
коммерческий директор компании «ПАРТНЕР-КАМЕНЬ»

Источник: Журнал "Загородное обозрение"
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "О дорогах и дорожках":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Кто самый дорогой в ремонте?

• Jaguar X-typeСтраховой институт безопасности движения США (IIHS) провел очередную серию так называемых «медленных» краш-тестов, которые имитируют столкновения автомобиля на небольшой скорости – самую распространенную аварию во всем мире. «Медленные» краш-тесты состоят из четырех тестов: автомобиль на скорости 7-8 миль в час врезается передним и задним бамперами в ровное неподвижное препятствием и тесты на столкновение с круглым или острым барьером (имитация удара о угол зда ...

» Японские автомобили - 3391 - читать


Mitsubishi Pajero, Nissan Patrol: По дорогам и направлениям

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Pajero, Nissan Patrol Посмотреть другие фото (1) Любой автомобиль - суть компромисс между различными, порой взаимоисключающими требованиями. К вседорожнику это относится вдвойне - он просто соткан из компромиссных решений, ведь диапазон его применения очень широк.

» Японские автомобили - 5596 - читать


Toyota Mark II: Toyota Марковна на российских дорогах

В тесте участвуют автомобили: Toyota Mark II Хозяин этого Mark II эксплуатирует эту машину около двух лет. До него с 2000-го у машины в России было два владельца.

» Японские автомобили - 6686 - читать


Bugatti Veyron – самый: быстрый, дорогой, мощный автомобиль в мире

Самый амбициозный проект Фердинанда Пиеха, экс-главы концерна Volkswagen наконец-то почти готов для триумфального завершения. Г-н Пиех прославился прямо-таки коллекционерским рвением в собирании славных, но часто умирающих марок. Самым громким его приобретением стала компания Bugatti, перешедшая под крыло «Народного автомобиля» в 1998.

» Немецкие автомобили - 6486 - читать


Volkswagen Polo, Opel Corsa: Дорогие малыши

В тесте участвуют автомобили: Volkswagen Polo, Opel Corsa Volkswagen Polo и Opel Corsa — мало автомобиля за большие деньги Сегодняшние герои нашей рубрики представляют едва ли не идеальную противоположность хорошо известной и любезной сердцу потребителя формуле «много автомобиля за небольшие деньги». Удивляться, впрочем, не приходится.

» Немецкие автомобили - 4302 - читать



Статья на тему Строительство и ремонт » Дизайн и интерьер » О дорогах и дорожках

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru