Обжигать плитку и использовать ее для укладки стен и пола начали более 5000 лет назад в Древнем Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. Изначально торговавшие с Египтом мавританская Испания, позаимствовала технологию по производству плитки и сами стали продавать ее другим государствам Европы, в частности, Италии. В XI веке флорентийские мастера Лукка делла Робиа и его преемники стали покрывать свои изделия молочно-белой непрозрачной глазурью, получившей название майолики (от балеарского острова Майорки, или Мальорки, откуда были отправлены первые партии изделий). Глазурь содержала окись олова, подкрашивалась она в синий цвет кобальтом, в зеленый — медью, в фиолетовый — марганцем. Все изделия мастера обжигали дважды: перед глазурованием на слабом огне и после покрытия их глазурью — на сильном.
Тосканские гончары, узнав секрет оловянной глазури, поставили производство на поток, положив начало новой для Европы отрасли гончарного производства: изготовлению глазурованного фаянса. А название свое — фаянс — эти изделия получили по имени северо-итальянского города Фаэнцы, поскольку гончарные изделия местных мастеров приобрели наибольшую известность в мире. Также прославились своими изделиями мастерские Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино и Кастельдуранте.
Техника получила распространение в Италии в XIV веке и достигла расцвета в XVII веке. В этот же период майолика попадает в Швецию, Германию, голландский Дельфт, Францию и другие европейские страны.
Итальянская майолика
Для итальянской майолики были характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись – по непрозрачной глазури или (т.н. полумайолике) по белой обмазке под прозрачной глазурью, высокую температуру обжига выдерживали сине-зеленые и желто-коричневые тона, что и обусловило характерную красочную гамму итальянской майолики. В Фаэнце использовали мелкие узоры на широких плоских бортах на синем фоне. В изделиях Сиены преобладали крупные формы красочных гротесков на всей поверхности. В Урбино мастера создавали орнамент мелких гротесков на молочно-белом фоне.
Итальянская майолика почти никогда не использовалась для бытовых целей. Покрытые блестящей глазурью, украшенные яркой росписью блюда, кувшины, вазы выставлялись на открытых полках поставцов, на шкафах и столах, дополняя убранство интерьеров.
До середины XV в. майоликовое производство в Италии оставалось на сравнительно низком уровне. Только с последнего десятилетия XV в. начинается период расцвета, который в 1520-х г. достигает своего апогея.
В первой половине XVI в. главными центрами производства майолики являются мастерские Каффаджоло, Сиены, Деруты, Кастель-Дуранте. Главенствовала среди них Фаэнца - самый древний керамический центр Италии. В середине XVI в. выдвигаются новые центры: Урбино, Губбио, Пезаро. В XVII в. наступает заметный спад, многие мастерские закрываются. Продолжают существовать лишь немногие старинные центры, вроде Фаэнцы и Урбино.
В конце XVII - первой половине XVIII в. умиравшее майоликовое производство внезапно вновь оживает на юге Италии, в маленьком городке Неаполитанского королевства - Кастелли. Хотя производство существовало здесь уже в XVI в., но самостоятельное значение оно приобрело только с середины XVII в. благодаря усилиям нескольких поколений семейства талантливых керамистов Груэ.
Два других центра производства майолики, процветавшие в XVII-XVIII вв. , Савона и Генуя, не могут соперничать с нежной, полной своеобразного очарования майоликой Кастелли: в их изделиях утрачивается самобытность итальянского искусства, все очевиднее ощущается стремление подражать вошедшему в моду дельфтскому фаянсу с бело-синей росписью.
Голландская майолика
Неповторимый дизайн традиционной голландской плитки ведет свою историю с конца XVI в., когда в Голландии были построены первые мануфактуры по производству плиток и изразцов. В 1570-х годах плитку начали делать в северной голландской провинции Фрисландия. Некоторые фабрики, возникшие в то время, продолжают производить плитку и по сей день, и являются одними из старейших не только в Голландии, но и во всем мире.
Голландская плитка - одна из самых известных в мире. Ей отделывались интерьеры по всему миру, ее покупали в Нидерландах в огромных количествах, ее пытались копировать. В самом начале XVIII в. князь Меньшиков построил в Стрельни фабрику по образцу голландских, где русские мастера делали плитку не хуже заграничной. Такой плиткой отделан дворец Меньшикова в Санкт-Петербурге. Во дворце есть уникальные комнаты, где плиткой отделаны не только печи, но и стены, и даже потолок! На отделку этих помещений ушло без малого 30000 плиток. Таких интерьеров нет больше нигде. Даже в Голландии, откуда и пошел обычай такой отделки, выполнялись только невысокие изразцовые панели или вставные композиции на стенах.
Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в 17 веке (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи). В 18 веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику преимущественно с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной - мастерские Гжели (см. Гжельская керамика). В декоративной майолике на рубеже 19 - 20 веков работали М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и другие русские художники, в 1930-х годах - советские скульпторы И. Г. Фрих-Хар, И. С. Ефимов и другие. С 1950-х годов к М. обращаются многие советские и зарубежные художники-керамисты (в том числе Ф. Леже, П. Пикассо). Для современной М. характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В современной художественной практике майоликой также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке. В России расцвет майоликового производства пришелся на XVIII веке. Наиболее известные центры производства — московский завод Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время преимущественно использовалась многоцветная техника. Другим крупным центром майолики еще в XVII веке был Ярославль, где производились поливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров домов.
Русская майолика
Подобно любому произведению настоящего искусства, русские изразцы очень точно выразили эстетические и философские воззрения своего времени. Своим нарядным многоцветьем они свидетельствовали о богатстве и, тем самым, о могуществе - сначала удельных князей, а затем и первых московских царей молодого русского государства. Отсюда щедрое украшательство изразцами фасадов многочисленных храмов и дворцов вплоть до конца XVII века. А с наступлением бурного XVIII столетия, когда Россия вышла на международную арену, и доказывать могущество русского государства пришлось, в первую очередь, силой армии, флота и развитием торговли, изразцы "перебрались" с улицы во внутренние покои особняков и в трапезные церквей. Теперь они свидетельствовали о благосостоянии хозяина дома и процветании церковного прихода.
Шли десятилетия. Менялись нравы людей, их вкусы, мода, и наступил момент, когда многоцветные, изготовленные из простой глины изразцы стали считаться слишком яркими и грубыми. Новое время потребовало новых архитектурных решений. Фасады соборов, роскошных особняков, общественных зданий украсились затейливой лепниной, оделись в мрамор и гранит. Великолепные статуи и вазы, высеченные из целых глыб редкого камня, заняли в торжественных интерьерах места, некогда принадлежавшие уютным изразцовым печам.
Сегодня многоцветные изразцы переживают свое второе рождение. Десятки фирм на территории России предлагают облицовку печей и каминов изразцами, многие специализируются исключительно на изразцовых печах. И это не случайно. Человек всегда стремится к изящному, художественному, красивому. Один из путей удовлетворения этого стремления - многоцветный, теплый, живой изразец.
Технология изготовления изразцов
Технология изготовления майоликовых изразцов требует высокой культуры производства, точности и аккуратности в работе. Для изготовления изразцов используется красная глина, которая впоследствии покрывается эмалью и глазурью. Перед вторым обжигом поверх белой эмали наносится декоративный рисунок.
Макет будущих форм изготавливают из мягкого материала, по которому в дальнейшем делается гипсовая форма. После этого в готовые формы вручную укладывается с запасом глиняная масса, заполненные формы на несколько дней оставляют для естественной сушки. Готовые и подогнанные друг к другу образцы покрываются тонким слоем белой глины. Чтобы придать изделиям характерный красно-коричневый цвет и завидную прочность, их отправляются на первоначальный обжиг. Обжиг производится в специальных печах с равномерно распределенным теплом, чтобы усадка изразцов происходила равномерно. Наконец, художники могут вручную(!) нанести рисунок. Но это не так просто, как может показаться на первый взгляд: при повторном обжиге используемые краски могут поменять свой цвет, неправильно нанесенный рисунок практически невозможно исправить. Расписные образцы отправляются на повторный обжиг, который происходит под тщательным контролем мастеров, следящих за неизменностью параметров обжига. Иногда готовые образцы дополнительно глазируют специальными красками
Подобно любому произведению настоящего искусства, русские изразцы очень точно выразили эстетические и философские воззрения своего времени. Своим нарядным многоцветьем они свидетельствовали о богатстве и, тем самым, о могуществе - сначала удельных князей, а затем и первых московских царей молодого русского государства. Отсюда щедрое украшательство изразцами фасадов многочисленных храмов и дворцов вплоть до конца XVII века. А с наступлением бурного XVIII столетия, когда Россия вышла на международную арену, и доказывать могущество русского государства пришлось, в первую очередь, силой армии, флота и развитием торговли, изразцы "перебрались" с улицы во внутренние покои особняков и в трапезные церквей. Теперь они свидетельствовали о благосостоянии хозяина дома и процветании церковного прихода.
Шли десятилетия. Менялись нравы людей, их вкусы, мода, и наступил момент, когда многоцветные, изготовленные из простой глины изразцы стали считаться слишком яркими и грубыми. Новое время потребовало новых архитектурных решений. Фасады соборов, роскошных особняков, общественных зданий украсились затейливой лепниной, оделись в мрамор и гранит. Великолепные статуи и вазы, высеченные из целых глыб редкого камня, заняли в торжественных интерьерах места, некогда принадлежавшие уютным изразцовым печам.
Сегодня многоцветные изразцы переживают свое второе рождение. Десятки фирм на территории России предлагают облицовку печей и каминов изразцами, многие специализируются исключительно на изразцовых печах. И это не случайно. Человек всегда стремится к изящному, художественному, красивому. Один из путей удовлетворения этого стремления - многоцветный, теплый, живой изразец.