Редкая девушка не мечтает быть моделью и актрисой. Осуществить мечту удается немногим. Инна Гомес считает свои карьерные успехи делом случая – или предначертанием свыше. Как ни странно, Инна пока не чувствует полной профессиональной реализации и вместе с тем готова предпочесть семью карьере, если возникнет необходимость выбирать. Сегодня она воспитывает дочку, ведет телепрограмму, снимается в рекламных роликах – и мечтает о настоящей роли в кино.
Наш разговор – о радостях и трудностях модельной и актерской карьеры.
- Инна, вы не раз говорили, что все значимые события вашей карьеры происходили случайно. В 1998 году случайно пришли на конкурс «Московская красавица», затем, спустя годы, волею случая вернулись в модельный бизнес и так же случайно попали в число участников телевизионного reality show. Если бы цепочка событий сложилась по-другому – чем, на ваш взгляд, вы могли бы заниматься сегодня?
- Я сдавала экзамены на геофак педагогического института: мне всегда нравилось путешествовать и общаться с людьми. Если бы удалось поступить, наверное, занималась бы преподаванием. Рано или поздно обязательно вышла бы на фотографию. Когда я была маленькая – очень любила фотографировать вместе с отцом. Отснятые пленки проявляли в ванной, потом печатали… Для меня все это было настоящим магическим процессом. Недавно я начала фотографировать сама – раньше почему-то не складывалось. Может, просто аппаратуры хорошей не было.
Наверное, в любом случае я бы стремилась сниматься в кино. Желание быть актрисой было у меня всегда – и до сих пор полностью не реализовалось. Хотя я нисколько не жалею, что моя жизнь сложилась именно так, а не иначе.
- А поступить на актерский факультет не пытались?
- Пробовала, но не смогла. Во ВГИКе «слетела» с первого же тура. Наверное, не произвела должного впечатления на приемную комиссию. Моя актерская биография складывается довольно странно: все работы в кино состоялись только в том случае, когда меня сразу утверждали на роль, а не предлагали пройти конкурсный отбор. Именно так – благодаря приглашению на роль – я сотрудничала с режиссером Андреем Звягинцевым. Сегодня об Андрее знают все: его фильм «Возвращение» получил двух «Золотых львов» Венецианского кинофестиваля. Мне повезло участвовать в его первой режиссерской работе – сериале «Черная комната». Похожие ситуации складывались и с остальными работами в кино. Видимо, когда меня приглашают, уже утвердив, есть какая-то уверенность, и я сразу «включаюсь». А на пробах начинаю теряться - и теряю из-за этого немало интересных предложений.
- На кастингах моделей вы чувствуете себя уверенней?
- Не всегда. Но в данном случае, если не повезло, отношусь к этому спокойно: сегодня так много молодых красивых лиц, интересных девчонок - конкуренция огромная!
- На ваш взгляд, что сегодня нужно для того, чтобы стать моделью?
- Если раньше модель должна была представлять собой классический образ, то сейчас это может быть женщина с абсолютно нестандартным лицом: с широко поставленными глазами, узкими губами, горбатым носом – и с какой угодно фигурой.
- Трудно представить модель весом девяносто килограмм…
- Почему нет? Понятно, что у такой женщины вряд ли будет много работы. Но если ставить вопрос «Может она быть моделью или нет?» – ответ положительный. Есть мода для полных, есть реклама, например, каких-то продуктов, где человек «в теле» смотрится убедительней, чем худой. Очень часто в качестве модели выбирают человека, который вызывает положительное восприятие рекламируемой продукции. И порой именно полная женщина может создать искомый рекламодателями образ - расположить к себе.
А если пытаться определить популярный сегодня тип молодой девушки-модели - по-моему, сейчас на кастингах ищут оригинальные лица, какой-то типаж, который раньше не встречался и именно поэтому будет привлекать внимание. Недавно знакомый фотограф поделился: «Мне нужны «инопланетянки», чтобы во-о-от такие большие глаза были чуть ли не рядом с ушами». В моде на типаж всегда есть какие-то крайности: например, не так давно был популярен «унисекс». Смотришь - и непонятно, мальчик это или девочка: все худые, с синяками под глазами. Сейчас на подиум вернулись женщины с красивыми формами, настоящим женским шармом. Скоро придет какая-нибудь другая мода. Наверное, это нормально.
- Тем не менее при любых модных веяниях считается, что профессия модели требует ограничений: нельзя переедать, курить, злоупотреблять спиртным, надо заниматься спортом, чтобы всегда быть в форме…
- Для кого как. Лично я не поправляюсь, хотя не привыкла ограничивать себя в еде. В спортзал не хожу. Эксплуатирую физическую форму, данную природой. Понимаю, что пора бы природе и помочь, но все время или некогда, или лень. Правда, никогда не курила: не вижу в этом удовольствия. Лет до двадцати не переносила спиртное: единственное исключение – бокал шампанского в праздник. Сейчас иногда могу выпить: с возрастом стали нравиться вина, коньяк. Но злоупотреблять нет потребности.
- Если девушка решила стать моделью – с чего начать?
- Для начала лучше учиться профессии. Лично мне этого не хватало. Сегодня, помимо внешних данных и таланта, нужно иметь какую-то базу. Человек может от природы быть одарен голосом, слухом, пластикой, актерским мастерством. Если же чего-то не хватает – необходимо учиться. Наверное, лучший вариант - модельная школа при известном агентстве.
- Модель в России – богатый человек?
- Совершенно небогатый. За границей другое дело. Но там рекламный и шоу-бизнес существуют совершенно в других масштабах. У нас все это появилось всего пятнадцать лет назад – какие могут быть сравнения?
- Но эта профессия может кормить?
- Может, если модель востребована. Если раз в месяц сниматься в рекламе, например, «Пепси-Колы» - сможешь существовать вполне безбедно. А если подобные съемки происходят раз в году – есть о чем призадуматься. Можно работать и каждый день, зарабатывая по сто долларов. Правда, редко кто бывает настолько востребован.
- От чего зависит востребованность? От везения или настойчивости?
- И от того и от другого. Ты стучишься во все двери, потом тебе повезло: тебя кто-то заметил, получилась работа, о которой другие сказали: «Ах!» - и понеслось. У нас нередко бывает: появился какой-то человек – и тут же снимается в одном фильме, в другом, в рекламе, начинает вести телепрограммы… Казалось бы, раньше он тоже был у всех на виду, но его почему-то не замечали. Возможно, какие-то наши удачи делаются не только нами: что-то решается и дается свыше.
- А что, на ваш взгляд, кроме умения подать себя на пробах, требуется для успешной актерской карьеры? Чего не хватает для полного актерского счастья лично вам?
- Каждый успех уникален, в каждом – свое сочетание множества составляющих. Иногда тебя выбирают, зная, что ты профессионал и не создашь никаких проблем в работе. Но нередко главным оказывается интуитивное ощущение, какая-то личная симпатия людей. Именно так состоялись многие актрисы: режиссеры хотели снимать именно их и творчески «выжали» из них все, что можно. Сегодня в кино много непрофессионалов, которые не учились актерскому мастерству. Тем не менее эти люди вполне гармонично смотрятся на экране.
Что же касается лично меня – быть может, кому-то бросается в глаза мой непрофессионализм, кому-то не нравится манера держаться… Это нормальное явление: невозможно привлечь всех. Кроме того, многие режиссеры воспринимают меня не как актрису, а как участницу «Последнего героя». Входит в кадр такое знакомое лицо – и сразу «картинка ломается»: у зрителей возникают ассоциации, не соответствующие обстоятельствам фильма. Очень часто подобные проблемы бывают у тех, кто снимался в рекламе: ассоциируется твоя физиономия с мылом «Дуру» – и все тут! Требуется немало совпадений на разных уровнях, чтобы роль и актер нашли друг друга.
- Выходит, для актрисы самый верный шанс состояться в профессии – выйти замуж за режиссера?
- И режиссеру-мужу приходится доказывать, что ты как актриса чего-то стоишь. Но в любом случае актрисе проще состояться, если муж режиссер или продюсер. Прежде всего, ей будет легче узнать о новых проектах. Если у актрисы или актера нет агента, они могут просто не знать о многом, что происходит в мире кино в данный момент, – и в результате не оказаться в нужный момент в нужном месте.
- Наверное, это не единственная сложность тех, чья «вторая половина» не работает в кино…
- Даже актеры ревнуют своих супругов к партнерам по фильмам и спектаклям. Мне приходится выбирать роли, где нет постельных сцен, потому что моему мужу было бы неприятно это видеть. Человеку, не имеющему отношения к кино, вообще непонятно, как можно целоваться с кем-то другим. И делать это искренне, натурально. В таком случае остается тщательно выбирать сценарии – или вообще отказываться от работы. Думаю, с этой проблемой сталкивалась не только я. Слышала много историй, когда девчонки из-за непонимания в семье вообще заканчивали и модельную, и актерскую карьеру.
- Если бы пришлось выбирать: карьера или семья – вы бы предпочли…
- Семью, конечно.
- Даже если бы пришлось отказаться от профессии?
- Да. С другой стороны, любовную историю в кино можно преподнести по-разному. Например, в фильме «Лунный папа» нет ни одного поцелуя, есть одна постельная сцена – но в реальности на съемках актеры даже не подходили друг к другу. Иногда впечатление от того, что ты стоишь рядом с человеком и смотришь на него (а на самом деле, по монтажу, смотришь в камеру), может быть гораздо сильнее самой откровенной любовной сцены. Та же эротика, на мой взгляд, гораздо романтичней, душевнее - и поэтому в ней больше какого-то «градуса», чем в сценах «погорячее». К тому же сегодня в нашем кино такие эпизоды мало кто может снять красиво. Гораздо чаще приходится видеть нечто вульгарное. И после актерам нередко бывает стыдно за эту работу. Наверное, сценарии, где есть красивая история и нет «ничего такого», существуют. Но чтобы эту роль предложили именно тебе, чтобы тебе она понравилась и режиссер захотел снимать именно тебя – вероятность всех этих совпадений невелика. Поэтому я часто хожу на пробы, но в последнее время, к сожалению, или отказываюсь от работы, или отказывают мне. Правда, оставлять профессию пока не собираюсь.
- О чем еще следует помнить будущей модели или актрисе?
- Большинство людей, делающих кино и рекламу, - мужчины. Естественно, модели и актрисе приходится сталкиваться не только с профессиональным интересом к себе. На кастинге заказчик, выбирая модель, часто руководствуется не только соображениями бизнеса, но и своими личными мужскими ощущениями. Может, он изначально придумывает образ, который ему нравится в жизни или связан с его первой любовью, с чем-то еще… Он находит этот образ – красивую женщину. И как же после этого не пригласить ее выпить вместе чашечку кофе? Данное предложение само по себе ничего не значит – но в нем всегда присутствует элемент провокации. Немало моделей попадали в какие-то истории, потому что не умели себя вести, выстраивать нужную рабочую дистанцию. А если модель работает обнаженной натурой, она должна быть готова даже к агрессии в свой адрес: кому-то может показаться, что если женщина раздевается в кадре, ей за это платят – значит, можно ее купить и делать с ней все что угодно. Рецептов и советов, как вести себя в таких случаях, просто нет: каждая ситуация индивидуальна.
- Лично вам приходилось сталкиваться с подобными проблемами?
- К сожалению, да. Нечто подобное произошло на съемочной площадке года три назад. Актер, партнер по фильму, начал вести себя неадекватно. Это была просто катастрофа: съемки шли на грани срыва. Конечно, такое поведение – признак непрофессионализма. Нельзя, приходя на работу, подставлять стольких людей из-за своих личных эмоций. Конечно, человеку не запретишь любить или не любить, но все это должно быть за рамками работы. А когда подобная любовь-ненависть выносится на съемочную площадку, ты просто не знаешь, как себя вести. Помимо того что надо регулировать какие-то человеческие моменты, приходится еще и в кадре существовать - искренне, естественно. Причем эмоции, необходимые по сценарию, абсолютно противоположны тем, которые испытываешь в жизни. Та картина была, слава Богу, закончена, вышла на экраны, и режиссер говорит, ему не стыдно за нее. Наверное, это самый большой комплимент, который можно было услышать.
- Какую роль вы хотели бы сыграть в кино?
- Предпочту не называть конкретную героиню. Мне интересны многие жанры: комедия, трагедия, мелодрама, психологическая драма… Близки по ощущению русские сказки. А когда смотришь на Фаину Раневскую – хочется сыграть весь ее репертуар, хотя понимаешь, что к такому уровню актерского мастерства даже приблизиться невозможно. Вот только участвовать в детективах почему-то не тянет: кажется, все они слишком агрессивны. А хочется чего-то, что трогает душу, - как старые фильмы. Чтобы тебе как актрисе было что играть, а зритель, глядя на экран, верил, смеялся и плакал.
Автор: Анна Мирошниченко