От тренчей Второй Мировой до салонов Высокой Моды – целая пропасть. Но камуфляж – характерный рисунок на ткани, позволяющий визуально изменить контуры тела и «слиться» с окружающими предметами, - сделал невероятный прыжок через нее.
Изначально искусство камуфляжа практиковалось людьми, которые гораздо чаще держали в руках кисть и краски, нежели оружие: ремесленников, чья техника пошла так далеко, и назвали камуфлёрами. Для того чтобы создать бальное платье, декор которого имитировал искусно подстриженный сад, требовались часы кропотливой работы. Именно тогда и появилась популярная и по сей день расцветка этого рисунка в зелено-коричневой гамме.
Впрочем, ручная работа над эксклюзивными моделями одежды и сегодня занимает не меньше времени. Но даже Жан-Поль Готье на отделку своих вечерних платьев тратит на порядок меньше ресурсов, чем уходило на «одежду в камуфляж» военных кораблей – это дорогостоящее новшество было введено во время войны 1914-18 годов.
Экспозиция «Камуфляж» в лондонском Imperial War Museum (продлится до 18 ноября; www.iwm.org.uk/camo), безусловно, станет настоящим откровением для многих посетителей. Выставка подразделена на несколько секций, среди которых «Исказить», «Обмануть» и «Развлечь», открывающие различные грани этого искусства. Экспозиция представляет камуфляж вне военного контекста и прослеживает развитие этого искусства с самого начала 19 века, когда началось активное изучение особенностей защитной окраски у животных, и до сегодняшних дней. Но военная тематика, в рамках которой камуфляж стал гениальным изобретением, также представлена на выставке очень широко. Это один из немногих случаев, когда прием искусства, родом из природы, помогал спасать жизни солдат, делая их невидимыми с воздуха.
Не менее интересной является связь камуфляжа с кубизмом, а также современное видение этой декоративной техники, позволяющее «разбить» очертания тела. Когда Пикассо увидел в Париже закамуфлированную пушку, он воскликнул: «А ведь придумали все это мы!». А позже, в беседе с Жаном Кокто, он заметил: «Если они хотят сделать армию невидимой, они должны одеть своих солдат, как арлекинов».
«Искусство камуфляжа подвергалось значительному влиянию кубизма, а также другим тенденциям – изменения техники, добавления новых цветов и форм», - рассказывает куратор выставки Джеймс Тейлор.
После того как ветераны Вьетнама начали носить камуфляж в знак протеста против войны, культовый художник Энди Уорхол превратил сугубо военный рисунок в живую картинку (позже эту тенденцию реализовал знаменитый стилист Стивен Спраус). Именно тогда искусство войны превратилось в одну из граней поп-арта.
Абсолютное поглощение камуфляжа поп-культурой демонстрируется на выставке посредством одежды, принадлежащей сегодняшним кумирам, например солистам группы Eurythmics или хип-хоп команды Public Enemy: эти музыканты окончательно превратили вчерашнюю одежду солдатов в «униформу улиц». А камуфляжную одежду в стиле casual от Maharishi можно купить прямо на выставке, в музейном магазине.
Книга «Камуфляж» Тима Ньюарка (издательство Thames and Hudson) добавляет новые нюансы во всемирную историю камуфляжа. Собственно, увлекательное повествование выходит за грани тематики камуфляжа. Джонатан Миллер на протяжении всей книги рассказывает о самых разнообразных творениях современных мастеров, основой которых стала окружающая среда, например, серебристая чешуя рыбы, неповторимая окраска редких насекомых или млекопитающих. Повествование Миллера восходит к научной работе сэра Эдварда Поултона «Цвета животных» 1890 года и доказывает, что использование в искусстве «природных» расцветок и рисунков есть «незапланированный результат естественного процесса» - и вовсе не сознательное намерение замаскироваться.
Рисунки из живой природы, разумеется, проявляются не только в камуфляже: аналогичные эффекты были изобретены в 1918 году французским художником Люсьеном Виктором Гираном де Шевола. После него большой популярностью пользовался другой рисунок – леопардовые принты, нанесенные вручную на ткань цвета хаки. Кстати, само слово «хаки» – это перевод персидского слова, означающего «цвет пыли», и впервые материал этого оттенка также использовался в военных целях, а именно Британской Армией в 1846 году.
Каждая страна отражает в искусстве свое внутренне видение природы и окружающего мира. Немцы черпают вдохновение в своих богатейших лесах, а американцы не видят нечего плохого в том, чтобы воспроизвести на ткани узор в виде шоколадного печенья.
На лондонской выставке большое количество военных униформ соседствует с моделями из модных коллекций, а на огромном экране вперемешку демонстрируются документальные кадры военных действий и показов, на которых манекенщицы демонстрируют камуфляж.
Военное и красивое столь гармонично не сочетается, пожалуй, нигде. И даже не ясно, что впечатляет больше – кадры с венесуэльскими парашютистами, лица которых скрыты под камуфляжной раскраской, или роскошные модели от John Galliano и Yohji Yamamoto, в которых камуфляж трансформировался в изящную вечернюю моду.
И даже в самых агрессивных образах присутствует манящая, непостижимая красота: немецкая каска, круглая поверхность которой «разбивается» ярким цветом; русский жакет с летним лиственным рисунком… А самым ярким доказательством того, что война всегда является катализатором прекрасного, служит следующий факт: морской камуфляж и расцветка костюма арлекина в духе кубизма послужили источником вдохновения для костюмированного бала 1919 года, после того, как отгремела Мировая Война.