Популярность книг в США снижается. Замена книг иными развлечениями и средствами массовой информации негативно сказывается на американском обществе.
Несмотря на то, что численность читающей публики остается почти неизменной: в 1982 году - 96 млн., в 1992 - 100 млн., в 2002 - 96 млн., доля любителей книги, в общей численности населения США, неуклонно снижается. В 1982 году 56.9% американцев читали литературные произведения, в 1992 - 54%. В 2002 году менее половины американцев брали в руки книгу (46.7%).
В 2002 году Бюро Переписи Населения\USCensus Bureau провело исследование различных сторон социальной и культурной активности взрослого населения США: как американцы посещают различного рода культурные мероприятия, музеи, участвуют в благотворительных акциях и т.д. Было опрошено более 17 тыс. американцев - это один из крупнейших социологических опросов, проведенных на подобную тему когда либо. Отчет о результатах той части исследования, которая была посвящена интересу американцев к чтению книг, получил симптоматичное название: "Чтение в Опасности"\Reading at Risk.
Сегодня жители США в возрасте 18-24 лет читают печатную литературу меньше, чем люди других возрастных групп, исключая лишь самых пожилых, тех кому 75 лет и больше. Лишь 42.8% самых молодых и 36.7% самых пожилых людей “дружат с книгой”. В других возрастных категориях доля “читателей” не снижается ниже отметки 45%: наивысший процент любителей книги среди 45-54-летних (51.6%) и среди 55-64-летних (48.9%). Молодые люди студенческого возраста 20 лет назад были чуть ли не самой читающей частью нации - 59.8% из них читали книги. В те времена лишь 25-34-летние американцы читали более активно - 62.1%. За два десятилетия - с 1982 по 2002 год - именно среди американцев этих возрастов доля “читателей” снизилась наиболее заметно: в категории 18-24 года снижение составило 28%, в категории 25-34 года - 23%. Для сравнения, среднее для всех возрастных групп снижение доли “читателей” было 18%. Причем, исследователи отмечают, что темпы этого процесса усилились в последнем десятилетии.
Причины этих процессов в основном объясняются бурным развитием электронных средств массовой информации и развлечений и Интернета, которые отнимают у американцев все большее и больше свободного времени. Исследования 1999 года показывают, что средний американский ребенок жил в доме, где его окружали в среднем 2.9 телевизора, 1.8 видеомагнитофона, 3.1 радиоприемника, 2.1 проигрывателя аудио компакт-дисков, 1.4 видеоигры и 1 компьютер. Уже пять лет назад у книги было мало шансов выиграть конкуренцию с достижениями технического прогресса. По данным фирмы Harris Interactive за 2003 год, американские подростки и молодые люди в возрасте 13-24 лет проводили в Инетрнете 16.7 часов в неделю. На просмотр телепередач они тратили 13.6 часов, на прослушивание радио - 12, на разговоры по телефону - 7.7, на чтение книг и журналов - всего 6 часов в неделю.
В 1990 году на покупку книг уходило 5.7% части бюджета семьи, тратившейся на досуг. В то время как на аудио и видео-плейеры, компьютеры и компьютерные программы, вместе взятые, тратилось 6%. В 2002 году расклад был другой: электроника отнимала 24% семейных денег, выделенных на развлечения, а на книгу тратилось 5.6%. По данным организации Исследовательская Группа Книжной Индустрии\Book Industry Study Group, в 2003 году американцы приобрели, в общей сложности, 2 млрд. 220 млн. книг - на 23 млн. меньше, чем в 2002 году.
У нечитающей части населения есть свои предпочтения и время на них - она тратит на телевизор больше времени, чем читающая публика. Также отмечена связь между образованием и привычкой и желанием читать: в категории американцев с более высоким уровнем образования, выше доля людей, читающих литературу. Так в 1982 году в группе людей с законченным высшим образованием “читателей” было 82.1%, а среди людей с начальным средним - лишь 21.2%. Однако темпы снижения интереса к книге у малообразованной группы американцев за 20 лет оказались менее заметными, чему у высокообразованных: 7.2% против 15.4%. В 2002 году читательский расклад среди категорий американцев с различным уровнем образования был следующим: начальное среднее образование - 14%, незаконченное среднее – 23.3%, законченное среднее - 37.7%, незаконченное высшее - 52.9%, законченное высшее - 66.7%.
Существенно различное отношение к чтению у женского и мужского населения страны: в 2002 году литературу читали 55.1% женщин и лишь 37.6% мужчин. Среди белых американцев “читатели” составляли 51.4%, среди афро-американцев - 37.1% и среди выходцев из Латинской Америки - 26.5%.
Любители книг являются лучшими гражданами, чем те, кто книг не читает. В 2002 году 43% от общего числа взрослых американцев, регулярно читавших книгу, участвовали в различных общественных благотворительных акциях в качестве добровольцев. Среди американцев, не любивших читать, подобным занимались лишь 17%. “Читатели” более активно, чем “нечитатели” посещали музеи - 44% против 12%, театры и концертные залы - 49% против 17%, и спортивные мероприятия - 45% против 27%. Таким образом, процесс исхода книги из американского общества не лучшим образом отразится на гражданской и культурной активности населения.