Вторая книга «художественных рассказов» (как сказал бы Николай Носов) известного российского юриста, основателя первого в России адвокатского бюро, лауреата золотой медали имени Ф.Н. Плевако, профессора Московской государственной юридической академии, известного широкой публике по передаче «Что?
Где? Когда?» Михаила Барщевского.
Вторая книжка – очевидное продолжение первой. И не только из названия (первая – «Автор», вторая – «Автор тот же») и оформления обложки можно сделать такой вывод. Главный герой, кочующий из рассказа в рассказ, – адвокат Вадим Осипов – тот же самый. А если прочитать и само интервью, напечатанное во втором сборнике «вместо предисловия», то становится ясно: будет и третий и, вероятно, четвертый сборник. А может, и более. Самое важное, что следует из «предисловия»: Барщевский сознательно пишет рассказы, а не романы и повести и – дай Бог! – далее будут именно рассказы. Хотя я бы назвал многие из них маленькими повестями. Тем более что в первой книжке были и новеллы. Кстати, там можно было прочитать не только о похождениях адвоката Осипова, книжка имела два раздела – про Осипова и про всех остальных. Вот одну подобную изящную историю – «Письмо олигарха» – я и хотел бы отметить. Никаких юриспрудентов, наоборот – остроумная новелла в духе О. Генри.
Однако вернемся к главному герою. Второй сборник полностью посвящен ему. Он, разумеется, похож на автора, но не автор. Во всяком случае, так уверяет автор. Хотя и судебные процессы, и персонажи не вполне выдуманы, вот, скажем, адвокат Гарри Тадва – явно ведь имеет прототип. Сюжетно многие вещи (кроме сугубо «городской» прозы, а такая тоже есть) выстроены так. Судебное дело. Неразрешимое. Вплоть до расстрела. Но герой придумывает некий ход, фишку (что именно, читателю, разумеется, не сообщается – если хочешь, сам разгадывай), а потом – в духе Перри Мейсона – блестящий финал. Вплоть до полного или почти полного оправдания. То есть без элементов детектива тут не обошлось, ну так ведь и не могло обойтись! Все же среда, если и не уголовная, то хотя бы отчасти уголовная. Рассказ «Перестройка» (о процессе над директором универмага) и вовсе чуть ли не шпионско-диссидентский триллер: слежка, КГБ... все, как полагается. Директора в результате оправдают, хотя он, конечно, все равно преступник. Но – по данному делу – чист. А вот его заместительница получила по полной: защищая одного, так или иначе топишь другого. Она, конечно, тоже жулик, и именно она на директора настучала, но срок мотать-то пришлось именно ей. Тут вообще вопрос сложный. Рассказ «Новый год» начинается как фарс. За изнасилование двух девушек судят 83-летнего старика. Осипов – молодец, дедушку оправдали. Но – финал истории – теперь судят его внука. Ага, «Москва–Петушки» – дедушка и внучек. Такое дело, такая работа. Врачи тоже каждый день смерть видят – что ж им не лечить теперь, раз все равно все умрут?
Спасает юмор (героев и автора). Читателя же спасают еще и детали. Знаете, откуда пошло слов «шмон»? Вот откуда: «На идише «шмон» – это восемь. В Одесской тюрьме, еще до революции, в восемь утра в камерах устраивали обыск. Оттуда и пошло...»
В первом сборнике герой живет при большевиках, во втором – закат СССР и перестройка. Значит, далее нас ждет – ГКЧП, ельцинщина, малиновые пиджаки etc. Посмотрим.