Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Музыкальное творчество » Томми Дорси

 

Томми Дорси

 

 

Aмериканский джазовый музыкант (тромбон, труба), бэндлидер, руководитель ансамбля.
Брат Джимми Дорси (кларнет, альт-саксофон, бэндлидер). Обучаться музыке стал в раннем возрасте под началом отца (корнетиста и руководителя брасс-бэнда), с его помощью освоил трубу, позднее перешел на тромбон.

Первый ангажемент получил в 16 лет — в ансамбле SCRANTON SIRENS, где выступал и его брат, затем играл вместе с ним в оркестре CALIFORNIA RAMBLERS Эда Керкеби, Адриана Роллини, участвовал в Нью-Йорке в записях этого джаз-бэнда. Сотрудничал с Жаном Голдкетом и Полом Уайтменом (до 1927), возглавлявшими большие «симфоджазовые» оркестры с танцевально-развлекательным репертуаром.

загрузка...

 

 

В 1925 записался на пластинки как трубач. Как и Дж. Дорси, был членом студийного диксилендового ансамбля «Реда» Николса FIVE PENNIES (1926), в составе которого выступали также Бенни Гудмен, Джо Венути, Эдди Ланг, Джин Крупа. С 1927 специализировался на игре на тромбоне. Из-за нестабильности своего материального положения эпизодически работал в различных коммерческих оркестрах — у Винсента Лопеса, Теда Льюиса, Андре Костелянца, Виктора Янга, Руди Вэлли, в 1928 и в 1932 — в ансамбле Фила Наполеона ORIGINAL MEMPHIS FIVE (вместе с братом). В том же году основал и возглавил вместе с Дж. Дорси именной оркестр — DORSEY BROTHERS ORCHESTRA, завоевавший широкую известность. В 1935 Томми Дорси создал свой биг-бэнд. Успеху биг-бэнда в немалой степени способствовали аранжировщики Пол Уэстон, Д. Кинкэйд, С. Оливер, Билл Файнган. По аналогии с малым диксиленд-бэндом ORIGINAL DORSEYLAND ORCHESTRA Дж. Дорси, в 1936 Т. Дорси сформировал из членов своего биг-бэнда («Пи Ви» Эрвин, «Бад» Фримен, Д. Таф и другие) комбо CLAMBAKE SEVEN, специализирующееся в области импровизации камерного джаза в традиционном стиле и предназначенное для выступлений в джем-сешн (отсюда и название ансамбля). В 1953 братья вновь объединились: Дж. Дорси распустил свой оркестр и стал работать как солист (и второй руководитель) биг-бэнда Т. Дорси, а после его кончины продолжал возглавлять этот коллектив (в 1956—57). Оркестр не утратил популярности и в последующие годы (отчасти благодаря радио и телевидению) получил статус «мемориального» бэнда и существовал, неоднократно обновляя состав, до 60-х годов (под руководством Ли Кастла, затем — Уоррена Ковингтона).

Среди ведущих «белых» музыкантов свинговой эры Т. Дорси занимает особое, исключительно важное положение. Оставаясь прежде всего представителем коммерциализированной танцевально-развлекательной популярной музыки, он, тем не менее, внес большой вклад в процесс сближения этой сферы с джазом и в становление профессионально-зрелой концертной разновидности оркестра свингового стиля (наиболее значительным его преемником в данном направлении является Бенни Гудмен). Указанную тенденцию можно условно обозначить краткой формулой «джаз-ин-свинг» (освоение джазовой идиоматики в области коммерциализированного свинга), тогда как к негритянскому хот-свингу (возникшему еще в начале 20-х годов) более применим термин «свинг-ин-джаз» (разработка техники свингования в джазе) — по аналогии с принятыми в литературе о джазе терминами, характеризующими взаимодействие блюза и джаза («блюз-ин-джаз» — ассимиляция джазом блюзовых традиций, «джаз-ин-блюз» — проникновение в практику интерпретации блюза достижений профессионального джаза, его стилистики). Не будучи революционером или радикальным экспериментатором в области свинга, Дорси, однако, по праву входит в число основоположников классического свингового стиля. Ему удалось привести к общему знаменателю и реализовать в ограниченной, хорошо сбалансированной и технически совершенной форме совокупность наиболее значимых стилевых идей джаза предшествующего исторического периода, а также, что весьма примечательно, обогатить ими американскую популярную музыку, таким образом, сделать их доступными для широкой массовой аудитории. Базой для такого синтеза послужили традиции диксиленда и чикагского стиля (в 20-е годы Дорси активно сотрудничал с самыми яркими новаторами этих направлений — Бейдербеком, Венути, Лангом и музыкантами из их окружения), канзасской (Бенни Моутен/«Каунт» Бейси) и нью-йоркской (Ф. Хендерсон/Бенни Картер) школ негритянского свинга, симфонизированной коммерческой популярной свит-музыки больших оркестров (Уайтмен/Голдкет), раннего «белого» коммерциализированного биг-бэнд-свинга (Бен Поллак/CASA LOMA ORCHESTRA). Раньше многих других белых бэндлидеров Т. Дорси (вместе с братом) завершил формирование полностью развитого биг-бэндового состава оркестра (к 1943, несколько опередив Б. Гудмена, создавшего в этом же году свой биг-бэнд и начавшего с ним восхождение к славе). По известности и популярности его оркестр не уступал в 30—40-е годы всем остальным биг-бэндам (включая оркестр Гудмена), хотя и не всегда превосходил их пышностью аранжировок и виртуозным блеском; для многих ведущих бэндлидеров этого периода он оставался образцом (например, для Арти Шоу, Г. Миллера, Гарри Джеймса и других). Вместе с тем, оркестр Дорси оказался одним из наиболее жизнеспособных, тогда как многие другие, в том числе биг-бэнды Гудмена, Джеймса, Картера, Тигардена к 1946 уже прекратили существование в связи с кризисом свинга. Еще одна важная область творческих интересов Т. Дорси — популяризация биг-бэндовой разновидности буги-вуги в специфически свинговой интерпретации; он является одним из пионеров данного направления (биг-бэнд-буги, буги-ин-свинг) наряду с Бобом Кросби и «Каунтом» Бейси. Автор ряда композиций и аранжировок в духе буги-свинга. Одним из первых (среди белых руководителей оркестров) сделал неотъемлемой принадлежностью биг-бэнда сольные импровизации. Выступавших с ним вокалистов побуждал к введению элементов импровизации в исполнение, к применению скэт-техники, включал в репертуар отдельные номера с использованием искусственно сконструированных слоговых сочетаний комического характера (так называемые нонсенс-сонги). Работал с комбо — преимущественно в русле диксиленд-джаза (привнес в него принцип свингования). Как тромбонист, испытал влияние «Мифа» Моула, постепенно выработал индивидуальную исполнительскую манеру — достаточно техничную и при этом отличающуюся особой элегантностью, изяществом мелодической пластики, чистотой интонации, мягким легатным звуковедением (в духе свит- и кул-саунда), пристрастием к высоким регистрам и к более подвижной, беглой игре в импровизации, а также почти полным отсутствием глиссандо и граул-эффектов (характерным для негритянских джазменов). В 30-е годы получил прозвище «сентиментальный джентльмен свинга». Оказал влияние на некоторых современных тромбонистов (в частности, на Урби Грина).

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Томми Дорси":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Томми Бэрнс

Томми Бэрнс (Noah Brusso)родился в Канаде 17 июня 1885 года на ферме. Он был 12-ый из 13 детей Фредерика и Дивана Брасс, и рос с 5 сестрами (Матильда, Эмма, Мэри, Лавина и Альт) и 2 братьями (Генри и Эдвард) (другие 5 детей умерли в младенчестве). В детстве он любил бороться и участвовать в школьных соревнованиях.

» Знаменитые спортсмены - 1583 - читать


Джимми Дорси

Еще до знакомства с джазом прошел основательное музыкальное обучение — отчасти с помощью отца — преподавателя музыки и руководителя духового оркестра. Вначале освоил корнет. Уже в 8 лет впервые выступил с оркестром, который возглавлял его отец, участвовал в уличных парадах в составе различных брасс-бэндов.

» Музыкальное творчество - 1651 - читать


Томми Болин /Томас Ричард Болин/

Томас Ричард Болин родился 1 августа 1951 года в Сиу Сити, штат Айова. На рок-н-ролл мальчик подсел уже в пять лет, когда побывал на концерте Элвиса Пресли. Свои первые музыкальные опыты Том проделывал с барабанами, затем опробовал пианино, а в 13 лет выпросил у родителей гитару.

» Музыкальное творчество - 1692 - читать



Статья на тему Культура и искусство » Музыкальное творчество » Томми Дорси

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru