Исключительное положение Лисандра проявилось, например, в появлении и развитии его культа и даже учреждении (на Самосе) специального празднества в честь Лисандра - Лисандрий (Плут. Лис., 18,6).
По свидетельству самосского историка Дурида "ему первому среди греков города стали воздвигать алтари и приносить жертвы как богу, и он был первым, в честь кого стали петь пеаны" (Дурид у Плутарха. Лис., 18,5 = FgrHist 76 F71).
Возникновение культа Лисандра - явление, конечно, симптоматичное. Перед нами начало того процесса, который столетием позже привел к прижизненному обожествлению эллинистических царей.
Однако политический успех Лисандра оказался кратковременным. Вскоре после окончания Пелопоннесской войны Спарта довольно решительно устраняет Лисандра от большой политики и даже аннулирует ряд акций, которые были плодами усилий Лисандра (например, колонию в Сесте и декархии). В этих действиях спартанских властей уже проявился, конечно, наметившийся конфликт между Лисандром и официальной спартанской общиной.
С этого момента начинается второй период в жизни Лисандра, который весь прошел под знаком непрекращающейся борьбы опального полководца за возвращение своего былого могущества. Диапазон тех средств, с помощью которых он планировал одержать верх над своими политическими противниками, был необычайно широк. Лисандр затеял и осуществил многоэтапную политическую интригу. С ее помощью он хотел ослабить тиски ликургова государства и легальным путем "сверху" проникнуть в правящую элиту.
На годы с 404 по 395 падает целый ряд событий, так или иначе связанных с Лисандром и дающих представление о последовательных этапах борьбы между опальным полководцем и спартанской общиной в лице ее официальных представителей, царей и эфоров.
По-видимому, среди тех причин, которые в конце концов привели Лисандра к "падению", немаловажное значение имела активизация в 404 г. внешней оппозиции. Конечно, и раньше в Спарту поступали жалобы от союзных городов на самоуправство Лисандра и его офицеров. Однако, пока шла война, спартанские власти смотрели на это сквозь пальцы и не давали этим жалобам ход. Но по окончании войны ситуация резко изменилась. В Спарте появилась достаточно влиятельная антилисандровская коалиция, возглавлял которую царь Павсаний. Политические противники Лисандра не замедлили воспользоваться жалобами и протестами, которые продолжали поступать в Спарту из подчиненных областей и городов. Решающим здесь стало то, что персидский сатрап Фарнабаз, чья область подверглась разорению, обратился с жалобами на Лисандра и потребовал от Спарты решительных мер (Плут. Лис., 19-20; Полиен, VII, 19; Непот. Лис., 4). Враги Лисандра постарались, чтобы эти жалобы, наконец, были услышаны.
Судя по рассказу Плутарха, эфоры, получив обвинительное письмо Фарнабаза, немедленно послали Лисандру скиталу с требованием вернуться (Лис., 19,7). "Лисандр, которого скитала нашла на Геллеспонте, пришел в смятение. Очень боясь обвинений Фарнабаза, он постарался лично встретиться и переговорить с ним, чтобы достигнуть примирения" (Плут. Лис., 20,1). Однако этим он только ухудшил свое положение. Прибегнув к обычному трюку с подменой писем, Фарнабаз через Лисандра передал еще одну инвективу на него, заставив Лисандра стать невольным соучастником собственного "падения" (2О, 2-5). Дальнейшее путешествие Лисандра в ливийский оазис Аммона Плутарх ставит в непосредственную связь с посланием Фарнабаза. По-видимому, Лисандр уже почувствовал, сколь опасна для него нынешняя внутриполитическая ситуация в Спарте и, боясь официального судебного процесса, постарался на время исчезнуть, отправившись по сути дела в добровольное изгнание. Действительно, судя по данным Плутарха, Лисандру нелегко было добиться от властей санкции на выезд из Спарты. Так Плутарх пишет: "С трудом, едва-едва добившись от эфоров, чтобы его выпустили, Лисандр отплыл" (21,1).
Экспедиция Лисандра в Геллеспонт, из которой он был отозван эфорами по жалобе Фарнабаза, имела место в конце 403 - начале 402 г. Следовательно визит к Аммону состоялся скорее всего весной-летом 402 г. Именно с этого момента Лисандр, по-видимому, задался реформаторскими идеями и для достижения своих целей решил посетить наиболее влиятельное святилище.
Однако вынашиваемые им планы и идеи, направленные на завоевание лидерства в государстве, вовсе не мешали ему участвовать в политической жизни своего полиса. Важными и надежно зафиксированными вехами его послевоенной жизни были вот какие события: в 399 г. он принял самое деятельное участие в борьбе Агесилая за престол, в 396 г. вместе с ним отправился в Малую Азию, в 395 г. получил назначение в начавшейся тогда Коринфской войне.
В 399 г. Лисандр принял участие в возведении на престол Агесилая, с которым у него были давние дружеские связи (Ксен. Гр. ист., III,3,1-3; Плут. Лис., 22, 6-13; Павс., III, 8,7-10; Непот. Агес., 1). История с избранием на царство Агесилая доказывает, что Лисандр все еще продолжал обладать значительным политическим весом. Однако вряд ли стоит считать успех Агесилая целиком заслугой Лисандра. Сама интрига против Леотихида, по-видимому, была задумана еще до смерти его отца, царя Агиса. Недаром Агис, подозревая о существовании заговора против его сына, незадолго до смерти в присутствии свидетелей объявил Леотихида своим законным наследником (Плут. Лис., 22; Агес., 3). Но это не помешало устранить Леотихида с помощью шаблонной в таких случаях уловки - его обвинили в незаконном происхождении.
Как бы то ни было, Лисандр, выступив на стороне Агесилая в таком важном для последнего деле, конечно, рассчитывал приобрести себе дополнительный политический капитал. В ближайшие после 399 годы он был самым верным приверженцем Агесилая, связывая с ним все свои надежды на новое возвышение. И действительно, вскоре ему представился удобный случай восстановить свое могущество с помощью многим ему обязанного Агесилая.
В 396 г., когда в Спарте решали вопрос о том, кого поставить военачальником в начавшейся войне с Персией, Лисандр организовал широкую кампанию за назначение на этот пост Агесилая. В этом деле Лисандру помогли, по-видимому, его многочисленные сторонники в Малой Азии, члены олигархических гетерий и бывшие декархи. По мнению Плутарха, петиция малоазийских друзей Лисандра оказалась решающей, так что "Агесилай получил таким образом благодаря Лисандру не меньшее благо, чем царскую власть" (Лис., 23, 1-2).
Сам Лисандр стремился отправиться в поход с Агесилаем по вполне понятным причинам. В Азии Лисандр имел далеко идущие планы: во-первых, он хотел восстановить декархии, а во-вторых, вместе с Агесилаем начать большую военную кампанию против Персии (III, 4,2). О грандиозности их замыслов свидетельствует спектакль, который они устроили в Авлоне перед началом похода. Подражая Агамемнону, Агесилай совершил в Авлоне жертвоприношение, явно желая придать своему предприятию значимость Троянского похода.
Однако в Азии Агесилай повел себя весьма нерешительно и первое, что он сделал, - это заключил перемирие с Тиссаферном (Ксен. Гр. ист., III, 4,5 и 25). По-видимому, между Агесилаем и Лисандром с самого начала возникли принципиальные разногласия относительно целей и характера этой экспедиции. Слишком осторожная и нерешительная позиция Агесилая не могла импонировать Лисандру. Второй, и самой главной, причиной конфликта было поведение Лисандра в Малой Азии. Лисандр повел себя так, словно он все еще оставался всесильным навархом. По словам Ксенофонта, "Лисандра всегда угодливо сопровождала многочисленная толпа, так что Агесилай казался частным человеком, а Лисандр царем" (Гр. ист., III, 4,7). Агесилая, конечно, не устраивало такое положение вещей, враждебность его к Лисандру все больше и больше росла и, наконец, с согласия своего штаба, состоящего из З0 спартанских эмиссаров (III, 4,8), он отослал Лисандра от себя, а весной 395 г., когда подошел к концу срок службы комитета Тридцати, Лисандр вместе с прочими "советниками" был вынужден вернуться в Спарту (III, 4,20). Таким образом, малоазийский поход Агесилая, на который Лисандр возлагал столько надежд, окончился для него полным фиаско.
После разрыва с Агесилаем Лисандр оказался во враждебных отношениях с обоими царями. Однако его авторитет в государстве оставался еще столь значительным, что это позволило ему и дальше принимать участие в большой политике. Согласно Плутарху, он играл ведущую роль в разжигании военного конфликта с Фивами и в начале Коринфской войны был послан с отрядом в Галиарт (Лис., 27), где вскоре и погиб, не успев совершить ничего значительного (Ксен. Гр. ист., III, 5,6-7; Диод., XIV, 81; Плут. Лис., 28; Павс., III, 5,3; Непот. Лис., 3,4; Юстин, VI, 4,6). Лисандру были оказаны все посмертные почести и его похоронили как "достойного служителя государства" (Плут. Лис., 30,6).
Статья получена: www.world-history.ru