Не один раз российские исполнители пытались прорваться на Запад и оторвать от большого пирога западного шоу-бизнеса хоть маленький кусочек. Причины ясны: с мировой популярностью уже после первого сингла человек может считать себя богатым. Скорее, по российским меркам. Но плюс к этому исполнитель может поехать с гастролями на любой конец света. Выпускать свои альбомы для разных стран и народов.
И обогащаться. До сегодняшнего момента ни один из наших Супер-звезд не стал таковой на Западе. И это понятно - наша музыка для нас. Алсу относится к категории людей непонятных: родившись в Татарстане, жила на Севере, а потом переехала в Англию. Ее музыкальные вкусы строились, что называется, на их музыке. Судя по исполнению песен, и сама Алсу поет на западный манер и это ей на руку. Алсу: «Всегда что-то бывает в первый раз. Это, можно сказать, своеобразный эксперимент. Ведь пока наши исполнители еще не пробовали выйти на мировую арену. Может, я буду первой?»…
В конце 99-го года наша маленькая звездочка Алсу подписала контракт с крупнейшей звукозаписывающей компанией «Юниверсал Мьюзик». И это несмотря на то, что никто не верил в блестящее будущее молодой певицы из России. Слухи оправдались, - придраться было не к чему. В. Белоцерковский: «Никакая это не «липа». Мы же обещаем, что завтра Алсу будет номер один в мире. А что из этого получится, вскрытие покажет. Зачем мне придумывать какие-то сказки? Алсу сейчас и так популярна в России».
Компания практически является преемником легендарного «ПолиГрама». Контракт, который предложили «западники» - представители фирмы, был долгосрочным - на выпуск 7 альбомов на английском языке. Дабы избежать ошибок, опытные юристы долго изучали таинственный документ, но скоро пришли к выводу, что все правила соблюдены. Для подписания важного документа продюсер Алсу Валерий Белоцерковский пригласил избранных лиц (включая саму Алсу) в столичный ресторан «Эльдорадо». Среди гостей присутствовали Саймон Напьер-Белл, руководители российского отделения «Юниверсал Мьюзик» - Дэвид Джанк и Томас Хэдстрем и телеведущий Андрей Малахов.
Алсу: «Несмотря на то, что идет работа над записью западного альбома, я также веду работу над альбомом, который выйдет в России. Несколько песен для него уже готово».
Вскоре состоялись первый гастрольный тур Алсу, в рамках которого прошли ее концерты в Риге (8 апреля), Таллине (9 апреля) и в санкт-петербургском БКЗ «Октябрьский» (10 и 11 апреля). Помимо самой Алсу, в программе «Просто наступила весна» приняли участие и авторы ее песен Вадим Байков и Александр Шевченко. Все выступления прошли с аншлагами, а публика задарила певицу цветами и мягкими игрушками. Это для Алсу вдвойне приятно, так как ее выступления в Питере - первые сольные концерты в большом зале на территории России. В Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция исполнительницы. Она рассказала о предстоящих планах и работе над новым альбомом. 12 апреля Алсу, ее продюсер Валерий Белоцерковский и представители компании Universal поехали в Нью-Йорк для переговоров по поводу промоушна англоязычного альбома певицы. Пробыв в США неделю, Алсу вернулась в Лондон.
Почти в последние дни определился российский участник очередного, 45-го конкурса телевизионной эстрадной песни «Евровидение-2000». Телекомпания ОРТ выбрала для этого Алсу. Это было для поклонников Алсу просто сюрпризом.
Алсу стала четвертым российским представителем. Наивысший успех сопутствовал нам в дебютном 1994-ом, когда певица Маша Кац (выступавшая под псевдонимом Юдифь) с песней «Вечный странник» заняла 9-е место, набрав 70 баллов. Широко разрекламированные поездки Филиппа Киркорова и Аллы Пугачевой на фестиваль в 95 и 97 гг. оказались куда менее успешными - Филипп с «Колыбельной для вулкана» занял 17-е место с 17 баллами, а «Примадонна» с номером «Примадонна» стала 15-ой с 33 баллам.
Автор песни Эндрю Лэйн, ныне постоянно работающий с Алсу, написал «Solo» еще 14 лет назад, в годы своей молодости. Песня на самом деле должна исполняться от имени молодого человека, который страдает от того, что его девушка оказалось не такой замечательной, как ему хотелось. Когда Алсу, а ей была нужна композиция на английском для выступления на Евровидении, рылась в старых работах Лэйна, она и обнаружила текст «Solo», о котором Эндрю уже давно забыл. Ей показалось, что песня написана для исполнения женщиной, и текст странным образом совпадал с ее собственными переживаниями, связанными с влюбленностью. Автор долго не хотел отдавать «Соло» певице, потому что мечтал услышать ее в исполнении собственного сына Роджера. Певица вместе с Эндрю и Брэндоном Барушом чуть-чуть подработали текст до варианта, который и прозвучал на конкурсе.
А в аэропорту Стокгольма световое табло в духе традиций советских песенных конкурсов и фестивалей высвечивало надпись: «Приветствуем участников конкурса песни «Евровидение-2000». На 45-й смотр эстрады в столицу Швеции с просветленными лицами слетались делегации из 24 стран Европы. Группа моральной поддержки российской певицы Алсу прибыла туда 10 мая.
Как и в любом спортивном мероприятии, а «Евровидение» основано на спортивных принципах, представитель страны действительно нуждается в болельщиках. Они с остервенением пулеметчиков машут в телекамеру флажками, истошно вопят и нервно кусают губы, переживая за исполнителя. Именно суровая необходимость болеть за Алсу, представляющую Россию песней американских авторов «Solo», загнала в Стокгольм около 60 человек (делегация состояла из 25 человек). Среди них были ее музыканты, ведущий программы «Утро» на ОРТ Андрей Малахов, Александр Цекало (как сценограф). Лев Лещенко (как друг семьи), продюсер певицы Валерии Белоцерковский (чтобы было с кого спросить), сотрудники его продюсерской компании «Мегаполь», многочисленные родственники, друг Алсу индус (из Лондона), а также несколько журналистов.
Надо заметить, что Алсу вела себя как пай-девочка. Никаких развлечений, только работа и интервью. Даже жила она не в роскошном «Гранд-отеле», где поселились папа с мамой. Лев Лещенко и прочие VIP-персоны, а в достаточно простом «Кволити Глобен отель». Пусть комфорта поменьше, зато ближе к залу выступлений.
Как перед серьезными соревнованиями, артисты, часами репетировали в пустом зале «Глобен Арена», оттачивая движения и сценическую пластику. После репетиции состоялся «разбор полетов», Белоцерковский был в бешенстве. Он рвал и метал, выказывая крайнюю степень недовольства. Все получили по заслугам.
В специально отведенном помещении уже мирно дремали журналисты иных держав. Пребывая в блаженной истоме, заграничные корреспонденты не сразу обратили внимание на коробку с пресс-релизами и CD-синглами российской певицы. Но вскоре западная пресса проснулась и рванула на штурм. Коробку просто разорвали в клочья. За всем происходящим со стороны наблюдал глава российского представительства компании Universal Дэвид Джанг. Может, он думал о том, насколько успешно будут продаваться те семь альбомов Алсу, которые по контракту певица должна выпустить на лейбле Universal.
На следующий день посольство России в Швеции устроило официальный прием. Только здесь у членов российской делегации появилась возможность основательно познакомиться друг с другом. Все сгрудились у рояля, за которым восседал руководитель аккомпанирующего коллектива Алсу Вадим Байков. Лев Валерьянович Лещенко был запевалой в этом нестройном, случайно образовавшемся хоре. Он пел почти так же вдохновенно, как на своих концертах. В основном звучали композиции не из его репертуара, а из народного. На закуску была исполнена песенка Вадима Байкова.
Валерий Белоцерковский по-продюсерски был суров и непоколебим. «С этого момента, - пояснял он журналистам, - я запретил Алсу давать интервью». «Вы будете смеяться, - заметил наблюдательный журналист, - но в данный момент у Алсу берут интервью».
Музыкальный редактор канала ОРТ Олег Вольнов как никогда был доступен прессе. Из его речей удалось понять, что участие Алсу в «Евровидении» было единогласно одобрено всеми начальниками канала, большую часть расходов по организации поездки и трансляции ОРТ взяло на себя.
Перед конкурсом состоялась жеребьевка, с помощью которой устанавливали порядок участников конкурса Евровидение-2000. Алсу, можно сказать, повезло - ей достался 9-й порядковый номер. Дело в том, что обычно в длинных концертах под конец все начинает утомлять (наверняка, поэтому решили сделать поправки к правилам: петь на любом языке и длительность песни не более 3 минут - именно поэтому последний куплет сократили). Еще одно новшество - телезрители разных стран могли участвовать в голосовании.
На конкурсе Алсу явно смотрелась лучше всех. Многие считали, что ее песня не очень подходит под стандарт Евровидения. Но все оказалось гораздо проще. Во время голосования с самых первых 10 баллов у всех появилась надежда, что в этом году мы докажем, что Россия может одержать победу. Когда последняя страна участница проголосовала - все дружно выдохнули, потому что группе из Латвии не хватило нескольких баллов, чтобы занять призовое место. Да! Второе место наше! Алсу: «Конечно, безумно хотелось победить. Но такого результата мы даже не предполагали. Рассчитывали на 4-5 место в лучшем случае. Ведь выступало огромное количество потрясающе талантливых исполнителей. Мне, например, очень понравилась эстонка. Еще помогло то, что это был мой первый в жизни конкурс, и я не понимала всей ответственности, а поэтому не сильно волновалась перед выходом на сцену. К тому же я несколько недель готовилась…» В. Белоцерковский: «Конечно же, успеху на «Евровидении» предшествовала большая работа. Мы объехали пол-Европы с промо-программой, в рамах которой Алсу встречалась со множеством журналистов, принимала участие в радио- и телепередачах. Интерес к ней везде был достаточно высокий, что и удивляло, и вдохновляло. Особенно хорошо нас принимали в Румынии и на Мальте. Но, тем не менее, победу в конкурсе правильнее всего было бы расценивать, как начало нового этапа в жизни певицы, а не как некую итоговую точку».
Перед конкурсом в местной прессе ставили рейтинги. Скандалов почти не было. Алсу пророчили шестое место, своему шведу сулили результат получше. Как настоящий национальный герой, исполнитель из Швеции был на обложках почти всех журналов. Писали, что он борется за права диких животных, но выглядел в своем нелепом костюме викинга он почему-то как индеец. Алсу: «Тот костюм, в котором я выступала на Евровидении, мне шила известный лондонский модельер Maria Grachvogel, которая, кстати, одевала Spice Girls. В начале это был комбинезон в коричневых тонах. Но почти сразу мы передумали и выбрали розовые кофточку и брючки. Эта ткань очень выигрышно смотрелась в свете прожекторов, переливаясь всеми цветами радуги». По мнению Алсу, розовый цвет помог ей одержать победу, ведь ее имя на татарском языке означает «розовая вода». А, по мнению профессионалов, она просто-напросто талантлива, ведь не случайно именно эта девушка была выбрана телеканалом ОРТ более чем из 2000 претендентов.
Теперь ОРТ снимает фильм об Алсу. Его начали снимать еще с первого появления Алсу на сцене и до сегодняшнего тура по Волге. В этом туре ее сопровождает телевизионная группа и журналисты.
В конце мая состоялась очередная церемония вручения российской национальной премии «Овация» в области музыки и популярных зрелищ по итогам прошедшего года.
В крайне недружелюбном по отношению к «Овации» расположении духа находился Валерий Белоцерковский, чей проект участвовал сразу в четырех номинациях - «шлягер года» (песня «Иногда»), «открытие года», «продюсер года» и «альбом года», но победил лишь в последней. В.Б.: «Я не участвую в таких мероприятиях, как «Овация», а приоре, потому что это продажное мероприятие, - поведал нам разгневанный г-н Белоцерковский. Я считаю, что понятие «премия, которую покупают» абсурдно. Я считаю, что полученная нами статуэтка за лучший альбом - это провокация: люди теперь ни за что не поверят, что я ее не купил»…
В июне этого года Алсу порадовала нас своим первым синглом. К прослушиванию были представлены песня «Solo» и ремиксы на нее. Всего на диске 5 композиций плюс фотографии - кадры из клипа «Solo» и небольшое интервью.
В июне 2000 года агентство «Мегаполь» запланировало первый большой гастрольный тур Алсу. 22 июня - Ярославль, 24 июня - Нижний Новгород, 25 июня - Казань, 27 июня - Бугульма, 29 июня - Уфа, 1 июля - Усть-Каменогорск, 3 июля - Тольятти, 5 июля - Саратов, 7 июля - Волгоград, 10 июля - Ростов-на-Дону, 12 и 13 июля - Сочи.
К этому туру готовились очень тщательно. Были подготовлены красивые декорации, мощная акустическая техника, опытные специалисты. Вместе с Алсу в этот тур поехали ее друзья из колледжа, мама, продюсер, Александр Цекало (как неизменный сценограф), Александр Шевченко и Вадим Байков не только как авторы песен Алсу, но и часть концертной программы. Примерно за два дня набирали молодых ребят в группу поддержки. Их роль заключалась в том, чтобы в зависимости от песни либо громко аплодировать, пускать солнечных зайчиков, включать фонарики, зажигать бенгальские огни.
На сцене стоял огромный телеэкран, который сначала показывал документальный фильм об участии Алсу на конкурсе «Евровидение», а потом начал транслировать телемост в прямом эфире «Москва-Булульма», ведущим которого был Александр Цекало (экс Кабаре-дуэт «Академия»). Слева от сцены висела большая фотография Алсу, что придавало сцене красочность и оригинальность. Начался концерт с выступления авторов стихов и песен (Вадим Байков и Александр Шевченко). Они по очереди пропели по 4-5 песен 60-х годов, чем немного подняли настроение собравшейся публике.
Небо разорвано пиротехникой. Падает на голову звездами. Невольно пригибаешь голову. Подняв, обнаруживаешь, что занавес, закрывавший полсцены, исчез. А на непонятно откуда взявшихся помостах стоит сотня детей с включенными фонариками и в белых майках с надписью «Алсу». Переход впечатляет.
«Босиком». Вслед за голосом из глубины сцены появляется Алсу. Стоячий партер, разогретый Байковым и Шевченко, уже выплясывает, а на трибунах... штиль. Рассматривают сцену, одежду Алсу и прислушиваются. После первой же песни стало ясно, что Алсу поет живым звуком, и, несмотря на разговоры злопыхателей, голос у нее действительно есть. В концерте было 15 песен. Одна из них была татарской народной. Среди них были как старые, хорошо известные песни, так и совершенно новые плюс перепевки известных песен.
В одном из городов после десятой песни на сцену вышел Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов торжественно огласил указ о присвоении Алсу Сафиной звания «Заслуженной артистки Татарстана». В День рождения певицы 27 июня ей подарили автомобиль… розового цвета, открыли новый супермаркет и бензоколонку. Назвали их, естественно, «АЛСУ». Глава администрации Бугульмы Наиль Магдеев от имени всех горожан поздравил певицу Алсу, занявшую 2-е место на проходившем в Стокгольме престижном конкурсе эстрадной песни «Евровидение-2000» и наградил званием «Почетный гражданин города Бугульма». За юную землячку болели все бугульминцы, но сильнее и искреннее всех, наверное, 10 ветеранов, которым эстрадная звездочка на паях с президентом «ЛУКойла» Вагитом Алекперовым подарила по автомобилю «Ока». Можно было, конечно, ожидать, что земляки примут Алсу восторженно, но даже самые смелые ожидания блекнут по сравнению с тем, что происходит на самом деле.
В завершение концерта под песню «Дуэт» был салют! Но певицу не хотели отпускать без исполнения на бис триумфальной «Solo». Просьба была исполнена.
В результате подведения итогов официального исследования музыкального рынка в этом году независимые эксперты агентства «ИнтерМедиа» пришли к выводу, что сингл Алсу «Соло» побил все рекорды продаж синглов на российском рынке за всю историю музыкального бизнеса. О чем господа эксперты не замедлили сообщить нам в официальном письме. Сингл «Соло» был продан в количестве более 64 000 экземпляров в течение полутора месяцев с момента выхода в продажу.
Сама Алсу, которая в данный момент напряженно работает в студии, пока не прокомментировала это событие. Однако, после того, как сегодня, в пятницу 18 августа в Лондоне состоится пресс-конференция, посвященная началу работы Алсу с лейблом Mercury UK (на котором выходят Shania Twain, Texas, Elton John, Sting и многие другие), мы сможем добавить к этой истории некоторые дополнительные сведения и комментарии. В ходе этой пресс-конференции руководство Universal вручит Алсу ее первый в жизни «платиновый диск» за сингл «Соло».
16 августа в Лондоне Алсу записала дуэт с Энрике Иглесиасом.
Композиция «You're My Number One» оказалась как нельзя более подходящей по стилистике, настроению и аранжировке для голоса Алсу, и, по ее же словам, результат превзошел все ожидания.
Российская пресса уже распространила немало информации о том, что Алсу будет выступать с Энрике в Москве, различные слухи циркулируют с огромной скоростью, однако любая информация по этому поводу недостоверна. Все планы относительно выпуска этого сингла держатся в секрете, но поверьте, что вас ожидает настоящая сенсация, которая станет одним из самых значительных событий в российском шоу-бизнесе в 2000 году. Мы не заставим вас долго ждать и уже в очень скором времени официально сообщим о готовящихся акциях.
На протяжении почти полугода руководство Universal не могло решить, на каком именно из наших британских лейблов будет выходить первый англоязычный альбом Алсу. И сейчас, когда решение наконец принято, мы рады сообщить вам, что именно Mercury UK будет выпускать альбом Алсу в Великобритании. Компания, которая станет «домом Алсу» в Америке до сих пор не выбрана, но и до этого важного решения осталось недолго.
А пока наша юная звезда работает над созданием своего нового альбома, который должен стать переломным в ее карьере. Конечно, в работе ей помогают лучшие из профессионалов мирового шоу-бизнеса. Достаточно упомянуть несколько имен, и станет ясно, что отношение Universal к мировому дебюту Алсу чрезвычайно серьезно. Так, продюсер песни «Before You Love Me» (которая будет первым синглом с нового альбома) Brian Rowlins подарил миру хит Sher «Believe» и «Bailamos» Энрике Иглесиаса. Hex Hector, работающий над другой композицией с альбома Алсу, был продюсером песни Дженифер Лопез «Waiting For Tonight». А еще один продюсер альбома Simon Franklin был автором супер-хита всех времен и народов «My Heart Will Go On» от Селин Дион. Не стоит, однако, забывать, что в таком значительном списке знаменитых имен сама Алсу будет занимать достойное место, поскольку она сама пишет песни на английском и русском языках.
В настоящее время также ведется подготовка к съемкам видео на песню «Before You Love Me», режиссером которого будет Тим Ройс, известный по многочисленным работам с Мадонной, Джанет Джексон, и последним творением - видео «We Will Rock You» (Five & Queen).