Михаил Пелопидович Латри (1875, Одесса - 1941, Париж) - живописец, график, керамист. На выставке представлены 105 лучших его произведений из коллекции картинной галереи, свидетельствующих о многообразии творческих интересов художника.
М.П.Латри - внук И.К.Айвазовского, первое впечатление об искусстве он получил от картин деда. Закончил Петербургскую Академию художеств, где занимался в 1896 -1902 гг., с перерывами, в пейзажном классе А.И.Куинджи. Учился в Мюнхене в художественной школе Холлоши и Ферри-Шмидта.
Путешествовал по Греции, Италии, Турции, Германии. С 1902 г. участвовал в Весенних выставках Петербургской Академии художеств и Венского Сецессиона, с 1912 г. - в выставках объединения "Мир искусства" в Петербурге, Москве, Киеве. Был одним из основателей Нового общества художников Петербурга. В Крыму поселился в имении Баран-Эли под Старым Крымом, где оборудовал мастерскую для живописи и керамики. В начале 1900-х годов заведовал Феодосийской картинной галереей. В 1920 г. уехал в Грецию, работал на афинском заводе "Керамикос". Участвовал в археологических раскопках на островах Делос, Крит, Тазос. С 1924 г. жил в Париже, занимался декоративно-прикладным искусством и живописью. В 1935 г. в Реймсе состоялась его персональная выставка.
Самое раннее произведение, представленное на выставке "Восход солнца на море", написано в подражание И.К.Айвазовскому. Картины "Кипарисы"(1896), "Вечер. У околицы", "Буря", "Яблони в цвету" созданы в академический период под влиянием А.И.Куинджи.
Лучшие произведения М.П.Латри посвящены Крыму, в том числе, архитектурные и морские пейзажи "Отузы", "Бахчисарай", "Осень", "Дом у залива", "Кипарисы у стены", Восход луны", "Лунная ночь на море", "Свежий ветер" , "Рыбачья пристань". В них передано непосредственное впечатление от предметов, погруженных в постоянно изменяющуюся атмосферу.
Импрессионистический подход характерен для ряда работ, в которых метко схвачено мгновенное состояние и настроение природы. Завораживают переливами лиловых оттенков этюды "Сирень в цвету", "Поле ирисов". Пробуждение природы ощутимо в пейзаже "Оттепель", передающем состояние сырого дня зимы. В 1906 году картина получила благожелательный отзыв критики: "Из пейзажей Латри лучший - "Оттепель". Темно-серые отсыревшие стволы деревьев у канавы очень хороши: они уже дышат весной, еще далекой".
Картины "Осенний вечер", "Водоем"(1912), "Храм над морем. Осень", "Бирюзовая ваза и кипарис", "Фонтан в парке. Сумерки" воспевают прелесть старых особняков, запущенных парков, тихих водоемов.
Пять пейзажей, посвященных Венеции, разнообразны по сюжету, имеют выразительную и цельную композицию, гармоничный колорит. Они исполнены в разных техниках: темпера, гуашь, акварель. В них проявилась живописная одаренность художника.
Успешно работал М.П.Латри и в других жанрах. Представлены женские портреты и два натюрморта.
Изящны и выразительны графические произведения "Море", "Суда на рейде", забавны шаржи "На лоне природы", "Студенческий чай".
Полно представлена керамика М.П.Латри. Она отличается пластичностью и мягкостью цветовых сочетаний, выполнена с большим художественным вкусом и техническим мастерством.
Выставку дополняют мемориальные фотографии.
В наследии М.П.Латри есть то, что не позволяет забыть этого мастера. Произведения, хранящиеся в Феодосийской картинной галерее, свидетельствуют о высокой значимости работ художника.