Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Известные люди » Скульптор Николай Томский: страницы жизни

 

Скульптор Николай Томский: страницы жизни

 

 

Мало кто знает, что настоящая фамилия нашего именитого земляка Н.В.Томского ( далее - Н.Т.) - Гришин. Он родился 19 декабря 1900 года в семье кузнеца в большом селе Рамушево, что под Старой Руссой. Здесь прошли его детские и юношеские годы, здесь вошла в его сердце любовь к родной природе, к " малой родине " с ее неброской и щемящей душу красотой.

В Рамушеве Н.Т. жил и хозяйствовал ( точнее - крестьянствовал ) до 1919 года: в годы первой мировой войны его отца призвали в армию и Николай остался в большой семье единственным работником.

загрузка...

 

 

В девятнадцать лет его призывают в Красную Армию и отправляют на фронт, где в боях с белополяками он получил ранение. После выздоровления его оставили работать писарем при пересыльном пункте Старорусского горвоенкомата. В эти годы он становится активным участником местной художественной самодеятельности, мечтает стать артистом. Николай Гришин даже выбрал красивый псевдоним - Томский, оставшийся с ним затем на всю жизнь. Он часто выступал в любительских спектаклях, писал плакаты и афиши, с большим увлечением рисовал своих товарищей и знакомых. Его рисунки отличались острыми характеристиками, портретным сходством. На работы Н.Т.обратил внимание руководитель драмкружка - известный художник Василий Семенович Сварог, который в то время жил в Старой Руссе, приехав к больной матери. Он-то и посоветовал Николаю серьезно заняться лепкой: " Рисунок у тебя скульптурный. Ты хорошо чувствуешь объем ".

Этот добрый совет мастера решил дальнейшую судьбу Н.Т. В 1923 году, после демобилизации из армии, Н.Т. едет учиться в Петроград и поступает на скульптурный факультет художественно-производственного техникума. Учебу на этом факультете он успешно окончил в 1927 году. Под руководством талантливого скульптора В.В.Лишева Николай Томский овладел не только основами профессионального мастерства, но и подготовился к самостоятельной работе. Уже в 1925 году в Ленинградском государственном музее Революции открылась выставка, посвященная памяти В.И.Ленина. На ней впервые были показаны две работы студента Николая Томского. Одна из них - бюст В.И.Ленина в детстве - получила хорошую оценку и была приобретен музеем. Второй выставленной работой была композиция " Выступление В.И.Ленина в Женеве ". Замечу, что упомянутый скульптурный портрет Ленина в детстве находится в экспозиции картинной галерее г.Старая Русса.

Образ В.И.Ленина с тех пор прочно вошел в творчество Н.Т. Он стал автором многих ленинских скульптурных изображений и монументов, установленных во многих городах нашей бывшего Советского Союза (в том числе - в Старой Руссе), а также в Берлине.

История нашей страны советского периода полна противоречий, неоднозначно и ныне отношение россиян к крупнейшим политическим фигурам недавнего прошлого и, соответственно, к их художественным изображениям, памятникам. Несмотря на это, старорусцы с уважением сохраняют память о своем знатном земляке-скульпторе, в частности - через две заметные художественные работы из "ленинской галереи". В 1967 году к 800-летию Старой Руссы около здания горкома КПСС ( ныне в нем размещаются народный суд и редакция газеты "Старая Русса") был установлен бюст В.И.Ленина, переданный Николаем Томским в качестве подарка к юбилею родного города. Еще раньше, в 1948 году, скульптор выполнил гипсовый памятник Ленину, который простоял до ноября 1985 года . 5 ноября 1985 года в большой торжественной обстановке на этом же месте был установлен памятник В.И.Ленину в бронзе, выполненный группой скульпторов под руководством Н.Т. по просьбе тружеников Старой Руссы и района. До сих пор большинство жителей оберегают памятник, к его подножию иногда возлагают цветы молодожены и ветераны Старой Руссы, гости нашего города. Историю трудно переделать, ибо все в ней было - и светлое, и темное…. Любые памятники лучше сохранять независимо от политических "установок" эпохи: так делают это в Англии, Финляндии, Франции и других странах мира.

Ленинская тема была основной, но не единственной темой в творчестве скульптора. Сама бурно развивавшаяся и изменявшаяся жизнь страны, темы современности привлекали художника. А это проявлялось в видных людях. И вот в 1928-30 годах Н.Т. создает бюсты А.М.Горького, А.В.Луначарского, К.Е.Ворошилова. Первой работой Томского в монументальной скульптуре был бюст К.Маркса ( 1932 г.).

В это же время он несколько лет занимался реставрацией архитектурных памятников Ленинграда, был помощником известного скульптора Орлова. В 1934 году Н.Т. создает статую " Танкист ", в 1938 году - статую кузнеца А.Бусыгина, одного из зачинателей стахановского движения. С увлечением работая над воплощением образа современника в монументальной скульптуре, Томский все чаще обращается к портретному жанру. В конце 30-х годов Томский попробовал себя в героической теме, создав памятник С.М. Кирову в Ленинграде, М.В.Ломоносову, М.И.Кутузову в Москве, адмиралу Нахимову в Севастополе. За монумент С.М. Кирову Н.Т.был удостоен Государственной премии СССР. Можно считать, что это был первый крупный успех талантливого художника-реалиста, принесший ему мировую известность в стране. В 40-е годы в творчестве Томского преобладает монументальная пластика. Он выполняет проекты памятника В.В.Куйбышеву ( 1940 г.) и М.В.Фрунзе ( 1941 г.) для Ленинграда, конкурсный проект памятника для установки на месте боев с белофиннами ( 1949 г.); проект памятника для Белостока ( 1940 г.) в честь воссоединения в 1939 г. с народами СССР братского народа Западной Белоруссии.

Великая Отечественная война с неизбежностью внесла в творчество Николая Томского новые темы, посвященные защите Родины, борьбе с врагом. Он принимает участие в создании трех больших барельефов: " Гитлер и Наполеон ", " Родина зовет" и " На защиту Ленинграда ". Н.Т. работал над проектом памятника " Защитникам Ленинграда " в Москве, куда Томский приехал после тяжелой болезни, участвовал в выставках " Великая Отечественная война ", " Героический фронт и тыл ", " 25 лет Красной Армии ". Руками Н.Т. были созданы проекты памятников Зое Космодемьянской для Москвы, обелиска восьми волоколамским комсомольцам ( 1942 г.), Герою Советского Союза - Лизе Чайкиной ( 1944 г.) и др.

Победоносное завершение Великой Отечественной войны и разгром фашизма способствовали дальнейшему развитию изобразительного искусства, в частности - монументальной и станковой скульптуры. В 1945-51 г.г. Николай Томский исполняет серию портретов дважды героев Советского Союза: летчика М.Г.Гареева ( 1947 г.), летчиков-истребителей П.А.Покрышева ( 1948 г.) и А.С.Смирнова ( 1948 г.); генерала армии И.Д.Черняховского ( 1947 г.) и трижды героя Советского Союза летчика И.Н.Кожедуба (1949 г.). За эти памятники-портреты Николай Томский был удостоен Государственной премии СССР. Все памятники-бюсты, выполненные в бронзе, установлены на родине героев. Во многих городах и весях нашего некогда обширного Союза можно было увидеть скульптурные работы Н.Т. - в Вильнюсе (памятник генералу армии дважды герою Советского Союза И.Д.Черняховскому, 1950 г.), в Белгороде (памятник генералу армии И.Р.Апанасенко, 1949 г.), в Великом Новгороде ( где по просьбе пионеров он создал памятник Герою Советского Союза юному партизану Лене Голикову, 1961 г.).

В послевоенные годы Н.Т.исполняет бюсты и проекты памятников В.Г.Белинскому, А.С.Пушкину, М..В.Ломоносову, Н.В.Гоголю, А.М.Горькому, В.В.Маяковскому, И.Е.Репину, стремясь полнее раскрыть образы гениальных людей во всем их величии. Выражение темы патриотизма, любви к Родине Н.Т. ищет не только в событиях последней войны, но и в героическом прошлом русского народа. Идеи преемственности русской истории воплощены в памятниках адмиралу П.С.Нахимову в Севостополе ( 1959 г.), причем за эту работу Николай Томский был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР, в скульптурном портрете Юрия Долгорукова ( 1947 г.), воздвигнутом в столице к 800-летию Москвы; в памятнике М.И.Кутузову в Москве ( 1973 г.) и др.

В середине 50-х годов, а затем в 60-х годы Н.Т. особенно интенсивно работает в портретном жанре. Неизменен его интерес к людям труда, науки, культуры и искусства. В эти годы Николай Томский много ездит, знакомится с новыми людьми и странами. Он побывал в Болгарии, ГДР, Польше, Франции, Югославии и др. Так появилась серия портретов зарубежных деятелей: французского рабочего Жозефа Гельтона ( 1967 г.), мексиканского художника Диего Ривера ( 1956 г. ) , Вильгельма Пика ( 1956 г. ), польского революционера В.Шопского (1956 г.), народного художника Болгарии В.Димитрова- Майстора (1957 г.), генерала Э.П.Пети ( 1957 г.) и др. ). В этих произведениях скульптор пробует раскрыть яркие черты характеров неравнодушных и интересных людей, прошедших большую жизнь и сохранивших нравственную силу, духовную красоту. Томским было создано и несколько женских портретов; все они обращены к внутреннему миру человека, передают неповторимый облик и обаяние модели. Таков, например, " Женский портрет " ( 1964 г.). В эти годы монументально-декоративная скульптура занимает большое место в многогранной деятельности скульптора.

Скульптор всегда старался отзываться на все значительные события современной ему жизни. Так в композиции " Наука " (1958 г.) он хотел отразить достижения народа в завоевании космоса; те же мотивы руководили им в 1953 году при создании композиции " Труд " для ВДНХ и трехфигурной группы " Победа " для Волго-Донского канала, а 1968 году - при создании монументальной композиции " Октябрь ". Последние годы скульптор работал над проектом памятника Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 г.г. в Москве.

Николай Томский воспитал плеяду одаренных мастеров, много времени уделяя воспитанию молодых художников. С 1982 года он являлся профессором Московского художественного института им.В.И.Сурикова, много лет ( с 1960 по 1970 гг. ) был его ректором. С 1960 года возглавлял творческую мастерскую Академии художеств СССР в Ленинграде. С 1958 года Н.Т. был членом Президиума, а с 1968 по 1983 год - президентом АХ СССР. Состоял почетным членом ряда зарубежных академий искусств. И при всегда творческая и педагогическая деятельность Томского органично связывалась с активной пропагандой близких ему принципов искусства.

Н.Т. был крупным общественным и государственным деятелем. Немало полезного и доброго он сделал как член комитета по международным Ленинским премиям " За укрепление мира между народами ", как член градостроительного совета Москвы и художественного совета к экспортной комиссии Минкультуры СССР. Он был делегатом трех съездов партии, депутатом Верховного Совета РСФСР 6-ти созывов.

Большие заслуги скульптора в искусстве и общественной жизни были высоко оценены государством: Н.Т.был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и в 1971 году высшей награды ГДР - ордена Карла Маркса. В 1972 году Николаю Томскому за памятник Ленину в Берлине была присуждена Ленинская премия.

Н.Т. уделял немало внимания своему родному городу. Приезжая в Старую Руссу он всегда интересовался новыми сведениями по истории родного края, особенно - подвигами рушан в первой и второй мировых войнах. Весьма сожалел, что местная администрация в свое время не согласилась с его проектом памятника из мрамора и гранита воинам Северо-Западного фронта, а приняла услуги каких-то "ремесленников", ставящих памятники-близнецы. Создав для Новгорода памятник Лене Голикову, скульптор не оставлял мысли сделать что-то подобное для Старой Руссы, в районе которой были сформированы первые в Великой Отечественной войне бригады народных мстителей и где в бывшем Белебелковском районе возник Партизанский край.

Старорусской картинной галерее он подарил около 60 скульптурных портретов и композиций . Эти замечательные работы с конца 1984 года теперь постоянно доступны многочисленным посетителям краеведческого музея . В 1967 году Н.В.Томскому была вручена лента и Диплом о присвоении звания "Почетный гражданин города Старая Русса". Скончался Николай Томский 22 ноября 1984 года.

Он однажды написал: "Искусство должно нести людям радость, поднимать в них светлые чувства гордости и любви к своему народу, к Родине, ибо Родина является стимулом для подвигов, для всех благородных и возвышенных поступков человека". Эти мудрые слова, как теперь мы видим, могут быть отнесены и к творчеству самого скульптора. Не зря в русском языке принято говорить об Отечестве с особой любовью: "родина-мать", "матушка Русь". Будем же всегда достойны нашей большой и малой Родины и помнить лучших ее сынов и дочерей! Верным сыном матушки-России был и скульптор Николай Томский, наш земляк.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Скульптор Николай Томский: страницы жизни":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Жизнь рассудит

В тесте участвуют автомобили: Chevrolet Viva, Kia Cerato, Hyundai Elantra, Chevrolet Lacetti Посмотреть другие фото (22) CHEVROLET VIVA «Опель-Астра» второго поколения выпускали в Германии с 1998 по 2004 год. В Польше и Бразилии его делают до сих пор под маркой «Шевроле».

» Американскии автомобили - 2365 - читать


Honda Legend: На все случаи удавшейся жизни

В тесте участвуют автомобили: Honda Legend Объяснить своей второй половине, почему большая «Хонда» столь привлекательна именно для мужского организма, будет нелегко. В конце концов ей придется поверить вам на слово: новый «Ледженд» – это куда больше, чем просто выразительная наружность, модный спортивный имидж и жизнеупрощающая коробка-«автомат».

» Японские автомобили - 2997 - читать


Toyota Corolla: Жизнь выше 6000

В тесте участвуют автомобили: Toyota Corolla "Toyota Corolla Т-спорт", наиболее мощная модификация "Тойоты-Королла", выпускается с кузовом хэтчбек. Двигатель 1,8 л, 141 кВт предлагается только с шестиступенчатой механической коробкой передач.

» Японские автомобили - 2362 - читать


Российский автопром - жизнь или смерть?

• ВАЗ 2110Что будет с российским автопромом в 2003 году? Существует два прямо противоположных мнения. Мнение первое – в самом ближайшем будущем российские автомобильные заводы накроет кризис, аналогичный тому, что был в 1998 году.

» Корейские автомобили - 2802 - читать


Николай Васильевич Томский

Томский Николай Васильевич [р. 6(19). 12.

» Известные люди - 2513 - читать



Статья на тему Культура и искусство » Известные люди » Скульптор Николай Томский: страницы жизни

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru