Музей был основан в 1921 г. В 1936 г. скромная галерея была преобразована в большой музей культуры им. Витовта. С 1944 г.
музей носит имя Чюрлениса.
М.К.Чюрленис |
Среди художественных собраний мира небольшой каунасский музей занимает примечательное место. Само название музея могло бы навести на мысль, что он посвящен творчеству знаменитого литовского классика. На деле же это не совсем так. Это не просто монографический музей, хотя он охватывает творчество художника почти полностью и его собрание приближается к академическому, поскольку здесь сосредоточена не только львиная доля его завораживающих акварелей, но и многие документы, связанные с его жизнью и творчеством, а в музыкальном зале всегда можно прослушать записи симфонических произведений Чюрлениса.
Однако экспозиция музея не ограничивается только его произведениями. Каунасский музей обладает великолепной коллекцией народной деревянной скульптуры и живописи прошлого века. Невозможно без восхищения созерцать одновременно наивное и высокое искусство анонимных литовских мастеров. На одной из картин мы видим молящегося святого Исидора - покровителя крестьянства. Художник благочестиво и добросовестно выписал не только коленопреклоненного святого, но и его широкополую шляпу, которую тот, как и положено, снял и аккуратно положил рядом, прежде чем стать на молитву, а также другой немаловажный предмет - грабли, которые, видимо, должны удостоверить зрителя в том, что святой действительно принадлежит к крестьянскому сословию. Сцена же в правом нижнем углу картины прозрачно намекает, что благодаря молитве пахота не только не простаивает, но даже и лучше спорится: пока святой Исидор молится, сам ангел идет по полю за плугом.
В собрание музея входят также коллекции литовской живописи XVII - начала XX в. Среди старых анонимных полотен наиболее интересны портреты польской знати. Блистательные шляхтичи заказывали портреты целыми кланами, так что попытки различить общие черты в изображении отца и его великовозрастных сыновей делаются чрезвычайно увлекательным занятием, особенно если вспомнить, что именно так выглядело польское войско в эпоху интервенции в Россию в 1606-12 гг. В залах начала XX века выделяются две небольшие картины Мстислава Добужинского. Однако при всем богатстве экспозиции каунасского музея сердцевиной его остается собрание произведений Чюрлениса.
Из цикла 'Сотворение мира', 3 |
Микалоюс Константинас Чюрленис (1875-1911), гордость литовского искусства, одним рывком сделавший его неотъемлемой частью искусства мирового, не отделял свое музыкальное творчество от творчества живописного. Он, чей расцвет пришелся на эпоху Врубеля и Скрябина (не будем забывать, что по рождению Чюрленис был российским подданным и тесно связан с русской культурой), был живописцем в музыке, музыкантом в живописи и мистиком и в том, и в другом. Хронологически композиторское творчество тоже совпадает с художественным: наиболее известны его симфонические поэмы «В лесу», созданная в 1900 г., и «Море», законченная в 1907 г. Периодом между 1903-1908 гг. датируются почти все картины художника.
Из цикла 'Сотворение мира', 6 |
Подобно Скрябину, Чюрленис верил во внутреннее таинственное преображение человечества через искусство. Но, в отличие от гениального русского собрата, Чюрленис не только не пытался достичь его через некое всеобщее действо (генеральная идея последних лет Скрябина - грандиозная мистерия, в исполнении которой должно было принять участие все человечество), напротив - явно избегал любого намека на массовость. Отличительная черта его творчества - отсутствие в нем обычной для той эпохи декларативности, камерность, особая интимность его фантастики.
Из цикла 'Сотворение мира', 11 |
Находясь в каунасском музее, попадаешь в особый мир, сотворенный Чюрленисом, где верх и низ смещаются и силы тяжести не существует, корабли парят в небесах, а на дне моря живет обычная литовская деревня, мир, где день страшен, а ночь приносит успокоение.
Именно такое, фантастическое, а не библейское творение мира возникает на тринадцати картинах одноименного цикла, ставшего одним из центральных произведений Чюрлениса и также представленного в каунасской экспозиции.
Художник писал брату: «Цикл еще не закончен. Я собираюсь работать над ним всю оставшуюся жизнь, до тех пор, пока у меня есть новые идеи. Это сотворение мира, которое отличается от библейского! Это другой, фантастический мир. Я хотел бы написать по меньшей мере сто картин для этого цикла...»
Соната моря. Andante. |
Музыка и живопись сливаются в знаменитых «Сонатах» Чюрлениса. Как и классические сонаты, это трех- или четырехчастные циклы. Глядя на них, не устаешь поражаться, как смог художник передать чисто музыкальные соотношения частей: бурного и беспокойного Allegro, медленного и мерного Andante, легкого резковатого Sсherzo и быстрого танцевального и одновременно торжественного Финала.
Фуга |
Музыкальные законы причудливо отражаются и в картине «Фуга», где, как это часто бывает у мастера, живому, хаотическому и все же чуть ирреальному лесу таинственно отвечает перевернутый, прозрачный и музыкально упорядоченный лес в вышине.
Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, с 11 до 17 часов. Стоимость билета 5 Lt. Льготный билет 2,5 Lt.