«Мыслю - следовательно, существую» - сказал Декарт давным-давно. Столетия спустя режиссер Дэвид Линч (David Lynch) в своем творчестве расширяет значение этого афоризма: «Что мыслю – то существует». В его фильмах подсознательный мир человека становится материальным, осязаемым – тайные мысли и случайные воспоминания воплощаются в реальных образах. Со стороны это может походить на бред умалишенного или демоническую фантасмагорию, но в действительности большинство картин Дэвида Линча это путешествия по глубинам человеческого разума. Одна из самых ярких линчевских экскурсий в темные уголки подсознания получила название «Шоссе в никуда» (Lost Highway).
Фред Мэдисон живет в небольшом доме с молодой красивой женой Ренэ, каждый вечер выступает с джазовой программой в местном клубе, но что-то заставляет талантливого саксофониста усомниться в том, что его жизнь идет тихо и размеренно. Все начинается с трех загадочных видеокассет, которые кто-то подбрасывает к дверям дома. На первой кассете снят дом Фреда снаружи, на второй – таинственная камера начинает перемещаться внутри дома, но то, что снято на третьей кассете, приводит Фреда в настоящий шок. Все происходящее в фильме после этого – шоссе, убийства, секс, порнография, черный человек с видеокамерой, затерянный отель – превращает жизнь главного героя в безумный трип по закоулкам собственной памяти. Шоссе в никуда - это то, что он хочет забыть и то, что никак не может вспомнить.
Фильм «Шоссе в никуда» похож на паззл. Режиссер предлагает зрителю отдельные эпизоды, образы и даже фразы, которые могу быть не связаны между собой логически, но их соединяет незримая, иногда потусторонняя логика, разгадать которую, конечно, можно,… но не с первого раза. И даже не со второго. Некоторые кусочки головоломки вовсе отсутствуют – зритель сам должен додумывать многие вещи. Додумывать, переживать, интерпретировать, пропускать через себя. Занятие на любителя, но этим и хороши фильмы Линча. Они не просто вызывают у человека эмоции, но и заставляют его мыслить – проникать в фильм на максимально возможную глубину.
В этом смысле «Шоссе в никуда» очень похож на другой фильм Линча «Малхолланд Драйв» (Mulholland Drive) - только если в том случае перед нами кинематографическое исследование человеческих снов (подсознания), то в «Затерянном шоссе» – это художественная интерпретация человеческой памяти (сознания). Временные петли, двойники, аллюзии – все, что происходит с главным героем, представляет собой ничто иное, как причуды его собственной памяти. «Я не люблю видеокамеры, - говорит герой Билла Пулмана (Bill Pullman), - Я предпочитаю запоминать вещи по-своему» - и в этой фразе спрятан ключ к разгадке всего фильма.
Линч же в отличие от Фреда Мэдисона камеру любит. Он со всех возможных ракурсов рассказывает историю о насилии и сексе – историю преступления, потерянную на бесконечном шоссе воспаленного сознания. Он снова и снова возвращается в мрачный отель, каждый номер которого скрывает свои секреты и страшные тайны. Великолепная музыка Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti), смешанная с индустриальной жесткостью альтернативщиков «Rammstein» и Трента Резнора (Trent Reznor) из группы «Nine Inch Nails», а также неподражаемая операторская работа Питера Деминга/Peter Deming (постоянного напарника Линча) делают это путешествие невыносимо приятным. Вся прелесть картин режиссера в том, что зритель сам переживает ту гамму чувств, которая охватывает героев лент. Герой в смятении, и зритель в смятении. Герой страдает, и зритель бьется в истерике. Герой умирает на электрическом стуле, и зритель оказывается на дьявольском шоссе, бьющемся в эпилептическом припадке под божественное пение Дэвида Боуи (David Bowie)… Добро пожаловать в отель потерянных душ. Все что вы мыслите – существует.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия