Странный человек – этот Стивен Содерберг (Steven Soderbergh). То снимет сумасшедшее асбсурдистское кино с говорящим названием «Шизополис» (Schizopolis), то возьмется за тяжелую криминальную драму вроде «Трафика» (Traffic), а то вдруг и вовсе ударится в 100-процентный голливудский мэйнстрим «Эрин Брокович» (Erin Brockovich). Пожалуй, он является самой неоднозначной персоной в списке прогрессивных режиссеров современности. Кто он – гений или умелый ремесленник? Убежденный сторонник независимого кино или очередной голливудский деятель, жаждущий денег и славы?
Ответить на эти вопросы, наверное, не сможет и сам Содерберг.
Он родился 14 января 1963 года в Атланте, штат Джорджия, США. Затем его семья переехала в Питсбург, а потом в Батон-Руж, штат Луизиана, где глава семьи Содербергов стал деканом в Университете штата. Окончив среднюю школу, молодой Стивен устроился на курсы аниматоров в Университет. Уже тогда он практиковался в создании короткометражных фильмов, один из которых назывался «Швейцар» (Janitor).
Как и всякого начинающего кинорежиссера, Содерберга неудержимо тянуло в Голливуд. И получив высшее образование он переехал в заветный город, устроившись там внештатным видеомонтажером. Не сложилось. Недолгое время пожив в Лос-Анджелесе, Содерберг вернулся домой, продолжив работу над короткометражными фильмами и написанием сценариев.
Но на практике оказалось – не важно, где ты работаешь, важно – как ты работаешь. Известность пришла к Содербергу в 1986 году, когда он получил премию «Грэмми» за документальный фильм о концерте группы «Yes» (Yes: 9012 Live). Увы, как и многие в шоу-бизнесе, он не смог справиться с внезапно нахлынувшим успехом – у него начались проблемы с алкоголем. Впрочем, он очень быстро смог их разрешить. Как результат, в его жизни началась большая белая полоса.
Сначала он снял короткометражку «Уинстон» (Winston), исследующую сексуальные отношения. Идеи этой картины впоследствии были развиты в первом большом фильме Стивена Содерберга «Секс, ложь, видео», бюджет которого составил сравнительно небольшую по американским стандартам сумму – 1, 2 миллиона долларов. Лента стала настоящим событием в мире кино – сначала триумфальная премьера на фестивале «Sundance», а затем - Золотая пальмовая ветвь в Каннах. Содерберг стал самым молодым обладателем этой награды за всю историю фестиваля.
Но уже следующий фильм продемонстрировал, что Содерберг – режиссер очень неровный. Он находится в постоянном поиске, но, к сожалению, не все его творческие находки представляют собой большую ценность. Так случилось с картиной «Кафка» (Kafka), представляющей собой псевдобиографическую историю писателя Франца Кафки, попавшего в мир собственных литературных произведений. Визуальная стилизация под старые картины немецкого киноэкспрессионизма не была обласкана критиками.
Однако творческие неудачи не мешают считать Стивена Содерберга интересным автором. Его следующим заметным шагом стала экспериментальная комедия «Шизополис», где режиссер смог воплотить в жизнь все свои самые безумные мысли и желания. Постмодернистский стеб сочетался с полным абсурдом: герои в кадре внезапно начинали нести околесицу, на заднем плане бегали сумасшедшие люди без штанов, а сам Содерберг (сыгравший в фильме главную роль) корчил рожи в корпоративном туалете.
А в 2000 году поклонники авторского кинематографа, к которому причисляли и фильмы Стивена Содерберга, были неприятно удивлены социальной драмой «Эрин Брокович» с Джулией Робертс в главной роли, в которой рассказывалось о матери-одиночке, судящейся с компанией, отравляющей отходами грунтовые воды. Особых претензий к фильму не было – основанная на реальных событиях лента даже была номинирована на премию «Оскар». Претензия относилась к режиссеру – о совершенно неожиданно для своих старых поклонников он снял 100-процентно голливудский продукт, обладающий всеми соответствующими достоинствами и недостатками. «Содерберг продался мэйнстриму!» - завопили фанаты. Но, простите, разве режиссер когда-то объявлял себя яростным противником Голливуда?
Собственно, после «Эрин Брокович» и «Трафика», вышедшего в том же году, Стивен Содерберг расставил все точки над «i». Стало ясно, что никаких амбиций стать непризнанным гением андеграунда он не имеет и не брезгует снимать веселые безделушки вроде «11 друзей Оушена» (Ocean’s Eleven), сочетая их с экспериментальными проектами на подобие «Эроса» (Eros) - совместного фильма с Вонгом Карваем (Kar Wai Wong) и Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni). Еще тут нужно приплюсовать его широкую продюсерскую деятельность (Содерберг продюсировал такие ленты как «Спокойной ночи и удачи» (Good Night, and Good Luck), «Пиджак» (Jacket) и «Бессонница» (Insomnia) ) и работу над многосерийными телепроектами для компании HBO (Unscripted, K Street).
Лучше всего Содерберга характеризует фраза, которую он произнес в одном из своих интервью «Когда я работаю над очередным проектом, мной движет не конечный результат, а сам процесс». И это многое объясняет – ему важно не то, какой он фильм снимает – попсовую голливудщину или авторскую эксперименталку. Ему важно то, что он «просто снимает». И в этом – главное удовольствие Содерберга.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия