Война остается одной из самых популярных и востребованных тем в кино. Новый российский кинематограф в последнее время подарил зрителю сразу несколько трактовок этой темы – патриотический блокбастер «9 рота», драматический сериал «Штрафбат», на очереди – фильм «Сволочи», другой взгляд на события великой отечественной войны. Мы продолжаем переоценку нашего советского прошлого.
События фильма разворачиваются в секретной школе диверсантов, которая якобы существовала в последние годы войны. В этой школе обучались малолетние уголовники-рецидивисты, приговоренные указом Сталина к высшей мере наказания.
В тренировочном лагере, находящемся высоко в горах, ребят, живущих по воровским понятиям, пытаются воспитать преданными защитниками Родины. Но может ли сволочь стать героем? – ответ на этот вопрос ищут, как воспитатели, так и авторы фильма.
Премьера фильма «Сволочи» сопровождалась небольшим скандалом. Федеральная служба безопасности обвинила авторов в искажении исторической правды, поскольку факты, рассказанные в фильме, не имеют документального подтверждения. В результате сценаристу Владимиру Кунину пришлось сознаться, что сюжет картины – не более чем художественный вымысел, и фильм представляет собой не критику военной политики Советского союза, а скорее – предупреждение, дабы история, рассказанная на экране, не воплотилась в реальность.
Возможно, именно по причине надуманности фильм выглядит претенциозной пустышкой. Характеры героев абсолютно не раскрыты. Панин и Краско, играющие воспитателей, как всегда демонстрируют хорошее владение актерским мастерством, но, похоже, сами не знают, кого играют. Молодые актеры тоже хорошо справились со своей задачей, но по вине сценариста вместо живых людей зритель видит абстрактные образы, которые по определению должны вызывать жалость и сострадание. Однако по какой-то иронии судьбы тэг-лайн фильма звучит «Ни любви, ни тоски, ни жалости», и относится эта фраза скорее не к героям фильма, а к самому фильму в целом. Потому что лента режиссера Александра Атанесяна не вызывает ни того, ни другого, ни третьего и вообще производит впечатление, будто материал, рассчитанный на создание очередного сериала, пустили под нож и в результате получили полуторачасовой фильм.
Картина словно собрана из множества взаимозаменяемых отрывков и, кроме временной последовательности, не имеет связного сюжетного развития. Фрагментарность и эпизодичность повествования достигает своего апогея в финале картины – в виде несуразной смазанной концовки, искусственно прилепленной к основной истории, когда спустя много лет выжившие участники военного эксперимента встречаются на юбилее победы.
В итоге мы снова возвращаемся к тому, с чего начали – зачем же был снят этот фильм? Если вслед за «Штрафбатом» авторы задавались целью шокировать зрителя альтернативным взглядом на историю великой отечественной войны, то они просчитались, взяв за основу факты, не относящиеся к реальной действительности. Если же «Сволочи» являются фильмом-предостережением, то ему не хватает эмоциональности и более яркой драматической линии, свойственной для фильмов-метафор. Так что единственное, что остается делать зрителю на просмотре «Сволочей» - любоваться красивыми планами гор и проникаться тюремной романтикой, которая у нас всегда в моде.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия