С тех самых пор, как телевизор перестал быть предметом роскоши и превратился в способ познания мира, в душах большинства телезрителей поселилась тайная надежда хотя бы однажды попасть по ту сторону "голубого экрана". Я уверена, что и в твоей душе прочно живет такая мечта. И если раньше грезы о "телеславе" были лишь призрачной далью, то сегодня "попасть в телевизор" проще простого. Отныне, впрочем, как и всегда, телевидение нуждается в тебе не менее, а возможно, и более, чем ты нуждаешься в нем.
Прикоснуться к мечте
Ты наверняка заметила, что в последние годы российские СМИ с особенной настойчивостью пропагандируют публичные откровения.
Сначала это были бесчисленные публикации в "желтой прессе", раскрывающие во всех подробностях жизнь знаменитостей. Впоследствии эстафету перехватило телевидение, перенеся "клубничку" на "голубой экран". Но постепенно мы (зрители) пресытились "звездными историями" и сами захотели стать героями сюжетов. Так начали появляться ток-шоу, главной темой которых стали разборки бытовых ситуаций, весьма близких широкой аудитории. Семейные склоки и человеческие пороки посыпались на наши головы с потрясающей быстротой. Словно грибы, вырастали программы, подглядывающие, подсматривающие и обнажающие чужую жизнь.
После 70 лет информационного голодания, запретов и жестких нравственных норм мы "наедаемся" всем тем, о чем раньше боялись спросить. Телевидение в данном случае выступает в роли кулинара. Нынешняя эпоха - эпоха ток-шоу, где герои вещают на весь мир о своем изменнике-муже или жене-карьеристке.
Елена Ханга, ведущая программы "Принцип Домино", одна из "зачинательниц" "жанра откровений" на российском ТВ, считает, что существует несколько причин, толкающих людей приходить и смотреть откровенные ток-шоу: "На передачу "Про это" люди приходили, чтобы самоутвердится, похвастаться: я такое умею, такое могу. Другие делились своей болью. Для человека важно знать, что он не один в этом мире и кто-то существует с подобной бедой. Вот так делясь, люди находили на передаче единомышленников". Другие причины, толкающие людей на "душевный стриптиз", по мнению Елены, - это одиночество и скука.
"Многие люди считают, что все в жизни у них уже было. Единственное, не было адреналина телевидения, на котором он сможет побояться выплеснуть все самое интимное".
Оказаться в строю
В поисках человека, способного раскрыть тайны создания ток-шоу, я обзвонила не одну редакцию. После десятка отказов или ответов, состоящих из общих фраз, я напоролась на "золотую жилу". Мне удалось вызвать на откровенность одного из редакторов некогда популярной программы "Девичьи слезы", телевизионного работника со стажем, знающего все закоулки закадрового процесса. В сердцах она рассказала мне подробности телевизионной кухни, но, спохватившись, что это может повредить ее карьере, строго-настрого запретила называть ее истинное имя. Мне пришлось дать слово леди, а потому в дальнейшем я буду называть ее просто Светлана И.
Анна Эбохон: Если ли место правде на ток-шоу?
Светлана И: Если и есть правда, то заключается она лишь в том, что на ток-шоу все неправда. Думаю, что уже ни для кого не секрет, что практически на всех ток-шоу лжегерои рассказывают лжеистории, старательно написанные редакторами. Реальны только рейтинг программы и зрители, сидящие дома перед экраном.
А.Э.: По какому принципу отбираются герои?
С.И.: Есть три способа отбора. Первый - "свои люди". Это когда редактора программы приглашают своих друзей, родных, знакомых, соседей и т. д. и раздают им заранее написанные роли. Они этот текст заучивают, мы, в свою очередь, подбираем определенный костюм, пара репетиций и…
А.Э.: И через час из дедушки, живущего на одну пенсию, получается пожилой герой-любовник с солидным счетом в швейцарском банке!
С.И.: Именно. Но бывает, что среди "своих" сложно подобрать нужный типаж или знакомые, согласные прийти на программу, закончились. Тогда мы прибегаем к актерской базе данных. Обычно в каждом уважающем себя ток-шоу есть специальный человек, который проводит кастинги и пополняет эту базу. В список входят начинающие или несостоявшиеся актеры или люди, мечтающие ими стать. Далее мы просматриваем фото и приглашаем актера на определенную роль. Третий путь - "человек с улицы". К нему мы прибегаем в самом крайнем случае. Мы буквально "отлавливаем" людей на улице или в коридоре телецентра и предлагаем принять участие в программе.
А.Э.: Говорят, что участие в подобных программах хорошо оплачивается.
С.И.: В самом начале гонорары за участие практикуются. Но когда шоу набирает обороты и телефоны в редакторской разрываются от звонков желающих прийти "за просто так", выбрасывать деньги на ветер уже не рационально. Оплачивается работа актеров (но не всех), а на некоторых программах существует специальный фонд, из которого берутся гонорары для "своих".
А.Э.: Какова в среднем зарплата такого актера?
С.И.: Гонорар за обычную, "среднюю" роль может колебаться от 500 до 1500 рублей.
Существуют надбавки за "мордобой" или "жизнеопасные эпизоды". К примеру, на одной программе мы прилепили на героя пиявок, а другого заставили всю программу держать в руках змею. За такие "спецэффекты" редакция может заплатить до $100-$150.
А.Э.: Стать героем ток-шоу простой обывательнице, по твоим словам, сложно, а как хотя бы пробраться в зрительный зал?
С.И.: Это проще простого. В конечных титрах любого ток-шоу или на сайте программы пишут телефон редакторов по залу. Необходимо позвонить, оставить свои данные и прийти (не забыв паспорт). Иногда редакторам сложно набрать полный зал, так что они в любом случае будут рады вашей инициативе. Но необходимо помнить: многие программы пишутся "пакетно" (за один день снимаются подряд несколько выпусков ток-шоу - А.Э.). Иногда это может длиться несколько часов. Помню, мы как-то начали снимать днем и плавно перешли в ночь. Пришлось долго уговаривать зрителей не расходиться. Чаем их поили.
А.Э.: На некоторых программах зрители не молчат и пытаются высказать свою позицию. Это может сделать кто угодно?
С.И.: Нет, конечно. Публику делят на "живые обои" (молчаливые зрители - А.Э.) и "говорящих". Тех, что будут высказывать "свою точку зрения" приглашают на съемки за пару часов до записи для инструктажа. Там "разговорчивым" зрителям раздают реплики или вопросы и обговаривают "линию поведения". Хотя есть программы, на которых можно высказаться самому. Но их мало, к тому же в большинстве своем они идут не в прямом эфире. Так что, если сказали что-то не то, их всегда можно "отрезать".
A.Э.: А ты бы согласилась стать героем программы?
C.И.: Никогда! Это же позор на всю жизнь!
Манящая иллюзия ТВ
Несмотря на то, что мы знаем реальную цену исповеди на экране, все равно среди нас, зрителей, все больше и больше появляется настоящих фанатов. Они бросают дела, работу, мужа, семью только для того, чтобы успеть в заветный час "Х" окунуться в любовные интриги и откровенные истории людей "за стеклом". Для кого-то подобные передачи стали чем-то вроде наркотика. Что же заставляет людей смотреть бесконечный "душевный стриптиз"?
"Ход программы ненепредсказуем, как и человек, который выносит свои амбиции, эмоции на глаза публики. Вот куда зашкалит, никто не знает, поэтому эти программы и смотрят люди", - считает экс-ведущая программы "Принцип Домино" Елена Ищеева.
"Телевидение, как ни крути, сугубо коммерческая структура, призванная зарабатывать деньги. К сожалению, порой в погоне за длинным рублем ТВ совершенно исключает зрителя как личность и отдается во власть всемогущему рейтингу", - считает Лиана Морозова, журналистка, работающая на одном из музыкальных каналов.
"Но ведь ток-шоу "Окна", "Большая стирка" и другие подобные существуют лишь потому, что их смотрят. Почему смотрят? Да потому, что это самое простое! Люди смотрят, то, что им проще: не надо думать, да и душу никто не трогает".
"Обсуждение недостатков других - самый простой и примитивный способ поднять собственную самооценку", - уверена психолог Анна Безингер.
Закон джунглей
Время диктует свои законы. Телевидение освободилось от многих нравственно-этических комплексов прошлого. Наша жизнь стала прозрачной и доступной. Если раньше мы хотели узнать, но боялись спросить, то сегодня нам и спрашивать особенно не надо - все само идет с экрана. Нам лишь остается вкушать то, что дают, и не задумываться о последствиях. Бездумная "развлекаловка" распространяется с огромной скоростью и имеет великую поражающую силу. Сегодня каждый уважающий себя канал "обязан" иметь в сетке вещания одно-два реалити- и ток-шоу. В большинстве своем они недолговечны. Ведь на существование программы в эфире влияют множество факторов: изменчивый рейтинг, нехватка денег, или начальству канала просто приелась та или иная программа. Но как только один проект "угасает", на его месте появляется его брат-близнец. Так и происходит круговорот публичных "исповедей" на ТВ из сезона в сезон.
На мой вопрос Елене Ханге, согласилась ли бы она сама принять участие в качестве героя в ток или реалити-шоу, она категорически ответила: "Нет". В этом, как мне думается, и раскрывается самое важное откровение современного ТВ - бесконечного шоу.
Анна Эбохон18.11.05
Статья получена: Женский журнал Клео.Ру