Надеваем бумажные очки и видим руку, держащую автомат Калашникова. Снимаем очки и выходим на улицу: на тротуаре стоят деревянные ящики из игры Counter-Strike с карты de_dust, автомобили проносятся мимо знаков из игры Need for Speed, во дворе стоит гигантский маркер с Google Maps. Похоже, кто-то смешал виртуальный и реальный миры. Кто?
Меня зовут Арам Бартхолл (Aram Bartholl).
Я родился в 1972 году в Бремене. В 1995-м я переехал в Берлин, чтобы изучать архитектуру в университете искусств (Universität der Künste Berlin). Защитив диссертацию под названием "Биты на месте" (Bits on Location), я закончил свои исследования и победил в международном конкурсе Browserday в 2001 году. С тех пор я работаю в Берлине как внештатный дизайнер для нескольких компаний.
Что касается моего отношения к видеоиграм, то я действительно потратил на них кучу времени — с 12 лет сижу перед несколькими поколениями персонального компьютера, включая Commodore 64 и Atari ST. Видеоигры стали чрезвычайно важным событием в моей юности, и я считаю себя настоящим геймером.
| ||
Общий знаменатель моих работ из серии "Объекты компьютерных игр" ("Computer Game Objects") — идея импортирования в физический, аналоговый мир предметов, образцов поведения и принципов, относящихся к цифровому пространству данных.
И тут я должен признать, что отношусь к компьютерным технологиям с любовью и ненавистью одновременно. С одной стороны, это замечательная универсальная машина, которую я могу использовать, чтобы проектировать всё, что хочу. Она позволяет мне соединяться с любой точкой мира за несколько секунд. С другой стороны, компьютер пожирает моё время. Меня легко и просто затягивает бесконечное количество возможностей, которое предлагает PC. Это отвлекает меня, тогда как всё, что мне нужно, — сосредоточиться на работе. Чёрт возьми, я не могу вспомнить, сколько времени я провёл перед компьютером за последние несколько лет!
В игре The Sims, отражающей нашу повседневную жизнь, геймер управляет семьёй или другой группой людей. Воспроизведённый мной зелёный объект, который парит как трёхмерный маркер над головой активного персонажа, преобразовывает мир The Sims в наш мир (иллюстрации с сайта datenform.de). |
Так вот, с объектами из компьютерных игр я пробую исследовать многоплановую реальность, в которой мы живём. Я пытаюсь найти новые способы соединить разные миры. Например, я переправляю элементы, образцы поведения или объекты со специальными свойствами игровых миров в реальный мир.
Реальные ящики с de_dust действительно удались на славу (иллюстрации с сайта datenform.de). |
Это случилось, например, с деревянными ящиками из Counter-Strike, которые я размещал на тротуарах или на платформах станций подземки немецких городов. Эти ящики очень хорошо знакомы фанатам Counter-Strike, но когда вы идёте по улице и сталкиваетесь с парочкой таких контейнеров... Это неожиданное вторжение виртуального в реальность переворачивает ваши представления о мире. Внезапно сливаются воедино различные факты... Мы считаем само собой разумеющимся, что эти факты так или иначе смешиваются в нашем сознании, но в действительности их сосуществование проблематично.
Дети с энтузиазмом восприняли инсталляцию, хотя, казалось бы, ящики как ящики. Разве что пиксели видны при ближайшем рассмотрении (иллюстрации с сайта datenform.de). |
Кстати, заметьте вот какую вещь: хотя компьютерные игры очень часто стараются подражать реальному миру, в них всегда присутствуют элементы, которые могут существовать исключительно в виртуальности. И геймеры никогда не задаются вопросами, почему у них имеется неограниченное количество жизней, откуда берутся аптечки, разбросанные по полу темниц, каким образом плавают над головами персонажей трёхмерные объекты, и так далее. Я особенно интересуюсь этими явлениями.
Оказалось, что для мощного эффекта порой достаточно вытащить из игры всего один ящик. Попытки перенести de_dust в реальность предпринимались и раньше, но не дали никакого результата. Возможно, потому, что энтузиасты хотели построить карту целиком (фото Aram Bartholl). |
Да, хочу вам рассказать небольшую историю о de_dust. В сентябре я получил по электронной почте письмо от Криса Эштона (Chris Ashton), разработчика игр из Turtle Rock Studios. Он написал, что ему действительно понравилась моя работа. Забавная штука — Эштон оказался тем самым художником, который создал все текстуры для карты de_dust! Это ли не удивительно? Парень, который переводил в цифровую форму и вставлял деревянные ящики в игру, связывается со мной — человеком, который вернул эти деревянные ящики в реальный мир. Другими словами, круг замкнулся.
Указатель с Google Maps в полный рост перекочевал в берлинский двор (иллюстрации с сайта datenform.de). |
Парадоксы такого рода имеются в огромном количестве, и мне очень интересно, как наш реальный мир влияет на цифровые пространства, и наоборот.
Светящиеся указатели попали в Need for Speed из реального мира. В этом году они вернулись из игры на берлинскую улицу (иллюстрации с сайта datenform.de). |
Онлайновые игры теперь порождают реальные экономические системы… Сейчас это может показаться неправдоподобным, но интересно, вспыхнет ли через несколько лет вопросительный знак над моей головой, когда мне захочется задать вопрос о товаре в супермаркете?
По руке с автоматом для каждого глаза. Арам Бартхолл не только сам носит очки, но и предлагает их всем желающим: на его сайте выложен PDF-документ — его можно распечатать и вырезать очки по контуру (фото с сайта datenform.de). |
Фанаты стрелялок не подвергают сомнению законы жанра. Игрока не волнует, что его виртуальная рука "присоединена" к движениям его головы, что он не может опустить эту руку, которая всегда находится на переднем плане. То же самое и с моими очками: рука с оружием всё время у вас прямо перед глазами, она следует за движениями вашей головы. Вроде бы это должно быть вашей собственной рукой, которая достигла виртуального мира, но не присоединена к вашему телу. Рука перед вами, но не под влиянием вашей реальной руки. Опять всё связано, но при этом разъединено...
12 октября 2006 года. Презентация проекта First Person Shooter в столице Германии (фото с сайта datenform.de). |
Некоторые думают, что с очками FPS я выступаю против насилия в играх, которое приводит к насилию в реальности. Это не так. Я не считаю, что игры с элементами насилия могут привести к асоциальному поведению в действительности. Я подразумеваю, что эти два мира настолько отличны, что никто не спутает их случайно. Так что данный проект — лишь иронический комментарий к проблеме.
Статья получена: Membrana.ru