Присмотрись, они везде, эти женщины, читающие любовные романы: в общественном транспорте, в зале ожидания, в приемной врача. Они смотрят то в книгу, то поверх нее, и взгляд их подернут дымкой мечтательности. Они совершенно разные: молодые и старые, красивые и страшненькие, умные и не отягощенные интеллектом. Но их связывает одна общая страсть.
А однажды ты обнаруживаешь книжку-малышку в мягкой обложке из серии "Вечная любовь" на своем журнальном столике.
И, видя закладку на странице 157, понимаешь, что читаешь ее именно ты. Зачем она тебе? И что вообще так привлекает совершенно разных женщин в любовных романах, что заставляет их просто сметать подобные книги с прилавков? Какую мечту или сказку дарят авторы подобных книг своим благодарным читательницам? Каких мужчину и женщину возводят на пьедестал, как преподносят их взаимоотношения?
Для поиска ответов на эти вопросы мне понадобилась внушительная стопка зачитанных до дыр книжек-малышек из ближайшей библиотеки и две недели свободного от работы времени.
Лед и пламень
Героиня: возраст: до тридцати. Внешность: красавица с чувственными губами, матовой кожей, выразительными глазами, стройными ногами и длинными густыми волосами. Цвет волос и глаз варьируется. Скромна, умна, горда и очень серьезна. О мужчинах не думает вообще. Обычно девственница. Материальное положение оставляет желать лучшего. Работает не покладая рук, ухаживает за тяжело больным отцом (матерью), либо сирота.
Герой: возраст: старше героини лет на 10-20. Внешность: волосатый-мускулистый красавец, чей рост - гораздо выше среднего, черты лица - резкие, рот - чувственный, подбородок - скульптурно-твердый, плечи - широкие, бедра - узкие, голос - низкий и властный. Когда заходит в комнату - занимает собой все пространство. От него исходит грубая мужская сила. Материальное положение: мультимиллионер. Некоторые авторы любовных романов ко всем вышеуказанным качествам героя прибавляют лицо, изуродованное шрамами (в бою или в схватке с волками), делая его историческим клоном Жофрея де Пейрака из "Анжелики".
Отношения: в роли "льда" выступает героиня, а герой вьется вокруг нее этаким диким ястребом. Она неприступна и горда, постоянно сбивает с него спесь, говорит гадости и хлопает дверью. Он - хищник, она - затравленная лань. Она ему - пощечины, а он только ухмыляется. Она в него чашкой запускает, а он ловит ее на лету. Она ненавидит и желает его одновременно. А он всегда появляется внезапно, как Бонд, Джеймс Бонд. То накинется на нее в лифте с засасывающим поцелуем и "языком исследует откровенные глубины ее рта". То на вечеринке пригласит танцевать и так сожмет в объятьях, что она приходит в состояние, близкое к обмороку и оргазму одновременно.
Практически во всех романах обольститель делает так: берет двумя пальцами подбородок бедной, но гордой овечки-красавицы и приближает к своему лицу, к самым глазам, горящим желанием - это жест собственничества, попытки подавить и завоевать.
Таким образом, с применением грубой мужской силы, в героине постепенно пробуждается женщина. Она трепещет и клянется не сдаваться, не дать поцелуя без любви. Мультимиллионер не отступает.
Страшная тайна, которая не позволяет двум любящим сердцам воссоединится. Например, Джейн считает, что не будет иметь детей, потому что ее отец болел страшной болезнью, которая может передаться по наследству, и потому она поклялась никогда не выходить замуж. А Бил поклялся после смерти жены никогда больше не жениться. А у Тани, наследной принцессы (она об этом не знает), на попе есть метка в виде полумесяца, которая указывает на ее знатное происхождение. Сама она к зеркалу попой повернуться не догадывается, так что главному герою в очередной раз приходится применить насильственные методы. Что способствует пробуждению в героине стыдно-манящих и неизведанных ощущений.
Огненный вихрь
Переломный момент: он наступает вовсе не тогда, когда герой дарит героине жемчужное ожерелье и кольцо с бриллиантом. И не когда он везет ее в Милан и одевает с ног до головы в самых дорогих бутиках. Даже в этот момент она все еще неприступна, хотя подарки принимает, правда, после долгих уговоров и уверений в искренней дружбе. Переломный момент происходит, когда ее чувственность не только проснулась, но и уже орет во все горло. И тут есть два варианта развития событий: либо героиня сама падает в объятья героя со словами: "Возьми меня!", либо он берет ее силой, потому что и так уже терпел на протяжении 157-ми страниц текста.
Ближе к телу: эротика - одно из главных поддерживающих интерес читательницы средств. Героиня играет пассивную роль, герой вырывает у нее каждый поцелуй силой: "Ненасытные губы терзают ее рот, язык огненным потоком продвигается вглубь, и она стонет от непонятного пугающего чувства". Дальше - больше: "Он приблизился ртом к груди и стал осторожно целовать то один сосок, то другой, словно выбирая - какой лучше и приятнее. Она закрыла глаза от сладостной истомы. Поцелуи становились все более жадными, бедра затрепетали..." И наконец: "Одним резким движением он раздвигает ее слабеющие ноги. Она чувствует, насколько сильно его плотское вожделение…" Но тут кто-нибудь обязательно стучится в дверь, или же сам герой понимает, что зашел слишком далеко и быстренько ретируется, оставляя героиню в смешанных чувствах. И тут уже сама читательница, возбужденная таким поворотом сюжета, просто летит взглядом по страницам романа, постепенно приближаясь к финалу.
Хэппи энд
В самом конце, преодолев обязательные козни врагов и мучительные сомнения, героям не хватает лишь одного для счастья - раскрытия страшной тайны. Вот тут-то и выясняется, что отец Джейн вовсе не отец Джейн ("А я твой мать"), и потому она может спокойно рожать детей. А Бил поклялся никогда не жениться вовсе не потому, что очень любил свою погибшую жену, а потому, что она была страшной стервой. А Таня, наконец, соглашается повернуться к зеркалу попой и увидеть счастливую метку. После чего наступает безбрежное и всепоглощающее женское счастье.
В результате анализа подобной литературы как на ладони становятся видны
Сладкие обманы любовных романов:
1) В любовных романах мужчины постоянно практикуют сексуальное воздержание, они готовы добиваться любимой женщины сколько угодно лет, а в жизни - нет.
2) В любовных романах женщины внешне холодны и неприступны, их надо завоевывать, покорять, будить их чувственность, а не то хлопнут дверью, бросят чашкой, плюнут в лицо. В жизни так поступила бы разве что старая дева-истеричка, да и то если бы к ней ну хоть кто-нибудь пристал.
3) В любовных романах мультимиллионеры влюбляются в золушек. В жизни - нет. Напряг с мультимиллионерами.
4) В любовных романах от ненависти до любви один шаг, в реальной жизни - наоборот.
И обо всем этом большинство женщин знают, но все равно "обманываться рады", поглощая книжки-малышки как семечки, не в силах остановиться. Почему? Статистика показывает, что женские романы в основном читают женщины за сорок и девушки до двадцати лет. С последними все просто - пробуждается чувственность, но нет рядом человека, который посоветовал бы действительно стоящие книги об отношениях мужчины и женщины, а любовные романы - они всегда на прилавках, манят эротичными обложками. И как следствие - у девушек возникает искаженное, идеализированное представление о любовных отношениях, что в последствии может повредить нормальному общению с противоположным полом. Не говоря уж о воспитании дурного литературного вкуса. Страсть же к любовным романам женщин более старшего возраста порождается совсем другими причинами.
Несбывшиеся надежды, отсутствие душевной близости с мужем, взросление и уход из семьи детей - вот то немногое, что подталкивает женщин с головой погружаться в воображаемый мир идеальных мужчин и настоящей любви. К тому же любовные романы культивируют антифеминистскую позицию, традиционно представляя женщину пассивным началом, а мужчину - активным. Большинство женщин до сих пор подсознательно мечтают именно о таком распределении ролей.
Да, любовные романы отвлекают нас от серой действительности. Да, погружаясь в них, мы видим себя на месте главной героини, а значит - красивой, желанной, любимой. Но это самообман, подмена настоящей жизни подсахаренной мечтой, побег от проблем, требующих незамедлительного решения, в мирок, где тебе все преподнесено на блюдечке - красота, успех, любовь красавца-миллионера. А ведь в жизни так много можно и нужно успеть увидеть, сделать, пережить. И стоит ли тратить свое драгоценное время на чтение литературного мусора, пусть даже в красивой обертке? Думаю, что нет.
Ирина Трубачева27.10.03
Статья получена: Женский журнал Клео.Ру