Для возникновения неблагонадежности необходимо наличие двух составляющих: ограничивающие правила и нормы (со стороны общества), активно действующая личность.
Предположим, что отсутствуют, какие бы то ни было ограничения, тогда любое поведение приемлемо и законно. В жизни человека, даже очень примитивного, все равно есть правила и традиции. Даже в животном мире они существуют, значит за реальным примером нам надо обратиться к миру бактерий. У них точно нет (по крайней мере, нам не известно) законов.
По этому трудно даже гипотетически представить бактерию, которая ведет себя неблагонадежно.
Вторая составляющая – активность. Камень – вот образец благонадежности. Как только начинается, хотя бы небольшое движение, возникают и конфликты. Чем более активный человек, тем более вероятен выход за те или иные рамки.
Эти два фактора и определяют, как уже говорилось выше, что от рождения каждый человек абсолютно благонадежен, т.е. он не способен к противоправным действиям, просто потому, что он не способен к действиям вообще, понятно за исключением еды, сна, удовлетворения первейших потребностей организма.
Мало помалу человек растет. Узнает что нельзя то и это, иногда нельзя того, что сильно хочется. Потом наступает день, когда человек впервые нарушает первый запрет. Он не стал от этого ни плох, ни хорош. Он просто обречен нарушать множество запретов в будущем. И только в фантазии можно создать мир, в котором люди были бы избавлены от необходимости нарушать правила. Как мы уже говорили, пока уровень благонадежности остается в рамках средних значений нам не о чем волноваться. Все (или подавляющее большинство) часто или не очень совершают те или иные поступки, которые общество вообще-то осуждает или не приветствует.
Развитие неблагонадежности тесно связано с тем влияние, которое оказывается на человека семьей, окружением и многими другими аспектами жизни, быть может, даже звездами и его именем. Об этом пойдет речь ниже. Здесь мы рассмотрим фактор возраста, в отдельности. Однако мы должны помнить, что в жизни нет отдельно действующих сил, просто для изучения нам надо сначала упростить систему, узнать ее составляющие, а потом собрать ее вновь.
Итак, воздействие фактора возраста на средний уровень неблагонадежности.
Этап. Младенчество До 1 года Этап. Раннее детство 1-3 года Этап. Дошкольное детство 3-6 лет Этап. Младший школьный возраст 6-10 лет Этап. Подростковый возраст 10-15 лет Этап. Юность: первый период 15-17 лет Этап. Юность: второй период 17-21 год Этап. Зрелость: первый период 21-35 лет Этап. Зрелость: второй период 35-60 лет Этап. Пожилой возраст 60-75 лет Этап. Старческий возраст 75-90 лет Этап. Долгожители 90 лет и выше
МЛАДЕНЧЕСТВО и РАННЕЕ ДЕТСТВО (до 3 ЛЕТ) На этом этапе мы сильно зависим от семьи, впитываем ее нормы, ценности, традиции. Узнаем о том, что можно и что нельзя. И что будет, если нельзя, но очень хочется. Если и нарушим, какое правило, то только так, из баловства. Черных планов еще нет, негативные черты характера в самом зачатке. Одни специалисты считают, что можно повлиять на развитие характера, другие утверждают, что все предопределено заранее. Предоставим вам возможность выбрать более подходящее решение самостоятельно.
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСВО(3-6лет)и МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-10лет) В этот период ребенок еще также зависит от семьи, на него оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, в котором он растет, и в первую очередь система общественного воспитания. Он усваивает нормы и правила, принятые в этом обществе, узнает о системе ценностей, системе поощрений и наказаний, запретов и разрешений. Именно в этот период складываются психологические новообразования, имеющие непреходящее значение для развития способностей и формирования человеческой личности.
ОТРОЧЕСТВО (10-15 лет) Ребенок постепенно становится самостоятельным. Все более и более времени он проводит без опеки родителей. Это критический период, связанный с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным ростом организма, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в процессе различных видов осуществляемой деятельности. Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный характер. Изменение социальной ситуации развития связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. В школе и в компании он узнает о новых правилах и отношениях, существующих в окружающем мире. Одновременно растущая активность все чаще провоцирует нарушение тех или иных правил поведения. К концу этого периода отдельные индивиды так преуспевают на ниве нарушений, что от тюрьмы их спасает только нежный возраст. А некоторых не спасает даже он. Для наших целей при изучении биографии важно узнать, как у испытуемого проходил этот этап жизни, интересы, занятия и т.д.
ЮНОСТЬ (15-21) К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. Преодолевается зависимость (свойственная предыдущим этапам) от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Это напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности.
МОЛОДОСТЬ (ранняя зрелость) (21-28) Время, когда надо застолбить себе место под солнцем. Это время, когда надо, во что бы то ни стало, самоутвердиться. Самоутверждение в компании, в институте, на работе. Часто ради самоутверждения человек способен перейти не только рамки приличия, но и закона. Молодая семья, не имеет ничего, кроме больших и чистых чувств, вот только жена время от времени намекает, что у других есть то и это… Для того, чтобы заслужить большее уважение жены, муж однажды может нарушить один из тех запретов, которые до того казались незыблемыми. Здесь мы не обсуждаем, кто виноват, и даже не поднимаем вопрос, что делать. Просто отмечаем, что в этом возрасте желание утвердиться в жизни, получить задел на будущее подчас сильнее установленных правил. Если вы принимаете на работу молодого, честолюбивого человека, то позаботьтесь о создании сдерживающих факторов, а лучше целой системы факторов.
МОЛОДОСТЬ(28-35 лет) Первые и основные высоты взяты у кого штурмом, у кого осадой. Пришло время перевести дыхание оглядеться, подвести первые итоги, залечить раны. На этом этапе не так много мотивов к нарушению правил и норм, про тех, кто был особо рьян на предыдущем этапе, теперь говорят – «остепенился». На долго ли? Конечно, кто-то может предпринять какой-либо отчаянный шаг, но для данного этапа это скорее исключение. Уровень благонадежности повышается. Поэтому если есть возможность комплектовать команды, то наряду с молодыми и деятельными в нее для такого своеобразного противовеса надо включить хотя бы одного человека, который находится на этом этапе.
РАСЦВЕТ (35-45 лет) Человек чувствует, что, возможно, это у него последний шанс. Последний шанс взять новую высоту и закрепиться на ней. Потом будет поздно, потом не будет времени, потом не будет сил. Действовать нужно сейчас, действовать нужно немедленно. Уровень неблагонадежности вновь повышается, конечно, ему далеко до безрассудства юношеских лет, но решимость изменить жизнь к лучшему придает ему силы, а жизненный опыт хитрость и изощренность поступков.
ИСТИННАЯ ЗРЕЛОСТЬ (45-60 лет) Трудовая карьера подходит к своему завершению, все, что можно было сделать, уже сделано. Теперь можно готовиться к периоду воспоминаний и мемуаров. Что ж, если можно ценой каких-либо действий укрепить свое будущее, то это надо делать сейчас, откладывать уже некуда. Уровень неблагонадежности стремительно понижается. Многие считают, что лучше синица в руках, чем тюрьма на старости лет. Поэтому, как правило, люди этого возраста, в среднем, значительно более благонадежны, чем более молодые возрастные группы.
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ (60-75 лет) Все, карьера закончилась. Все что можно было заработать – заработано. Все что можно было завоевать завоевано. Конечно, история знает случаи, когда, в том возрасте все только начинается, но будем откровенны это – исключения. Какая уж тут неблагонадежность, все чинно мирно.
СТАРОСТЬ (75-90 лет) Сложно представить, какое должно быть искушение, чтобы человек предпринял что-то противоправное. Разве что унизительно низкий уровень жизни заставит старика совершить мелкую кражу или сделать что-то, что поможет облегчить ему его сегодняшний день. АВТОРИТЕТ (старше 90 лет) Люди, добравшиеся до таких лет, как правило, находятся где-то над житейскими сиюминутными проблемами, они спускаются к нам, но только затем, чтобы помочь нам выжить, научить нас, поделиться своей мудростью. О неблагонадежности людей этого возраста даже говорить как-то неудобно, как и о неблагонадежности грудного младенца. И тех и других мало привлекают мирские радости, современные технологии – главное чтобы рядом были близкие, родные и было бы тепло и сытно.
загрузка...