«Искажением правил истинно прекрасного искусства» назвал этот стиль Ж.-Ж. Руссо. Пройдет еще немало времени, но барокко не перестает восхищать ценителей роскошной, великолепной, блестящей красоты, продолжая пополнять ряды своих поклонников и завоевывая все новые сердца. Что ж, великий просветитель был еще и просто человеком, а значит, как прочие смертные, имел право на ошибку
На определенном этапе история в очередной раз продемонстрировала цикличность развития: на смену простым и гармоничным линиям пришло чудесное, неподражаемое, гениальное излишество форм. Рубеж шестнадцатого и семнадцатого столетий стал тем временем, когда идеалы ренессансной культуры постепенно уступили место причудливому и взбалмошному, беспокойному и в высшей степени противоречивому искусству барокко.
Привычный миропорядок перевернулся, и на первый план вступили пластика, объемы, витиеватый и сложный орнамент, гротеск, театральность, порой - напыщенность, а вместе с ними иносказание и аллегория. Знаменитый Бернини все это вместе обозначил термином «большая манера», или «большой стиль».
Как известно, проявился он во всех без исключения областях искусства, в том числе и в интерьере. Отныне внутреннему пространству дома надлежало выглядеть исключительно объемным и декоративным. Под стать были и средства достижения подобного эффекта. Пожалуй, основным стала фресковая роспись, которая традиционно украшала своды потолков и стен, сметая все мыслимые границы между архитектурой, скульптурой и живописью. Плафонные росписи справедливо считаются излюбленным видом искусства барокко. Они идеально соответствуют мистическому мироощущению, которое сами же и создают в замкнутых внутренних пространствах, унося вдаль и ввысь, стирая привычные ориентиры объема, цвета, плоскости, света. Из вполне конкретной детали и декоративного приема плафон превратился в интерьере барокко в своего рода иллюзию - иллюзию бесконечности, уходящей вверх.
Применительно к современной обстановке совершенно очевидно, что в своем истинном звучании стиль барокко удастся воплотить лишь в помещении достаточно большой площади. Там, где можно воссоздать не только декоративное убранство ушедшей эпохи, но и разместить характерную для этого стиля громоздкую мебель, выгодно представить игру света и тени в богатых драпировках окон, огромных тканых коврах и прочих обязательных аксессуарах.
Уловки стилизации
За некоторым исключением, для интерьера в стиле барокко характерно строгое разграничение помещений дома по функциям, а также создание в каждом из них оригинальной обстановки. На практике этого можно добиться самым простым способом, а именно - поместить в комнату какой-нибудь уникальный элемент. Например, в интерьере кабинета как нельзя кстати придутся большой глобус или развешенные на стенах карты. Довольно неизбитые украшения, которые при ближайшем рассмотрении оказываются еще и тематически оправданными. Вспомним, что появление барокко в свое время оказалось переломным моментом в развитии человеческой мысли. В том числе и благодаря первому плаванию Христофора Колумба к берегам Америки, и открытию Васко де Гамой морского пути в Индию, и кругосветному путешествию Магеллана. Поэтому наряду с резным письменным столом, затейливым бюро на изогнутых ножках и массивными шкафами для книг в кабинете вполне уместными окажутся подобные атрибуты эпохи великих географических открытий.
Что касается спальни, то она попадает в разряд тех самых исключений. Во времена барокко она не только традиционно служила местом для сна, но и зачастую выполняла роль залы для приема гостей. Не секрет, что подобная практика была широко распространена во многих европейских домах. К XVII веку модное поветрие докатилось и до России. Разумеется, несколько странный для сегодняшнего дня ритуал - устраивать аудиенции лежа в постели - имел место не по причине отсутствия свободного пространства в доме или во дворце, а преследовал цель продемонстрировать гостю роскошную обстановку спальной комнаты. И конечно, ее главного украшения - кровати с тяжелым балдахином, впрочем, гораздо более изысканным, нежели в предыдущие эпохи. Собственно, некоторую аналогию несложно провести и с днем сегодняшним, когда спальня в доме выполняет функцию не только опочивальни, но одновременно и гостиной, правда по довольно банальной причине недостатка места.
Чтобы окончательно осознать непреходящую роль камина в доме, достаточно мысленно перенестись во времени назад. Действительно, как иначе можно было не умереть от холода в эпоху, столь далекую от времени изобретения электрического радиатора? Ничего другого и не оставалось, кроме как сооружать в особняках камины, украшая их в стиле господствующего направления в искусстве. Барочная эпоха в этом смысле не явилась исключением. Стоит ли упоминать, что в контексте современного загородного коттеджа камин стал элементом настолько привычным, что обсуждать его наличие даже в голову не приходит. Другое дело - придание ему черт барочной эстетики. Здесь уместно вспомнить о камне, а точнее - о мраморе, бронзе и позолоте, массивной столешнице с еще одним обязательным символом эпохи - зеркалом - над ней.
Кстати, о зеркалах. Именно в эпоху барокко додумались устанавливать на противоположную от окна стену большое зеркало, по форме в точности напоминающее само окно. Таким образом, отображающийся в зеркале проем превращался в еще один, что зрительно увеличивало недостаточно просторное помещение. Кроме того, подобная хитрость отчасти решала и проблему освещения. Почему бы не использовать передовой опыт прогрессивной эпохи и в собственном загородном особняке?
Вопросы отделки
Известно, что сегодняшний рынок отделочных материалов прямо-таки изобилует различными видами покрытий - от вполне демократичных до самых что ни на есть элитных, а то и вовсе уникальных. Как раз на две последние категории и стоит обратить внимание тем, кто решил воссоздать в своем загородном имении оригинальную обстановку, скажем, времен Шекспира. Право, не стоит убеждать, насколько изысканно будут смотреться стены, затянутые дорогими тканями, особенно в сочетании с деревянным обрамлением и резными панелями! Если же шелковых обоев покажется недостаточно, можно прибегнуть к довольно распространенной средневековой практике, то есть использовать для декорирования стен огромные, спускающиеся до пола тканые ковры. Завершить картину непомерной роскоши можно, например, повесив поверх ковра еще и внушительных размеров зеркало в массивной раме, украшенной лепниной и позолотой. Чем более витиеватым и замысловатым будет орнамент, тем лучше. В первую очередь подойдут декоры со всевозможными переплетениями ветвей, больших листьев, крупных цветов. То же самое в отделке пола: хороши наборные паркеты любой степени сложности. Главное правило - избегать прямых линий. Все-таки удивительно, как новаторски стилю барокко удалось воплотить классические формы, сложившиеся в античные времена и возрожденные Ренессансом!
Впрочем, с формами вроде бы все понятно: несмотря на далеко не миниатюрные размеры, они экспрессивны и в высшей степени динамичны. Переходя к прочим существенным дополнениям, нельзя обойти стороной некоторые характерные декоративные мелочи, присущие любому интерьеру, а тем более роскошной обстановке эпохи барокко.
К разряду сугубо барочных приемов стоит отнести такой характерный атрибут эпохи, как десюдепорт. Эти небольшие декоративные панно, горизонтально расположенные над дверным проемом, украшали внутреннее пространство жилых помещений и в более поздние эпохи. Однако расцвета своего они достигли именно во времена барокко. В любом случае воссоздать подобную сюжетную картинку над дверью в гостиной или спальне не так сложно. А полученный эффект превзойдет все ожидания.
Что касается непосредственно аксессуаров, то вкусам барокко в полной мере отвечает, например, богемский хрусталь. Поэтому толстостенные кубки, вазы, стаканы с глубокой резьбой и гравировкой, настольные лампы - это именно те элементы, которые непременно навеют атмосферу барочного интерьера. К таким же можно отнести и бронзовые бюсты в нишах, и велюровые подушки, разбросанные на диванах и креслах, и конечно, декорированное дорогой материей окно - один из первейших символов обстановки роскошного стиля. В целом отражение эстетики барокко в современном коттедже - вполне посильная задача для того, кто смело приемлет смешение стилей, эклектичное наполнение пространства и не боится экспериментировать с вещами, на первый взгляд абсолютно не сочетаемыми друг с другом. Главное - не переборщить.
Мебельные акценты
В создании подлинной обстановки любой эпохи трудно переоценить значение мебели. Именно она способна в одночасье перечеркнуть все дорогостоящие усилия в области дизайна помещения и вынести окончательный вердикт: дешевая подделка. Чтобы избежать подобных проблем, мебель следует выбирать под стать художественным полам и «парчовым занавескам». Для начала важно усвоить, что мебель в духе барокко должна отличаться некоторой укрупненностью, утяжеленностью форм, пышностью и сочностью резного деревянного декора. Помимо дерева, особого внимания заслуживают кожа и ткани. Так, в эпоху барокко в Центральной Европе стали чрезвычайно популярными кресла и стулья на точеных ножках с высокими спинками, которые обивали кожей с тисненым орнаментом и росписью золотом. При сегодняшнем богатстве мебельного выбора вполне можно найти что-нибудь удивительно похожее на правду. Параллельно с точеными ножками в барочной обстановке знатных домов важное место отводилось массивным двустворчатым, так называемым «гамбургским» шкафам на ножках в форме шаров, с мощными карнизами и картушами или массивным фронтоном в центре, а также с множеством ящиков и ящичков. Без преувеличения, это были настоящие произведения искусства, а украшавшие их рельефы из бронзовых фигурок, масок и пальметок обладали особой художественной ценностью сами по себе - каждый в отдельности.
Передать близкую той эпохе атмосферу помогут и многочисленные столики. Барокко стало временем, когда наряду с большими трапезными столами в интерьерах богатых домов появились специальные консольные столики, чаще всего устанавливавшиеся у стены. Они служили подставкой для часов, шкатулок, канделябров и прочих аксессуаров, без которых невозможно представить себе роскошную и нарядную обстановку.
Если для эпохи Возрождения характерно производство мебели из массива дуба, то для воплощения барочной эстетики идеальным оказался орех, в гораздо большей степени пригодный для резьбы и полировки. В истории некоторых стран орех стал тогда настолько популярен, что, например, в Англии это время барокко получило еще одно название - «ореховый период». Действительно, орех был повсюду, даже выполненная из других пород древесины мебель фанеровалась ореховым шпоном. Разумеется, ореховый гарнитур всегда был удовольствием для избранных. И сегодня цены на такую мебель обычно заоблачные.
Еще одной визитной карточкой эпохи стало рождение новой техники ручного набора из мелких кусочков шпона, получившей название «маркетри». Пожалуй, в качестве альтернативы ценным породам такой вид отделки вряд ли будет хорошим утешением, но ведь никто и не говорит, что барокко - демократичный стиль
Впрочем, можно обойтись и гораздо «меньшей кровью», если вспомнить, что в те далекие времена мебель зачастую обивалась глазетом (специальной тканью, в которую вплетались золотые и серебряные нити), а также гобеленами с бахромой и кистями, и в подборе предметов обстановки пойти именно по этому пути. Тем более что в истории на помощь дереву очень скоро пришел металл. Так что мебель несколько усложненных очертаний, с бронзовыми накладками вполне впишется в нынешний интерьер в стиле барокко. А тяжеловесная бронзовая люстра с множеством хрустальных подвесок довершит воссоздание картины эпохи.
Объективности ради не стоит забывать, что и сами современники когда-то довольно неоднозначно относились к этому причудливому направлению в искусстве. Одно время в разговорном итальянском языке словечко «барокко» и вовсе выступало синонимом всего грубого, неуклюжего и фальшивого. Однако отечественная традиция в большей степени приучила нас к таким эпитетам применительно к барокко, как «роскошный», «величавый», «великолепный» и т. п. Пожалуй, довольно неплохой ориентир для стилизации интерьера в духе этого стиля?
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru