Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дом и семья » Обустройство дома » Гениальное излишество форм

 

Гениальное излишество форм

 

 

«Искажением правил истинно прекрасного искусства» назвал этот стиль Ж.-Ж. Руссо. Пройдет еще немало времени, но барокко не перестает восхищать ценителей роскошной, великолепной, блестящей красоты, продолжая пополнять ряды своих поклонников и завоевывая все новые сердца. Что ж, великий просветитель был еще и просто человеком, а значит, как прочие смертные, имел право на ошибку…

На определенном этапе история в очередной раз продемонстрировала цикличность развития: на смену простым и гармоничным линиям пришло чудесное, неподражаемое, гениальное излишество форм. Рубеж шестнадцатого и семнадцатого столетий стал тем временем, когда идеалы ренессансной культуры постепенно уступили место причудливому и взбалмошному, беспокойному и в высшей степени противоречивому искусству барокко.

загрузка...

 

 

Привычный миропорядок перевернулся, и на первый план вступили пластика, объемы, витиеватый и сложный орнамент, гротеск, театральность, порой - напыщенность, а вместе с ними иносказание и аллегория. Знаменитый Бернини все это вместе обозначил термином «большая манера», или «большой стиль».

Как известно, проявился он во всех без исключения областях искусства, в том числе и в интерьере. Отныне внутреннему пространству дома надлежало выглядеть исключительно объемным и декоративным. Под стать были и средства достижения подобного эффекта. Пожалуй, основным стала фресковая роспись, которая традиционно украшала своды потолков и стен, сметая все мыслимые границы между архитектурой, скульптурой и живописью. Плафонные росписи справедливо считаются излюбленным видом искусства барокко. Они идеально соответствуют мистическому мироощущению, которое сами же и создают в замкнутых внутренних пространствах, унося вдаль и ввысь, стирая привычные ориентиры объема, цвета, плоскости, света. Из вполне конкретной детали и декоративного приема плафон превратился в интерьере барокко в… своего рода иллюзию - иллюзию бесконечности, уходящей вверх.

Применительно к современной обстановке совершенно очевидно, что в своем истинном звучании стиль барокко удастся воплотить лишь в помещении достаточно большой площади. Там, где можно воссоздать не только декоративное убранство ушедшей эпохи, но и разместить характерную для этого стиля громоздкую мебель, выгодно представить игру света и тени в богатых драпировках окон, огромных тканых коврах и прочих обязательных аксессуарах.

Уловки стилизации

За некоторым исключением, для интерьера в стиле барокко характерно строгое разграничение помещений дома по функциям, а также создание в каждом из них оригинальной обстановки. На практике этого можно добиться самым простым способом, а именно - поместить в комнату какой-нибудь уникальный элемент. Например, в интерьере кабинета как нельзя кстати придутся большой глобус или развешенные на стенах карты. Довольно неизбитые украшения, которые при ближайшем рассмотрении оказываются еще и тематически оправданными. Вспомним, что появление барокко в свое время оказалось переломным моментом в развитии человеческой мысли. В том числе и благодаря первому плаванию Христофора Колумба к берегам Америки, и открытию Васко де Гамой морского пути в Индию, и кругосветному путешествию Магеллана. Поэтому наряду с резным письменным столом, затейливым бюро на изогнутых ножках и массивными шкафами для книг в кабинете вполне уместными окажутся подобные атрибуты эпохи великих географических открытий.

Что касается спальни, то она попадает в разряд тех самых исключений. Во времена барокко она не только традиционно служила местом для сна, но и зачастую выполняла роль залы для приема гостей. Не секрет, что подобная практика была широко распространена во многих европейских домах. К XVII веку модное поветрие докатилось и до России. Разумеется, несколько странный для сегодняшнего дня ритуал - устраивать аудиенции лежа в постели - имел место не по причине отсутствия свободного пространства в доме или во дворце, а преследовал цель продемонстрировать гостю роскошную обстановку спальной комнаты. И конечно, ее главного украшения - кровати с тяжелым балдахином, впрочем, гораздо более изысканным, нежели в предыдущие эпохи. Собственно, некоторую аналогию несложно провести и с днем сегодняшним, когда спальня в доме выполняет функцию не только опочивальни, но одновременно и гостиной, правда по довольно банальной причине недостатка места.

Чтобы окончательно осознать непреходящую роль камина в доме, достаточно мысленно перенестись во времени назад. Действительно, как иначе можно было не умереть от холода в эпоху, столь далекую от времени изобретения электрического радиатора? Ничего другого и не оставалось, кроме как сооружать в особняках камины, украшая их в стиле господствующего направления в искусстве. Барочная эпоха в этом смысле не явилась исключением. Стоит ли упоминать, что в контексте современного загородного коттеджа камин стал элементом настолько привычным, что обсуждать его наличие даже в голову не приходит. Другое дело - придание ему черт барочной эстетики. Здесь уместно вспомнить о камне, а точнее - о мраморе, бронзе и позолоте, массивной столешнице с еще одним обязательным символом эпохи - зеркалом - над ней.

Кстати, о зеркалах. Именно в эпоху барокко додумались устанавливать на противоположную от окна стену большое зеркало, по форме в точности напоминающее само окно. Таким образом, отображающийся в зеркале проем превращался в еще один, что зрительно увеличивало недостаточно просторное помещение. Кроме того, подобная хитрость отчасти решала и проблему освещения. Почему бы не использовать передовой опыт прогрессивной эпохи и в собственном загородном особняке?

Вопросы отделки

Известно, что сегодняшний рынок отделочных материалов прямо-таки изобилует различными видами покрытий - от вполне демократичных до самых что ни на есть элитных, а то и вовсе уникальных. Как раз на две последние категории и стоит обратить внимание тем, кто решил воссоздать в своем загородном имении оригинальную обстановку, скажем, времен Шекспира. Право, не стоит убеждать, насколько изысканно будут смотреться стены, затянутые дорогими тканями, особенно в сочетании с деревянным обрамлением и резными панелями! Если же шелковых обоев покажется недостаточно, можно прибегнуть к довольно распространенной средневековой практике, то есть использовать для декорирования стен огромные, спускающиеся до пола тканые ковры. Завершить картину непомерной роскоши можно, например, повесив поверх ковра еще и внушительных размеров зеркало в массивной раме, украшенной лепниной и позолотой. Чем более витиеватым и замысловатым будет орнамент, тем лучше. В первую очередь подойдут декоры со всевозможными переплетениями ветвей, больших листьев, крупных цветов. То же самое в отделке пола: хороши наборные паркеты любой степени сложности. Главное правило - избегать прямых линий. Все-таки удивительно, как новаторски стилю барокко удалось воплотить классические формы, сложившиеся в античные времена и возрожденные Ренессансом!

Впрочем, с формами вроде бы все понятно: несмотря на далеко не миниатюрные размеры, они экспрессивны и в высшей степени динамичны. Переходя к прочим существенным дополнениям, нельзя обойти стороной некоторые характерные декоративные мелочи, присущие любому интерьеру, а тем более роскошной обстановке эпохи барокко.

К разряду сугубо барочных приемов стоит отнести такой характерный атрибут эпохи, как десюдепорт. Эти небольшие декоративные панно, горизонтально расположенные над дверным проемом, украшали внутреннее пространство жилых помещений и в более поздние эпохи. Однако расцвета своего они достигли именно во времена барокко. В любом случае воссоздать подобную сюжетную картинку над дверью в гостиной или спальне не так сложно. А полученный эффект превзойдет все ожидания.

Что касается непосредственно аксессуаров, то вкусам барокко в полной мере отвечает, например, богемский хрусталь. Поэтому толстостенные кубки, вазы, стаканы с глубокой резьбой и гравировкой, настольные лампы - это именно те элементы, которые непременно навеют атмосферу барочного интерьера. К таким же можно отнести и бронзовые бюсты в нишах, и велюровые подушки, разбросанные на диванах и креслах, и конечно, декорированное дорогой материей окно - один из первейших символов обстановки роскошного стиля. В целом отражение эстетики барокко в современном коттедже - вполне посильная задача для того, кто смело приемлет смешение стилей, эклектичное наполнение пространства и не боится экспериментировать с вещами, на первый взгляд абсолютно не сочетаемыми друг с другом. Главное - не переборщить.

Мебельные акценты

В создании подлинной обстановки любой эпохи трудно переоценить значение мебели. Именно она способна в одночасье перечеркнуть все дорогостоящие усилия в области дизайна помещения и вынести окончательный вердикт: дешевая подделка. Чтобы избежать подобных проблем, мебель следует выбирать под стать художественным полам и «парчовым занавескам». Для начала важно усвоить, что мебель в духе барокко должна отличаться некоторой укрупненностью, утяжеленностью форм, пышностью и сочностью резного деревянного декора. Помимо дерева, особого внимания заслуживают кожа и ткани. Так, в эпоху барокко в Центральной Европе стали чрезвычайно популярными кресла и стулья на точеных ножках с высокими спинками, которые обивали кожей с тисненым орнаментом и росписью золотом. При сегодняшнем богатстве мебельного выбора вполне можно найти что-нибудь удивительно похожее на правду. Параллельно с точеными ножками в барочной обстановке знатных домов важное место отводилось массивным двустворчатым, так называемым «гамбургским» шкафам на ножках в форме шаров, с мощными карнизами и картушами или массивным фронтоном в центре, а также с множеством ящиков и ящичков. Без преувеличения, это были настоящие произведения искусства, а украшавшие их рельефы из бронзовых фигурок, масок и пальметок обладали особой художественной ценностью сами по себе - каждый в отдельности.

Передать близкую той эпохе атмосферу помогут и многочисленные столики. Барокко стало временем, когда наряду с большими трапезными столами в интерьерах богатых домов появились специальные консольные столики, чаще всего устанавливавшиеся у стены. Они служили подставкой для часов, шкатулок, канделябров и прочих аксессуаров, без которых невозможно представить себе роскошную и нарядную обстановку.

Если для эпохи Возрождения характерно производство мебели из массива дуба, то для воплощения барочной эстетики идеальным оказался орех, в гораздо большей степени пригодный для резьбы и полировки. В истории некоторых стран орех стал тогда настолько популярен, что, например, в Англии это время барокко получило еще одно название - «ореховый период». Действительно, орех был повсюду, даже выполненная из других пород древесины мебель фанеровалась ореховым шпоном. Разумеется, ореховый гарнитур всегда был удовольствием для избранных. И сегодня цены на такую мебель обычно заоблачные.

Еще одной визитной карточкой эпохи стало рождение новой техники ручного набора из мелких кусочков шпона, получившей название «маркетри». Пожалуй, в качестве альтернативы ценным породам такой вид отделки вряд ли будет хорошим утешением, но ведь никто и не говорит, что барокко - демократичный стиль…

Впрочем, можно обойтись и гораздо «меньшей кровью», если вспомнить, что в те далекие времена мебель зачастую обивалась глазетом (специальной тканью, в которую вплетались золотые и серебряные нити), а также гобеленами с бахромой и кистями, и в подборе предметов обстановки пойти именно по этому пути. Тем более что в истории на помощь дереву очень скоро пришел металл. Так что мебель несколько усложненных очертаний, с бронзовыми накладками вполне впишется в нынешний интерьер в стиле барокко. А тяжеловесная бронзовая люстра с множеством хрустальных подвесок довершит воссоздание картины эпохи.

Объективности ради не стоит забывать, что и сами современники когда-то довольно неоднозначно относились к этому причудливому направлению в искусстве. Одно время в разговорном итальянском языке словечко «барокко» и вовсе выступало синонимом всего грубого, неуклюжего и фальшивого. Однако отечественная традиция в большей степени приучила нас к таким эпитетам применительно к барокко, как «роскошный», «величавый», «великолепный» и т. п. Пожалуй, довольно неплохой ориентир для стилизации интерьера в духе этого стиля?


Статья получена: www.Zagorod.spb.ru
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Гениальное излишество форм":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Renault Modus, Peugeot 1007, Honda Jazz: Загадки малых форм

В тесте участвуют автомобили: Renault Modus, Peugeot 1007, Honda Jazz Посмотреть другие фото (16) Мини-вэн – даже слово какое-то объемное, пузатенькое. В памяти всплывают всякие там «сценики», «С-максы», «зафиры» и прочие отнюдь не маленькие автомобили.

» Японские автомобили - 2761 - читать


FAW Jinn: Малые автомобильные формы

В тесте участвуют автомобили: FAW Jinn Новый китайский клон — это интересно? Только если речь идет о микровэне FAW Jinn со стартовой стоимостью $8490.

» Корейские автомобили - 2495 - читать


BMW 6-серии получит двигатель от Формулы-1

Уже прошло больше 10 лет с того момента, как BMW прекратил выпуск знаменитой 6-серии. Однако через 1,5 года в 2003 году появится новая «шестерка», которая составит конкуренцию не только Mercedes CLK, но и Jaguar XK8 и даже Porsche 911. Когда-то BMW 6-серии, выпускавшаяся с 1976 по 1989 года, была мечтой очень многих автомобилистов.

» Немецкие автомобили - 2472 - читать


Volvo XC70: Формула предусмотрительности

В тесте участвуют автомобили: Volvo XC70 Подобно контрразведчику, этот автомобиль готов решать самые разные задачи. Я бы мог проскочить на желтый, но остановился.

» Немецкие автомобили - 1859 - читать


Новое Рено с начинкой от Формулы 1

Разработанное купе компании Renault будет продемонстрировано зрителям на Женевском автомобильном салоне в следующем году. Как ожидается, создание Renaultsport обещает привнести технологии F1 в серийные автомобили. Изображенный на рисунке суперавтомобиль пока еще не имеет своего имени.

» Французские автомобили - 1702 - читать



Статья на тему Дом и семья » Обустройство дома » Гениальное излишество форм

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru