Как известно, именно Персию называют в числе наиболее вероятных мест происхождения восточного ковра. Многочисленные письменные источники, найденные при археологических раскопках, позволяют с большой долей вероятности утверждать, что уже в III веке в персидских и малоазиатских мастерских и мануфактурах существовало высокоразвитое ковровое производство. К числу же наиболее древних изделий из богатейшего некогда персидского наследия до наших дней сохранились лишь отдельные ковры эпохи позднего средневековья. Благодарным преемником и хранителем традиций древней Персии оказался нынешний Иран. Вполне справедливо, что именно к этой стране по наследству и перешел титул производителя классических восточных ковров.
В последнее время мы стали все чаще вспоминать о том, что «Восток - дело тонкое», пытаясь по возможности привнести в традиционный европейский интерьер элементы экзотики и этнического стиля. Что касается присутствия в обстановке яркого аксессуара с явно восточными корнями - такое решение зачастую становится своеобразным свидетельством хорошего вкуса, образцом высокого стиля и, наконец, признаком определенного уровня достатка и положения. Особенно если в качестве аксессуара выступает не что иное, как настоящий персидский ковер.
Стоит ли сомневаться, что такая роскошная вещь украсит любой интерьер, независимо от его направленности и стиля. Главное, чтобы все честь по чести было: и материалы натуральные, и красители естественные, да и ковры, в общем-то, персидские. Таким гарантом выступает Центр персидских ковров «Санам», который по представляемому ассортименту и качеству исполнения на сегодняшний день можно смело назвать уникальным в России.
Рассказать о своей компании подробнее мы попросили Юсефа Ростампура, генерального директора Центра персидских ковров в СПб.
- Наша компания была основана в 1978 году в Иране. Помимо собственного производства, на котором изготавливаются ковры в классической персидской традиции Табриз, мы напрямую работаем с целым рядом фабрик - последователями других, не менее известных школ. При этом наши технологи осуществляют авторский надзор за каждым ковровым изделием, заказанным или приобретенным через наш Центр.
- Известно, что ваша галерея является первым в России выставочным центром персидских ковров. Каким образом выбор пал на Санкт-Петербург?
- Это произошло не сразу и не вдруг. Мы провели большую маркетинговую работу в крупных городах России. Петербург в этом смысле представляется нам европейским мегаполисом с многонациональными культурными традициями. На наш взгляд, именно здесь можно рассчитывать на понимание и интерес образованной части населения к нашей продукции. Работая на рынке города с 2000 года и активно сотрудничая с целым рядом дизайнерских коллективов, мы пришли к необходимости как можно ближе познакомить петербуржцев с национальной культурой Персии, с ее искусством и многовековыми корнями. Так в 2004 году и возник наш Центр.
- Какие принципы легли в основу коллекции, представленной в вашей галерее?
- На сегодняшний день мы имеем в наличии более 450 ковров. Представленная у нас коллекция уникальна прежде всего своим диапазоном. Даже в Иране галереи ковров предлагают, как правило, лишь одну-две школы. В нашем Центре представлены пятнадцать из примерно двадцати существующих сегодня в мире школ иранского ковроткачества, таких как Наин, Кашан, Керман, Гом, Эсфахан, Гомбад, Шираз и т. д. Однако наиболее популярными в Европе остаются изделия школы Табриз, на производство которых мы и ориентированы. Все представленные у нас ковры выполнены ручным способом по традиционной технологии ткачества, которая существует уже более восьми тысяч лет. В основе всех изделий только натуральные экологически чистые материалы - шерсть, шелк и хлопок. Каждый ковер представляет собой авторскую работу. С момента приобретения ковра в нашем центре мы полностью отвечаем за его дальнейшую «судьбу», в случае необходимости реставрируя изделие и консультируя его владельца.
- Будьте добры, расскажите подробнее о гарантиях, которые вы предоставляете покупателям.
- Каждый наш ковер имеет собственный паспорт, в котором присутствует имя мастера, ведущего авторский надзор, состав изделия, наименования красителей, указано, каким образом ковер подстригался, обрабатывался и т. д. Это позволяет в случае повреждения ковра восстановить его первоначальный вид.
По сравнению, например, с турецкими коврами цены на наши ковры на 30-40% ниже при несравнимо более высоком качестве и самого плетения и используемых красителей. Скажем, если реставрация нашего ковра обойдется покупателю в сумму порядка 100 у. е., то «чужого» - уже в 250-300 у. е. да еще без гарантии точного попадания в цвет.
Кроме того, мы не только реставрируем ковровые изделия, но и осуществляем чистку персидских ковров. В ближайших планах - открытие сети специализированных химчисток.
- Какие еще у вас есть задумки? Перспективы?
- В скором времени мы хотим продолжить знакомство европейского покупателя с культурой Ирана. В связи с этим мы также планируем открыть сеть магазинов товаров ручного творчества персидских мастеров.
- По всей вероятности, они тоже будут напоминать собой музей декоративно-прикладного искусства?
- Совершенно верное сравнение. Многие посетители отмечают по-настоящему музейную атмосферу в нашей галерее. И, надо сказать, не без основания. Сегодня в «Санаме» представлены как современные, так и антикварные ковры, возраст которых - до двух веков. Кроме того, помимо напольных ковров с традиционными персидскими орнаментами, мы можем предложить покупателям и настенные ковры-картины с богатым сюжетным диапазоном - от имитации росписей Микеланджело до наива и примитивизма.
- Раз уж мы заговорили о сюжетах:
- Помимо приобретения представленных в нашем центре готовых ковровых изделий, можно сделать и индивидуальный заказ. Это касается и размеров, и цветовой гаммы, и изобразительного ряда, и общей стилистики ковра - от традиционных персидских орнаментов до современных мотивов интерьера, выполненного, скажем, в духе минимализма. Рисунком для будущего изделия может стать фото из семейного архива, известное произведение искусства или, например, эмблема вашей компании. Индивидуально решается и цветовая гамма ковра. В любом случае выполненный на заказ ковер станет эксклюзивным изделием.
- Сколько времени займет такая работа?
- Создание ковра - процесс длительный. Сроки изготовления изделия на заказ могут варьировать в зависимости от рисунка, размера, количества цветов и т. д. Один квадратный метр ковра можно ткать от месяца до полугода. Сначала делается рисунок. Потом он переносится на специальную миллиметровую бумагу и уже в таком виде ставится рядом со станком в качестве образца для ткача.
- Традиционными сюжетами для персидских ковров являются, как правило, орнаменты. В школе Табриз фоном для них остаются кремовый, красный или синий цвета. Медальон с классической центральной композицией, затейливым переплетением мотивов флоры и фауны, спиралеобразными усиками, цветками-пальметтами, сарацинскими трилистниками, арабесками и т. д. Что изменилось за многовековую историю персидского ковроткачества?
- У большинства наших ковров действительно традиционный персидский рисунок. Однако, учитывая определенную специфику работы в Петербурге, мы предлагаем целый ряд ковров, выполненных в стилистике, более близкой европейскому дизайну и менталитету. У нас в штате работают профессиональные дизайнеры, которые помогут подобрать ковер именно для вашего интерьера, учитывая его стилистику, цветовую гамму, ваши пожелания и т. д. Тем не менее стоит помнить, что ковер - это эксклюзивное изделие, поэтому гораздо проще сначала определиться с ним, а потом уж подбирать предметы обстановки.
Бесспорно, удачно подобранный ковер станет стильным дополнением к вашему интерьеру и изысканно подчеркнет индивидуальность хозяина. Именно с ковром мы связываем такие понятия, как тепло и домашний уют. Все возрастающая популярность ковровых изделий позволяет говорить о ковре и как о способе выгодного вложения средств. Кроме того, ковер - это оригинальное авторское произведение искусства, обладать которым становится все престижнее. Ковер может быть напольным или настенным; многометровым украшением гостиной или небольшим фрагментом, созданным для камерной обстановки; лаконичным аксессуаром или многообещающей деталью; незаметной на первый взгляд необходимостью или кричащим акцентом. В любом случае ковер - это целая философия, «своего рода представление о блаженстве духа, рае, вечности и красоте, в которых заключена вся созидательная мудрость Востока».
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru