Век XVIII, кроме всем известных вершин искусства, науки, литературы и философии, знаменит модой на все китайское: Европа открыла для себя новый мир - мир китайской культуры. Конечно, и прежде из этой древней страны привозили фарфор и шелка. Китай - родина таких привычных для европейца вещей, как порох, бумага, зонтики, пельмени и мороженое.
Если вспомнить петербургские музеи, расположенные во дворцах, построенных в этом столетии, то во всех них обязательно есть или китайская комната, или китайский кабинет, или китайская гостиная. В Ораниенбауме даже был построен Китайский дворец, кстати, почти не пострадавший во время Великой Отечественной войны.
Китайские вазы и шкатулки, фонарики и веера наполняли комнаты, оформленные в национальном стиле. Но главным украшением таких интерьеров, безусловно, была мебель. Достаточно вспомнить китайский кабинет в Эрмитаже: массивная, но не производящая впечатления тяжеловесной мебель, инкрустированная перламутром, таинственно и торжественно поблескивающим на темном фоне красного дерева, как будто переносит нас в какую-то волшебную страну.
Над землей пронеслись века, миновали эпохи, отшумели революции, жизнь меняется буквально на глазах. Мы ежедневно пользуемся предметами, о которых и не помышляли наши прадеды и которые не могли вообразить даже фантасты, но иногда нам все-таки хочется попасть в сказочный мир, совсем не похожий на мир технической революции, хай-тека и минимализма. Наверное, именно этим и объясняется мода на исторические стили, с помощью которых мы создаем у себя дома уголки, словно пришедшие из других эпох. К счастью, многие старинные технологии не исчезли в вихре времени, и в наши дни на земном шаре есть мастера, владеющие умениями предков.
Китайские традиции изготовления мебели, восхищавшей европейцев XVIII века, продолжили тайские умельцы. Как и несколько столетий назад, строго выдерживается технология. Для изготовления такой мебели берутся определенные породы красного дерева. У таких деревьев, как и у корабельных сосен, крона венчает ствол на высоте 50-70 метров, поэтому в рисунке древесины не найти сучков. Древесина красного дерева очень твердая и плотная - тонет в воде. Обработать ее даже на современном оборудовании практически невозможно - новейший итальян-ский станок тупится на четвертой доске, а заточка его ножей занимает много времени и стоит немало. Части мебели из красного дерева до сих пор вытачиваются вручную железной пластиной. Из массива выполняется абсолютно все, даже задние стенки шкафов и ящики. Собираются они тоже вручную, причем без металлических креплений - при помощи "гвоздей" из того же красного дерева.
Все неповторимое неповторимо во всем. Уникален и применяемый в изготовлении китайской мебели лак. О нем стоит рассказать отдельно.
В Юго-Восточной Азии живут редкие насекомые - лаковые червецы. Самки лаковых червецов живут на ветвях деревьев, питаются их соком и два раза в год, в период роения, выделяют смолистое вещество - так называемый шеллак. Шеллак собирают, растапливают, фильтруют через парусиновые мешки и изготавливают из него лак на основе спирта. Отсюда и название - шеллачный лак.
Шеллачным лаком покрывают все детали мебели со всех сторон. Наносят его вручную, но не при помощи кисточки или валика, а небольшим тампоном из мор-ской травы. Процесс этот чрезвычайно длительный и трудоемкий. На подготовленную поверхность быстрыми касательными движениями наносится тончайший слой лака. Высохший лак шкурится. Потом кладется следующий слой. Такая процедура повторяется 15 раз!
Шеллачное покрытие не трескается со временем, не боится горячего и холодного, ему не страшны многие химические вещества. Его с большим трудом удается снять самым современным растворителем. Не удивительно, что изделия, покрытые шеллачным лаком, сохраняют свой первозданный вид более 150 лет.
Кроме того, этот лак выявляет текстуру дерева, придавая мебели особый шарм. Традиционные для китайской мебели вставки из корня дерева, имеющего неповторимый естественный рисунок, резные детали - тоже покрываются шеллаком. Поверхность получается настолько гладкой, что, проведя по ней рукой, вы с трудом отличите дерево от перламутровых инкрустаций, нередко используемых как украшение. Райские птицы, диковинные растения, обитатели морского дна - основные темы перламутровых сюжетов. На больших плоскостях, например на диванной спинке, иногда предстают серии иллюстраций к древним китайским легендам.
В России лаком из шеллака иногда по-крывали иконы, а в наши дни ему нашли применение в стоматологии, автомобильной косметике и т. д. Использование в медицине означает, что это продукт абсолютно экологически чистый и не принесет вреда.
Безусловно, процесс изготовления мебели вручную чрезвычайно трудоемкий и требует времени. На создание одного мебельного комплекта с инкрустацией мастера тратят от восьми месяцев до полутора лет.
Современные мастера не только делают мебель по историческим образцам (на-пример гарнитур из королевского дворца в Тайланде), но и создают традиционные европейские шкафы, комоды, горки, буфеты, европейского вида стулья. Разнообразные столы, в том числе сервировочные, у которых даже колеса и спицы из красного дерева, бюро, рамы, обрамляющие картины, и зеркала, даже футляры для больших напольных часов - практически все, от крошечной шкатулочки до огромного обеденного стола, можно найти в коллекции тайских мастеров.
Ручная работа по старинным технологиям исключает возможность появления абсолютно одинаковых вещей. Даже похожие на первый взгляд гарнитуры при ближайшем рассмотрении оказываются абсолютно разными. Кроме того, сборка и обработка вручную - это еще и гарантия прочности и долговечности. Тайская мебель чрезвычайно продумана. Например, осевые детали стульев, плавно переходящие из спинки в ножку, выточены из цельного куска и пропущены сквозь раму сиденья. А если откинуть крышку бюро, то снизу выдвигается панель, поддерживающая столешницу. И как бы вы на нее ни давили, она не только не сломается, но даже не покачнется.
В отличие от современной европейской, тайская мебель не разбирается. При транспортировке вынимаются только полки из шкафов, а стекла в дверцах и зеркала в рамах остаются на своих местах.
Мебель тайских мастеров - блестящий образец сочетания качества, роскоши и стиля. Во всем мире обстановка из красного дерева признана непревзойденной у первых лиц власти, политики, культуры и бизнеса. Отсчет своей многовековой истории она может начать и в вашем доме.
По материалам компании "Феодал"
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru