Садовое искусство, как и любое другое, подвержено веяниям моды. Круглогодично в мире проходит несколько десятков разнообразных выставок Международный фестиваль садов во Франции, «Chelsea Flowers Show» (Великобритания), «Floriade» (Амстердам), «IBERFLORA» (Испания), выставки в Боскоопе (Голландия), Генте (Бельгия), Падуе (Италия), Эссене (Германия). Флористика, цветоводство, цветочное декорирование, садоводство, ландшафтный дизайн, растениеводство И это не считая множества авторских садов, парков и питомников, которые тоже представляют свои программы. Именно на выставках создается садовая мода.
Мода, которую диктуют главные мировые выставки, распространяется на проектирование садов и даже на отдельные виды растений все то, о чем будут писать журналы в следующем году, можно внимательно рассмотреть в выставочных экспозициях.
Успех дизайнерским фантазиям, представленным на выставках, придает способность увязать прекрасное с полезным, внести необычный элемент в обыденное. Выделить лучшие композиции, сочетающие оба эти аспекта, помогают конкурсы ландшафтных дизайнеров, которые обязательно проходят на каждом крупном мероприятии. Кроме того, конкурсы и показы это отличная возможность не только получить «пятерку» у жюри, но и обменяться опытом и новой информацией.
Как у них
В среде российских профессионалов и любителей, интересующихся модными направлениями ландшафтного дизайна, наиболее широко известна одна из самых крупных выставок в Европе, проходящая в Челси (Лондон). Ее уникальность и престижность не нуждаются в пояснениях. Достаточно сказать, что в последнем шоу участвовали компании, которые выставляются в Челси с 1913 года. Выставка уже много лет считается законодателем вкусов своего рода и haute сouture, и pret-a-porte садовой моды. Одной из достопримечательностей выставки является Цветочное шоу конкурс ландшафтных дизайнеров. На суд уважаемого жюри представляются дизайнерские сады большие и малые, совсем крохотные палисадники и даже просто фрагменты ландшафтного дизайна, которые отражают современные тенденции от японского минимализма до современных «диких» садов. При всем своем огромном авторитете Королевское садоводческое общество, куратор мероприятия, никогда не задает строго тему очередной выставки. Фантазия садоводов и дизайнеров не скована рамками жестких требований. Дизайнер волен сам выбирать предмет собственной экспозиции и по своему усмотрению украшать и преображать свой «участок» территории. Трудно поверить, что представленные на конкурс сады не существовали всегда, а были созданы за считанные дни, причем «с нуля». Рядом соседствуют степная лужайка и тихая заводь с лодкой, масличная роща и палисадник в мавританском стиле, яблоневый сад и тропическая хижина, утопающая в цветах.
Цветочное шоу, которое посещают члены королевской фамилии, носит поистине королевский отпечаток, а размах экспозиции соответствует наивысшему уровню в ней принимают участие профессионалы и любители со всех концов света. Лучшие экспозиции получают медали Королевского садоводческого общества. Но дело даже не в этом, а в том, что в дальнейшем признанные лучшими композиции становятся основой новых тенденций например, несколько лет назад в Челси были отмечены дипломами сады злаков, и вот уже на каждой выставке представлены сады, где обязательно присутствуют злаки.
Совсем иначе организован конкурс дизайнеров на другой престижной международной выставке Международном фестивале садов в Шомоне-сюр-Луаре (Франция). Каждый фестиваль здесь тематический. Так, в 2003 году сад оформлялся при помощи предметов, которые отслужили свой срок и попросту выбрасывались хозяевами за ненадобностью. В 2004-м тема была «Хаос». Правда, сады, сделанные «по теме», часто получаются непростыми, философскими и порой требуют комментариев авторов. Например, можно долго пробираться через заросли однолетних растений по тропинке, выложенной из состарившихся досок с вырезанными на них надписями. И упираешься в бетонную стену. А там, за стеной, песок из мелкого отшлифованного разноцветного стекла, цветущая лаванда и в ржавом корыте плавают золотые рыбки. Это метафорическая композиция, посвященная городским окраинам. Или другая метафора: огромная сфера из металлической ленты, сквозь которую пробивается живое дерево, растущее изнутри сферы. Гимн жизни по-французски. А то вдруг грядка с калейдоскопами. То есть грядки-то как раз с разноцветными садовыми культурами, между которыми стоят яркие разграничители. А калейдоскопы на специальном подиуме: можно сесть и посмотреть. Такие вот находки последнего, «хаотического», конкурса в Шомон-сюр-Луаре.
Аналогичные, хотя и менее громкие, мероприятия проводятся на каждой из международных выставок. Российские архитекторы тоже постепенно втягиваются в процесс благо отточить мастерство они могли, участвуя в конкурсах на родине.
А как у нас?
В России выставки с ландшафтной тематикой становятся все более популярными, но не каждая может похвастаться конкурсом на проекты ландшафтного оформления пространства. Да и существующие конкурсы пока еще едва ли можно считать законодателями мод развитие вкуса заказчиков идет медленно, ведь ландшафтный дизайн в России насчитывает не больше десятка лет.
Но среди профессионалов конкурсы пользуются успехом: любой конкурс это прежде всего живое общение, ведь члены жюри охотно объясняют мотивы своих решений, что дает возможность мастерам поучиться и посмотреть на себя со стороны. Другое существенное отличие отечественных конкурсов в том, что в них, как правило, могут участвовать и реализованные, и лишь задуманные проекты. На рынке ландшафтного дизайна в России вращается гораздо меньше денег, чем за рубежом, значит, самые смелые задумки не всегда находят своего «покупателя» в лице заказчика.
Уже в шестой раз прошел в Москве, в «Доме на Брестской», Международный конкурс по ландшафтной архитектуре «Взгляд из дома». Среди работ выбираются лучшие проекты по нескольким номинациям: архитектурно-планировочным, архитектурно-художественным и ландшафтным приемам формирования среды. Представляются проекты комплексной организации пространства вокруг загородных и городских строений с использованием геопластики, газонов, цветников, декоративного мощения, подпорных стенок, светильников, декоративных композиций, малых архитектурных форм. Среди участников были мастера из Великобритании, Чехии, Франции, Латвии, а также из многих городов России Санкт-Петербурга, Орла, Красноярска, Твери, Ижевска, Казани.
Петербург не отстает от Москвы. На ежегодной весенней выставке «Садово-парковый дизайн. Город и цветы» в Ленэкспо обязательно проводится конкурс лучших проектов по садово-парковому искусству. Правда, тематика выставки такова, что большинство номинаций посвящено масштабным преобразованиям среды и победителями становятся проекты общегородского значения.
Издания, освещающие проблемы ландшафтного дизайна, зачастую являются не только информационными спонсорами, но и активными участниками процесса. Так, в Москве журнал «Мезонин» ежегодно проводит «Неделю садов». Эта выставка, по замыслу организаторов, должна освещать российские современные тенденции ландшафтного дизайна и искусства создания сада. Причем сады «Мезонина» это реальные зеленые пространства, где растения высажены в грунт.
Конкурсы в России призваны не только наградить лучших, но и призвать ландшафтных дизайнеров участвовать в преобразовании окружающей среды во всяком случае, такие попытки делаются в крупных российских городах. Лучшие ландшафтные дизайнеры со всей России съехались в прошлом году на Московский фестиваль цветников около полусотни команд демонстрировали свое умение. Задачу перед участниками фестиваля поставили нелегкую: сделать из парка у Речного вокзала настоящий райский сад. Размер, форма и тематика цветочных композиций значения не имели, девизом была свобода творчества.
Другой пример прошедший в Петербурге в марте конкурс «Окно в Европу окно в цветах». Каждая из фирм должна была предоставить проект оформления цветочными композициями фасада одного из домов на Малой Садовой. Участники конкурса выбирали по своему усмотрению дом на этой улице или в прилегающем к ней дворике и готовили эскизный проект озеленения фасада (включая дизайн ящиков для растений). При этом формы и цветовое решение должны были соответствовать стилю архитектуры дома и его цвету. Проекты будут демонстрироваться на Малой Садовой и, кто знает, возможно, со временем станут реальностью.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru