Термин «социальная сеть» был введен английским социологом Джеймсом Барнсом в 1954 году. Однако в те времена это понятие имело сугубо научное значение и представляло интерес только для ученых-математиков и социологов. Первая социальная сеть в бытовом понимании этого термина появилась в Интернете в 1995 году – это был сайт Classmates.com, и он помогал зарегистрированным пользователям находить и поддерживать связь с друзьями и знакомыми, с которыми пользователь общался в детском саду, школе, вузе или на работе.
Сегодня количество популярных социальных сетей в мире исчисляется сотнями. В русскоязычном Интернете социальные сети для поиска одноклассников, одногруппников и коллег появились в 2005 году.
загрузка...
Социальными сетями сейчас обрастают все крупнейшие интернет-ресурсы (Mail.ru, Yandex, Rambler и другие). Летом 2006 года появился сайт «В контакте», который быстро получил общественное признание и на данный момент, по некоторым данным, является самым динамично развивающимся ресурсом в Рунете.
Сайт «В контакте» и его возможности
Сайт создан прежде всего для учащихся и выпускников российских школ и вузов и помогает им поддерживать связь между собой. Создателям «В контакте» удалось сформировать очень активную социальную сеть, которая насчитывает более 3,5 миллиона зарегистрированных участников. По данным от авторов сайта, ежедневно полтора миллиона человек просматривают на сайте около четверти миллиарда страниц. Пользователями создано огромное количество групп по интересам — почти 500 тысяч, некоторые из которых насчитывают более сотни тысяч участников. Тематика групп разнообразна — музыка, спорт, хобби, учеба, политика. В группах объединяются как старые знакомые (например, существуют группы школ, вузов, конкретных выпусков), так и незнакомые люди, у которых имеются схожие взгляды и интересы.
Сайт «В контакте», как и любая другая социальная сеть, стремится к максимальному увеличению числа регистраций. Незарегистрированный пользователь может лишь посмотреть примеры страниц и прочитать информацию о сайте и о предоставляемых им возможностях. После регистрации пользователь может начать поиск знакомых, но право просматривать профили других пользователей «В контакте» появляется лишь после заполнения 30% информации своего профиля.
Сайт «В контакте» предоставляет зарегистрированным пользователям следующие возможности.
Искать других зарегистрированных пользователей сайта по имени, фамилии, дате рождения, городу проживания, школе (и году выпуска), вузу (факультету и году выпуска) и месту работы. Особенностью, отличающей «В контакте» от подобных сайтов, является то, что список городов, школ и вузов и факультетов является предустановленным. Это делает поиск более эффективным, так как исключается возможность различного варианта написания названий.
Добавлять друзей. Найденного знакомого пользователь «В контакте» может добавить в список своих друзей. Для добавления знакомый должен дать свое согласие, после чего пользователи становятся взаимными «друзьями».
Просматривать информацию о друзьях и знакомых. Если информация (или ее часть) не определена владельцем как приватная, любой пользователь «В контакте» может ее просматривать.
Обмениваться сообщениями. Пользователи могут оставлять друг другу как личные сообщения, так и открытые, для общего доступа. Сообщения могут быть текстовыми, графическими или «граффити» — нарисованными пользователями прямо на сайте.
Размещать фотографии, аудиофайлы и видеоролики. На фотографиях можно выделять присутствующих друзей и ссылаться на их профили. Также особенность «В контакте» заключается в отсутствии ограничений на количество загружаемых фотографий, аудио- и видеофайлов. Это привело к тому, что сайт стал одним из крупнейших в Рунете хранилищ аудиофайлов и видеоклипов.
Писать заметки. Раздел «Мои заметки» можно условно назвать блогом пользователя. Друзья могут оставлять свои комментарии к заметкам.
Создавать новые группы, а также просматривать список групп, в которых состоит пользователь. Внутри группы общение похоже на форум: можно создавать свои темы и добавлять комментарии. Вступив в группу, пользователь получает возможность приглашать туда других участников «В контакте».
Организовывать встречи и приглашать друзей принять в них участие. Также в разделе «Мои встречи» доступен календарь, куда занесены все принятые пользователем встречи, а также отмечены дни рождения всех его друзей.
Узнавать новости. В разделе «Мои новости» доступны все обновления профилей друзей: новые фотографии, видео, заметки, открытые темы, добавленные друзья. Также можно узнать, в какие группы вступил друг и в каких встречах он планирует принять участие.
Изменять настройки. Многие пользователи опасаются, что, оставляя информацию о себе на сайте, их личные данные становятся общедоступными. По увлечениям участника, списку его встреч и друзей, по фотографиям (в том числе по тем, на которых пользователь был отмечен другими людьми) читатель может получить подробное представление о пользователе. Для того чтобы этого избежать, создателями «В контакте» были предложены настройки, регулирующие приватность тех или иных типов данных. Для девяти типов данных (фотографии, заметки и др.) можно отдельно указывать тип лиц, которым разрешен доступ к информации. Это могут быть все пользователи, только друзья, только вуз или только владелец профиля.
Обвинения
Сайту «В контакте» предъявляют множество обвинений. Например, в воровстве базы данных по школам, вузам и факультетам, в рассылке электронных писем, накручивании количества подписчиков и счетчика посещений и даже в работе под патронажем ФСБ.
Однако самая главная претензия к создателям — это плагиат. Сайт «В контакте» считается похожим на известный американский сайт Facebook не только идеей (Facebook создавался как социальная сеть для студентов), но и внешним видом. «В контакте» имеет такую же структуру расположения разделов, похожие названия (The Wall в Facebook, где пользователи оставляют своим друзьям сообщения, «В контакте» называется «Стена»), аналогичное оформление сайта и даже использует одинаковые пиктограммы. Существует информация о том, что код «В контакте» копирует части кода сайта Facebook. Однако создатели сайта утверждают, что все обвинения являются ложными.
Перспективы
Ни для кого не секрет, что социальные сети сейчас переживают период бурного роста. Повсеместно высказываются предположения, что к началу 2008 года социальная сеть «В контакте» войдет в первую пятерку игроков Рунета по аудитории. Количество подписчиков этой социальной сети удваивается каждый квартал.
В качестве ближайших перспектив можно рассматривать увеличение функциональности сайта, появление новых возможностей и улучшение уже имеющихся сервисов. На данный момент «В контакте» ориентирован на общение друзей в отличие от социальных сетей, ориентированных на деловае контакты и трудоустройство (например, «Мой круг» и LinkedIn). Однако аудитория сети «В контакте» представляет для работодателя не меньший интерес, чем для рекламодателя. Информация об образовании и опыте работы людей является доступной, а количество зарегистрированных пользователей позволяет делать качественные выборки. Несмотря на то что создатели проекта «В контакте» позиционируют его как некоммерческий проект, стоимость обслуживания столь быстрорастущего сервиса высока. Уже в ближайшее время ожидается появление рекламы на сайте. Большое количество данных, предоставляемых пользователями, дают дополнительные преимущества рекламодателям: они могут проводить более точное нацеливание, и ожидаемый отклик окажется более высоким, чем при традиционной рекламе.
Однако появление рекламы на сайте может повлечь за собой снижение лояльности пользователей. Американский аналог «В контакте» – сайт Facebook нашел для себя удачный путь развития: создатели сайта приняли решение превратить социальную сеть в платформу для веб-сервисов сторонних разработчиков. По данным Facebook, в настоящее время доступно свыше двух тысяч приложений самого разнообразного рода, которые помогают пользователям, например, обмениваться впечатлениями о книгах, искать попутчиков для путешествий и так далее. Некоторые из таких приложений продаются создателями за десятки тысяч долларов.
Какой бы путь развития ни выбрал «В контакте», свое главное предназначение — помочь людям найти друг друга — он выполняет весьма успешно!
На секции, как и предполагалось, обсуждались тенденции развития и интеграции различных коммуникативных сервисов.
Секция собрала огромную аудиторию, практически как на торжественном открытии, впрочем, тематика заявленных докладов себя оправдывала.
Рассказывали о социальных сетях, опыте создания, а также бизнес-аспектах.
Основная концепция веб-два-ноль (Web 2.
0) заключается в том, что «контент создают посетители».
То есть для проектов, относящихся к этому новомодному (хотя не такое уж оно сейчас и новое) слову, не нужны «контенщики», ведь все за них делают посетители.
Социальные сети — одни из самых популярных современных интернет-ресурсов, и популярность эта вполне заслуженна.
Во-первых, удобный и интуитивно понятный интерфейс, во-вторых, наиширочайший охват интересов потребителя — на том же MySpace, например, можно найти что угодно: от талантливого домашнего видео до блогов мировых звезд.
Однако один вопрос волновал общественность уже давно: а можно ли на социальных сетях заработать?
Наверное, все помнят, как Том Сойер красил забор.
Он очень не хотел работать, но сумел превратить это дело в увлекательное занятие, у него в результате выстроилась очередь из желающих принять участие в процессе.
Его приятели даже приносили ему подарки, например стеклянные шары, чтобы Том разрешил им покрасить забор.