В 2005 году мы тихо и незаметно прошли важный этап в истории Интернета: количество пользователей достигло миллиарда. Так как в Интернете нет единого реестра пользователей, мы не можем с точностью сказать, кто был тем счастливчиком, или когда он или она им стали. Но статистически скорей всего это была 24-летняя женщина из Шанхая.
Согласно оценкам компании Morgan Stanley 36% пользователей Интернетом сейчас проживают в Азии и 24% - в Европе. Лишь 23% пользователей живут в Северной Америке, т.е.
там, где в 1969 году все началось с двух связанных в сеть компьютеров, один из которых был в Лос-Анджелесе, а другой - в Пало-Альто.
Чтобы достичь первого миллиарда Интернету понадобилось 36 лет. Второй миллиард скорей всего добавится уже к 2015 году; большая часть пользователей второго миллиарда будет из Азии. Третий миллиард набрать будет уже труднее, и это число будет достигнуто лишь к 2040 году.
В 2002 году компания NUA предполагала, что в мире существовало 605 миллионов пользователей. С тех пор Интернет расширялся со скоростью 18% в год - не так быстро, как в 90-ые, но все равно прилично.
В целом рост популярности Интернета был поистине удивительным. Десять лет назад Сеть была уделом технарей; сейчас это обыденный способ ведения бизнеса во многих странах. При проведении своего исследования коммерческого Интернета в США и в Европе, мы услышали от многих деловых людей, что первое, что они делают перед установлением деловых контактов, это посещают веб-сайт компании своего будущего партнера.
Будущее е-коммерцииЭлектронная коммерция будет расти и дальше. Обычно человеку требуется два-три года, прежде чем он будет себя чувствовать достаточно уверенным, чтобы совершать покупки в Интернете. Это означает, что продажи коммерческих сайтов увеличатся как минимум вдвое по сравнению с сегодняшним уровнем по мере того, как сегодняшний миллиард пользователей начнет делать покупки на веб-сайтах.
Миллиард пользователей Интернета - довольно пестрая толпа, которая очень сильно отличается от жителей Кремниевой Долины и прочих технологических центров. Например в Интернете несколько сот миллионов пожилых людей, и еще больше людей - не имеющих высшего образования. Сегодняшние пользователи совершенно не похожи на вас, и эта разница между элитой и простым пользователем Интернета становится все ощутимее.
Это означает, что для того, чтобы электронная коммерция могла реализовать потенциальный прирост в продажах, сайтам необходимо более систематически следовать правилам юзабилити коммерческих сайтов. Продавать товар 200 миллионам продвинутым покупателям было довольно легко. Продавать же его 800 миллионам обычным покупателям, которые только сейчас начинают осваивать электронные магазины, уже труднее. Для обслуживания следующего миллиарда покупателей потребуются еще более высокие стандарты юзабилити.
Сдвиги в демографииК 2015 году американцы будут составлять менее 15% пользователей Интернета и скорей всего около трети его оборота (американцы обычно тратят в Интернете больше денег, чем другие пользователи). Тот факт, что две трети дохода от Интернет сайтов будет формироваться пользователями из других стран, ясно показывает, каким важным станет юзабилити в интернациональном аспекте. К сожалению, лишь некоторые компании проводят тесты с пользователями за границей, и еще меньше компаний имеют какие-то планы на предмет интернационализации своих сайтов. Рано или поздно этим сайтам придут их местные аналоги, а пользователи прекратят пользоваться теми сайтами, которые не желают подстраиваться под их нужды.
А вот еще один момент, связанный с демографическим сдвигом: доля рынка США и популярность в Кремниевой Долине перестанут быть параметром, по которому оценивается успех или потенциал компании или технологии. Компьютер Макинтош уже сейчас значит меньше, чем вы даже можете предположить. Несмотря на блестящие успехи на рынке США, трудно назвать эту компанию "доминирующей", когда на глобальном рынке у нее единицы процентов. В Азии Макинтош практически не представлен.
Китай, Индия и юзабилитиПо мере того, как Китай и Индия прибавят к пользователям Интернета еще миллиард человек, возрастет спрос на юзабилити для этих секторов рынка. Как я уже говорил три года назад, эти страны не могут найти у себя специалистов по юзабилити для предоставления даже оффшорных услуг. Недавно я слушал еще более грустные истории с жалобами о том, что некоторые американские и европейские компании не могут найти высококвалифицированных специалистов по юзабилити в Китае и Индии.
Так что существует явный риск того, что оффшорные услуги поглотят все имеющиеся в Индии и Китае таланты, а местным сайтам ничего не останется. В результате увеличится число трудных в использовании китайских и индийских сайтов, которые сильно повлияют на продуктивность работы второго миллиарда пользователей и их удовлетворение от работы с ними. Для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на профессионалов в юзабилити в течение нескольких лет, обе страны - а также и другие крупные страны Азии и Латинской Америки - должны разработать эффективные программы по подготовке таких специалистов у себя.
Не будем пока говорить, как Сеть справится с наплывом 2 миллиардов пользователей, сам факт, что мы ожидаем такого роста, указывает на исключительную привлекательность этого средства информации. Люди со всего мира рады получить невероятно мощное средство для работы: Сеть растет и будет расти так быстро в ближайшие годы именно потому, что люди могут в ней делать то, что им нужно.