Крис Хеджес\Chris Hedges, военный журналист, работал в таких газетах, как Dallas Morning News и New York Times, ныне - научный сотрудник исследовательского центра Nation Institute. В 2001 году за материалы о глобальном терроризме получил наиболее престижную журналистскую награду США - Пулитцеровскую премию. Недавно опубликовал книгу "Осознание Войны"\War is a Force That Gives Us Meaning."
Вопрос: Через пять лет после начала войны с терроризмом США стали более безопасным местом для жизни или, наоборот, более опасным?
Хеджес: Однозначно, что более опасным. Как США отреагировали на атаку 11 сентября?
Они начали реализацию имперского проекта на Ближнем Востоке, что имеет разрушительные последствия.
Я работал на Ближнем Востоке непосредственно после атак на Нью-Йорк и Вашингтон. Трагедия заключалась в том, что эти атаки были крайне негативно восприняты не только в Европе, но и на Ближнем Востоке и даже внутри Арабского Мира. Если бы мы смогли поддержать подобные настроения, то это стало бы более мощным оружием против терроризма. И я не люблю термин "война с терроризмом", поскольку терроризм - это тактика, а воевать с тактикой невозможно.
Единственный способ победить террористические группы - сделать так, чтобы их собственные общества повернулись против них. Но вторгнувшись в Афганистан и Ирак, позволив Израилю использовать американское оружие в Ливане, мы стали лучшим вербовщиком для террористических ячеек. То есть, реакция США была невежественной, бессмысленной и разрушительной. Благодаря нашим действиям пополняются ряды террористов. Это стало частью нашей внешней политики и мы заплатим за это - теракты вновь произойдут на нашей земле.
Вопрос: Свою книгу Вы написали потому, что хотели это доказать?
Хеджес: Когда я начал работать над этой книгой, война еще не началась. После окончания косовского кризиса я потратил год на учебу в Гарварде, где перечитывал Аристотеля, Платона, Гомера... И мне стало интересно проанализировать, как война изменяет общество, что происходит с человеком, живущим в воюющем обществе и т.д. Подобные процессы происходят во время всех вооруженных конфликтов. Будучи журналистом, я освещал дюжину войн, и везде происходили одни и те же вещи - одинаково изменялись настроения в обществах, одинаково оправдывались насилие и убийства, везде процветала жестокость, везде наблюдался всплеск экзальтированного национализма. В Аргентине, в Израиле, на Балканах - все было практически одинаковым. Это были проявления одной и той же болезни. И я решил написать книгу об этой болезни. Кроме всего прочего, война - это миф, люди рассказывают легенды о войне, которые весьма далеки от реальности.
Вопрос: Вы пишете, что "война - это мощная и часто летальная зависимость", которая приводит к уничтожению культуры и ставит смерть превыше жизни. Почему человечество снова и снова делает выбор в пользу войны?
Хеджес: Потому что война вызывает чувство эйфории. Это особенно проявляется в современном обществе, где люди отчуждены друг от друга, страдают от одиночества, у многих из них нет друзей. Война дает чувство принадлежности к чему-то важному, чувство мощи. Вспомните, как американское ТВ освещало начало войны в Ираке: какое замечательное у нас оружие, как мы могучи. Национализм позволяет создать черно-белый мир, разделенный на "плохое" и "хорошее".
Еще более важно, что война позволяет временно забыть о совести. Вы более не обязаны принимать моральные решения, кто-то другой их принимает за Вас. В борьбе с врагом все меры хороши, все они моральны. Лидеры военного времени выдают своим последователям или народам лицензию на убийство, они пробуждают чувства, таящиеся в темных глубинах человеческого сердца. Это форма саморазрушения, если не физического, то, определенно, духовного. Это мощный наркотик.
На войне Вы получаете колоссальные инъекции адреналина. Вы не имеете отношения к миру, который находится вне войны, Вы не имеете отношения к людям, у которых нет такого рода опыта. После окончания каждого вооруженного конфликта я беседовал с военными журналистами, и мы искали следующую войну, на которой будем работать. В Косово я встретил журналистов, с которыми работал два десятилетия назад в Сальвадоре.
Вопрос: Вы часто упоминаете мифы о войне. Что это такое?
Хеджес: Пресса часто становится составной частью военной проблемы. Это можно проследить еще со времен Крымской войны, когда впервые появился жанр современной военной корреспонденции. Всегда и везде пресса пропагандировала миф о войне. Под мифом я понимаю ощущение "нашей" правоты, "нашей" мощи... Пресса всегда рассказывает истории о "наших" войсках, которые защищают несчастных беженцев; о людях, которые жаждут свободы; о жутких преступлениях врага; о благородстве "наших" героев... Во многих случаях эти рассказы являются откровенной ложью, созданной для того, чтобы "накормить" читателей и зрителей, жаждущих подобной духовной пищи. Подобные истории повышают рейтинг СМИ, увеличивают продажи газет, и они публикуются так долго, как долго Вы готовы разделять мальчишеский взгляд на войну. Но когда общество начинает осознавать отвратительные реалии войны, ситуация меняется кардинально. Я не уверен, но может быть подобная традиция действий прессы - вариант самоцензуры, или она обусловлена коммерческими интересами. В любом случае, мифы продаются, а реальность - нет.
Вопрос: Как Вы относитесь к концепции "права на войну"?
Хеджес: Я не люблю этот термин, в этом я не согласен с Томасом Аквинатским (средневековый схоласт, который сформулировал причины, по которым возможно вступать в войну: у государства должна быть легитимная власть, понятная причина начала войны и определенные цели ведения боевых действий - Washington ProFile). Мне кажется, что некоторых войн невозможно избежать, но войны - всегда трагедии.
История Сараево может быть хорошим примером. Сербские войска окружили город. Их артиллерийские орудия выпускали по Сараево до 2 тыс. снарядов в день. Снайперы работали круглые сутки. В городе ежедневно появлялись десятки раненых. Мы знали, что произойдет, если сербы ворвутся в город, поскольку уже был известен печальный опыт Мостара и Вуковара... Первыми организовали оборону Сараево криминальные элементы. Но они не только сдерживали наступление сербов, они грабили и часто убивали этнических сербов, оставшихся в Сараево.
То есть, в этом случае была понятна неизбежность войны, поскольку было очевидно, что если линия обороны Сараево будет прорвана, то большое количество горожан будет убито, а остальные лишатся своего имущества и попадут в лагеря беженцев. Разговор о пацифизме во время осады Сараево мог вызвать лишь бурю смеха. Но, в то же время, это не спасало жителей города от распространения яда насилия.
Вопрос: Война когда-либо исчезнет, либо она неотъемлемая часть человеческой натуры?
Хеджес: Я согласен с Зигмундом Фрейдом, который утверждал, что это неотъемлемая составляющая человека. Фрейд указывал, что внутри человека и внутри общества постоянно борются два инстинкта: эроса, направленного на сохранение и защиту, и танатоса, направленного на разрушение и уничтожение.
Трагедия заключается в том, что в нашем мире есть оружие Апокалипсиса. Это оружие способно уничтожить значительную часть человечества способом, который был неизвестен до Второй Мировой войны. Если наши враги, например, исламские террористы, получат доступ к "грязным" атомным бомбам или химическим агентам, они не преминут воспользоваться ими. Поэтому я весьма пессимистично смотрю в будущее, поскольку известны особенности человеческой натуры и мощь оружия, которое создало наше общество.