Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Направления в науке » Живые картины презепио

 

Живые картины презепио

 

 

Вертеп из Альбино (Северная Италия). Зародившись в XIII веке в Центральной Италии (Тоскане и Умбрии), традиция «рождественских яслей» перекочевала в Неаполитанское королевство, а оттуда распространилась по всему полуострову

Начиная с середины декабря все мы живем в предвкушении новогодних праздников. Или правильнее сказать — «рождественских»? Хотя вопрос этот, конечно, сугубо «идеологический». Для приверженцев христианской культуры превалирует день рождения ее Основателя, для остальных — условно «неверующих» — зимние радости исчерпываются переменой календарных дат.

загрузка...

 

 

Впрочем, ведь, как и у Рождества, у Нового года тоже есть своя мифология: елка, подарки, Дед Мороз. Сейчас уже мало кто помнит, что эти «предметы массового потребления» тоже восходят к церковной традиции.

Рождественскую елку придумали протестанты. Когда-то она увенчивалась фигуркой Христа, затем ангелом или Вифлеемской звездой. А Санта-Клаус ведет свое происхождение от Святителя Николая, появившись лет триста назад (впрочем, относительно его «возраста» мнения расходятся). Знакомый же нам образ краснощекого весельчака и того моложе. Он прежде всего «продукт» США. На протяжении века ХХ в Европу внедрялась не только голливудская индустрия зрелищ — пряничная часть «глобализационного» кнута, но и столь же ненавязчиво — американский календарь праздников. В нем религиозные торжества вторичны по отношению к светским, также успевшим обрасти своей мифологией, но более удобной, приемлемой для всех. Отсюда — все эти дедушки на оленях и ухмыляющиеся тыквы в Хэллоуин.

По сути дела, их функция — антиклерикальная: подспудно сместить на себя акцент и скрыть за оптимистической мишурой религиозный смысл события. А для некоторых ортодоксов это оскорбительная подмена: щекастый «святой» с доброй индустриальной улыбкой пытается заслонить собой фигуру Христа и как бы заступает на место Святого Иосифа, Снегурочка — взамен Девы Марии, а младенцами становимся все мы, ждущие подарков...

Вот только во многих романских странах, где зимой едва выпадает снег, укутанный старикан на санях смотрится странно. Да и ель здесь, в общем-то, не родная: так, вплоть до последнего времени итальянские, например, дети хвойных деревьев не украшали и хороводы вокруг них не водили.

Здесь жива другая, более ранняя традиция. На Рождество ребята не только получают, но и дарят подарки. Они мастерят Младенцу Христу «домик» и инсценируют сцену Рождества так, как она описана в Новом Завете: невдалеке от городка Вифлеема — маленькая пещера, в ней хлев, там Дева Мария и Иосиф. Отсюда и русское название этой «композиции» — вертеп, что по-старославянски означает «пещера» (второе значение, «притон», появилось значительно позже)…

Все склонились над яслями с Сыном Божьим, в ночном небе парит ангел, и надо всем этим сияет путеводная Звезда.


Одни презепио кропотливо воссоздают реалии двухтысячелетней давности…

Как это было?

Рассказ о чудесном рождении Иисуса в Вифлееме можно найти в Евангелиях от Матфея и Луки. Складывая их бесстрастные описания, мы узнаем, что Иосиф вместе с Марией, которая была беременна, пошел в свой родной город на перепись населения, затеянную римлянами. «Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына»... Затем ангел оповестил о рождении Мессии пастухов, и те пришли поклониться, а звезда-комета привела волхвов из далеких стран.

Нельзя сказать, чтобы рассказ о Святой Ночи был чересчур выпуклым и сценографичным. Конечно, евангелисты не занимались бытописательством. Но все же очень хочется подробностей о начале жизни Спасителя, и вряд ли можно упрекнуть верующего в том, что он хочет больше узнать об этом ключевом историческом моменте. Его любопытство удовлетворяют так называемые «апокрифические евангелия». Эти биографии Христа не признаны Церковью, но в них не содержится и ничего еретического — они лишь излишне поэтичны и изобилуют сомнительными деталями в описаниях.


…другие — полностью осовременивают события…
Так, в Средневековой Европе была в ходу «Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя», которую перекладывали на стихи многочисленные труверы-трубадуры. В ней, как и в других «отреченных книгах», встречается масса желанных подробностей, позволяющих живо представить себе первые мгновения жизни Спасителя на земле.

Дело было так. Пятнадцатилетняя Мария, вот-вот готовая родить, ехала верхом на ослике. Она то предавалась печали, то радовалась и смеялась. «И, когда дошли они до половины дороги, вот Мария сказала ему: «Сними меня с моей ослицы, ибо То, что во мне, чрезвычайно стесняет меня». И Иосиф снял ее с ослицы и сказал ей: «Куда же я поведу тебя, ибо место это пустынное»». Но, найдя все-таки на «месте этом пустынном» пещеру, он ввел туда жену, а сам пошел в Вифлеем искать «знающую женщину» (повитуху).


…а третьи — облачают персонажи в местные исторические костюмы
Мария же осталась ждать его в гроте (тогда, как и сейчас, они часто использовались в Палестине как естественные загоны для скота). В отсутствие Иосифа она разрешилась мальчиком. Апокриф рассказывает, что в момент Рождества все замерло, и Иосиф, спешащий за «знающей женщиной», «увидел небо остановившимся, и птицы задерживались среди полета своего. И овцы были рассеяны, они не бродили, но оставались неподвижными. И пастух поднял руку, чтобы ударить их своим посохом, и рука его остановилась, не опускаясь…» Как бы повернулась ось времен: перевернулась страница, началась новая эпоха, новый отсчет времени. Эта картина, кстати, с полным правом считается прототипом застывших фигур вертепа.

Кроме основных действующих лиц в ней присутствуют элементы событий, последовавших сразу за Рождеством. Например, когда Мария положила Младенца в кормушку, бык и осел преклонились перед Ним. «Эти животные, стоя по сторонам Его, беспрестанно поклонялись Ему и согревали своим дыханием. Исполнилось то, что сказал пророк Аввакум: «Тебя узнают посреди двух животных»» (добавим от себя — «вол» и «осел» также символичны! Первый — это «иудеи», второй — «язычники». И те, и другие поклонятся Ему).


Городок Понте-Сан-Пьетро славится своими мастерскими. В 1999 году здесь был сооружен презепио размером 100 м2
Наконец, излюбленный сюжет вертепа — делегация волхвов. Этот эпизод кратко упоминает евангелист Матфей, но только в Средние века предание о восточных царях-мудрецах, сведущих в астрономии, расцвело пышным цветом. Им, согласно популярному рассказу, было явлено, что в далекой Иудее родился Спаситель, и они поспешили поклониться новорожденному Владыке. Из далеких стран их вела звезда, а может, и «ангел в виде звезды» или комета (источники расходятся), пока не довела до Вифлеемской пещерки и над ней не застыла. «И большая звезда сияла над пещерой от вечера до утра, и никогда не видели такой большой от сотворения мира». Звезда — непременный атрибут вертепной сцены Святой Ночи, и часто один из волхвов указывает на нее рукой.

Евангелие не дает точных указаний ни о числе их, ни о роде-племени. Одни апокрифы утверждали, что их пришло двое, другие — 12. Только в V веке было принято решение говорить о троих персонажах, подтвержденное папским декретом. А проповедь Папы Римского Льва Великого канонизировала предание о Мельхиоре, Каспаре и Балтасаре. Кстати, чуть позже богословы рассудили, что трое волхвов, очевидно, символизируют три расы: белую (условно «перс» Мельхиор), желтую («индус» Каспар) и черную («арап» Балтасар). Иными словами, за этими образами — универсальность Бога. Он — для всех народов. А также три возраста: Балтасар — юноша, Каспар в расцвете сил, Мельхиор — старец. То есть Божественной любви все возрасты покорны, и в любом возрасте можно прийти к Нему...


Ледяной вертеп в городе Грац (Австрия). Монументальное творение из 50 тонн льда ежегодно сооружается к началу декабря и в течение месяца украшает двор здания парламента Штирии
«Мистические визитеры» принесли Младенцу богатые дары: Мельхиор — золото, как Царю, Каспар — ладан, каковой подобает Богу, Балтасар — смирну, которой умащивали тело при погребении, как Человеку. Мария отблагодарила их, подарив одну из пеленок, в которые был завернут Иисус. Та была принята «как дар неоценимый». Между прочим, в позднем Средневековье имела место довольно оживленная дискуссия об утилитарном значении знаменитых даров. Так, святой Бернар в XII веке полагал, что очень кстати пришлось золото, так как Мария и Иосиф были бедны. А вот автор «Медитаций», приписываемых кардиналу Бонавентуре, уверен, что Мария тотчас все его раздала другим бедным. С другой стороны, он согласен с Бернаром в том, что благовония пригодились для «заглушения» дурного запаха в хлеву, а смирна — для помазания Младенца от насекомых.

Ну, и в некоторых, более «детальных» вертепах помимо всего вышеописанного можно еще увидеть горько плачущую женщину, это Рахиль «плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (отсылка к трагедии, омрачившей рождение Иисуса: избиению младенцев).


Для презепио подойдет любой материал, даже сладкое тесто

Как это изображается?

Итак, Святое Семейство — безусловная константа любого вертепа, его «костяк». А дальше вы вольны добавлять персонажей, предметы обихода, утварь, разнообразить антураж до бесконечности, по вкусу. Пещерку можно выложить мхом, Марию «помоднее» приодеть и нарумянить. А вот этот лоскуток попроще пойдет на одежду Иосифа. Кстати, лепить будем из глины, пластилина или воска?..

Итальянские дети с увлечением строят эти сооружения, придумывают, где и кого разместить, чтобы для всех получилось уютно, — устраивают быт Святому Семейству. Девочки лепят и наряжают фигурки, мальчики мастерят механизмы, чтобы что-нибудь в вертепе обязательно двигалось. Ясли бы раскачивались незаметной веревочкой. Или звезда поворачивалась под воздействием пламени свечи. А как сделать, чтобы было таинственно-таинственно? Надо все подсветить так, чтобы удлинились тени — так и живее выйдет!

А еще в каждом вертепе обязательно таится какой-нибудь «сюрприз». Редкостные растения или птицы, вроде павлинов… А иной озорник присовокупит исподтишка к героям священной истории свою сестренку, которая ест мороженое (почему бы и нет?), или папу, читающего газету. Все это порой куда увлекательнее, чем «просто» наряжать елку.


Фигурки из глины на рождественском рынке в Мексике, где традиция вертепов появилась вместе с приходом миссионеров-францисканцев в XVI веке
В конце декабря в католических странах начинается настоящий марафон вертепов: между братьями и сестрами, семьями, соседями, городами… Ну-ка, у кого получилось эффектнее и изобретательнее? В результате вертепы получаются самые разнообразные: от скромных, минималистских до целых разросшихся игрушечных городов. Иные воспроизводят чуть не весь Вифлеем с его жителями, высыпавшими на улицу, так что Младенца среди них надо еще поискать. Особенно необузданны в своей фантазии мастера из Неаполя, там presepio (итальянское название происходит от слова «ясли») бывают размером с Бородинскую панораму, порой десятков квадратных метров достигают. И чего в них только нет: какая-нибудь пышнотелая хозяйка постоялого двора пляшет с проезжими, усатый городовой муштрует солдат, в косой хижине колдует ведьма, странники с котомками располагаются на пикник, пригожие пастушки отплясывают что-то вроде канкана в «Мулен Руж». А мимо бредет пьянчужка. Вот швея за работой, тут же жнецы, разбойники, дуэлянты, цыгане — и у каждого своя физиономия. Не обходится и без мэра города, и любимых артистов и актрис — мистическая сцена иногда совершенно растворяется в народной стихии.

В сочельник любимое занятие взрослых и юных — ходить по церквям и придирчиво осматривать рождественские конструкции. Они сделаны руками детей из разных приходов, которые, как уже говорилось, изо всех сил стараются «обойти» друг друга. Но можно увидеть эти произведения и в витринах магазинов, в холлах вокзалов, в аэропортах и, конечно, на центральных площадях. По почину покойного папы Иоанна Павла II, очень любившего театр, огромный вертеп ежегодно возводят прямо перед собором Святого Петра в Риме. Это — как бы «Самый Главный Презепио». Высотой он не уступает двухэтажному дому. Его начинают сооружать за месяц до праздника. А рядом с ним — ставят елочку. (Предшественник нынешнего понтифика хотел примирить религиозную и светскую традиции.) В 24.00 24 января в эти гигантские ясли на площади кладут не менее внушительную фигурку Новорожденного. Поздравляем всех, Христос родился.

На североитальянском озере Гарда ясли сооружают как «на воде», так и «под водой» (так называемые «подводные вертепы»)

Вертепы живые и «как живые»
Начиная с VIII века христианской эры стихийно распространились по всей Европе «святые представления», особенно по «мотивам» чудесного рождения и чудесного воскресения Иисуса. Это были народные, часто очень примитивные зрелища на городских площадях, для детей и простодушных — грубоватые импровизации, далеко уходящие от подлинного рассказа Евангелия.

Клир и проповедники смотрели на этот религиозный фольклор крайне неодобрительно, часто поднимая голос против «явной профанации». А папа Иннокентий III в 1207 году и вовсе рассудил: в области сакрального опасно пускать на самотек народную стихию — и официально наложил вето на подобные «действа». Как чреватые ересями приостановлены были и «рождественские игрища» на сюжет вифлеемской истории Евангелия.


В «живом» вертепе (Кардано-аль-Кампо, Северная Италия) нередко принимают участие не только реальные люди, но и настоящие животные

Однако уже несколько лет спустя святой Франциск Ассизский, обходя Италию с проповедью Слова Божьего и очутившись в страшной глуши, в деревеньке Греччо, среди хмурых обитателей гор, совершенно отчаялся воздействовать на их сердца. И тут наступили рождественские дни. Франциск убедил горцев собраться и «поставил» «живую картину», где нашлось место и их овечкам, и кормушке из хлева, и изумлению перед тем открытием, что я, мол, старый плотник, могу быть «кем-то другим» — могу сыграть праведного Иосифа... Крестьяне потеплели, заинтересовались, посыпались вопросы об Иисусе. Франциск победил и позже добился у Папы реабилитации «презепио». С тех пор особенно францисканцы подвизались в культивировании вертепов. В какие далекие страны мира ни забирались бы их миссии, и на Дальнем Востоке, и в Южной Америке, — везде они вместе с христианством прививали детскую любовь к презепио: ибо «будьте как дети». Дети детьми, но когда где-нибудь в далеком Таиланде на Рождество мастерят вертепы, монах-францисканец тут же, не зевая, втолковывает ребятам и взрослым основы христианского вероучения. За всем этим развлечением — разговор серьезный: сложнейший догмат о Воплощении Бога-Слова в человеческое тело, о пришествии в мир Мессии... Так, первое зерно сознательной веры заронялось перед веселым вертепом.

Таким, направленным в здоровое русло, культ вертепов как театральной самодеятельности взяли на вооружение иезуиты в своих привилегированных колледжах для детей и много способствовали их распространению. Это находилось в прямом согласии с их известным педагогическим принципом «сочетания приятного с полезным».

С 1336 года и по сей день в Милане, например, ежегодно разыгрывают «литургическую драму». Это самый настоящий «живой» вертеп: отцы-доминиканцы от церкви Санта-Мария-делле-Грацие движутся нарядным конным кортежем волхвов с разряженными всадниками, доходят до паперти другой церкви, где беседуют с Иродом, потом шествуют далее и подносят дары к импровизированной пещерке...

От всех этих представлений произошли и получили распространение к XVI—XIX векам вертепы современные, скульптурно-декоративные. Особенно пышным цветом расцвели они в Габсбургской империи и в Неаполе. Там в начале XVI века мы встречаем уже манекены, умеющие, «как настоящие люди», изменять позы, «носить» парики из натуральных волос. Для них специально шили платья, расписывали где надо и вставляли стеклянные глаза…

И так не только в столицах: огромные вертепы с сотнями движущихся фигурок — шедеврами механики — можно обнаружить по всему католическому миру — от Португалии до Польши. Наиболее знамениты из них чешский Тршебеховицкий вертеп (недалеко от Градец-Карлове) и вертеп, что находится в небольшом городке Кальтаджироне на Сицилии. Золотой же век вертепа — XVIII: дворяне и короли тогда соревновались, у кого презепио «круче», и разорялись на уникальные миниатюрные «городки в табакерке». Некоторые из них можно видеть в Баварском национальном музее. …Протестанты, особенно Кальвин в Женеве, как можно было ожидать, ополчились на фривольный «механический театр» и вообще на все театральное. Они объявили войну вертепам. Культ Рождества вообще был изгнан из стран Реформации. В результате старинная традиция сохранилась там локально, например во Фландрии.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Живые картины презепио":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Nissan Patrol: Живая легенда

В тесте участвуют автомобили: Nissan Patrol Nissan Patrol Y60 подойдет далеко не всем. Сегодня автопроизводители всего мира выпускают большое количество самых разнообразных моделей внедорожников.

» Японские автомобили - 4033 - читать


Новый Mini - легенда жива

42 года прошло с того момента, как первые образцы одного из самых оригинальных автомобилей нашего столетия прочно обосновались на дорогах всего мира. Но последние годы, ознаменовавшиеся торжеством технического прогресса, вытеснили этот автомобильчик на свалку. Новый Mini, который создан специалистами компании BMW, не имеет ничего общего, кроме названия, разумеется, со своим дешевым и до невозможности простым предком.

» Немецкие автомобили - 1880 - читать


Alfa Romeo Spider: Будьте здоровы, живите красиво

В тесте участвуют автомобили: Alfa Romeo Spider Три десятка тысяч евро, и эта машина позволит вам почувствовать себя звездой. Сам виноват.

» Итальянские автомобили - 2601 - читать


Другие марки : Ты жива еще, моя старушка?

В тесте участвуют автомобили: Другие марки Большой пробег... При этих словах большинству из нас, автомобилистов, представляется ржавая "копейка" или "убитая" "Волга"-такси...

» Обмен опытом - 2726 - читать


Этот линк скорее жив, чем мертв

В Интернете все происходит стремительно, ежедневно рождаются, умирают и переводятся на новые технологии отдельные страницы, целые сайты и даже огромные порталы. В связи с этим множество гиперссылок ежедневно становятся неактуальными. Это доставляет серьезное неудобство сайтостроителям: создал месяц назад страничку, а уже сегодня половина ссылок с нее ведет «в никуда».

» Интересное в сети - 1877 - читать



Статья на тему Наука и образование » Направления в науке » Живые картины презепио

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru