"Музыку я разъял как труп..." фраза пушкинского Сальери из памятных "Маленьких трагедий" очень точно описывает "околомузыкальные", но всё-таки сугубо технологические исследовательские проекты. Использование Neurofeedback ("Обратная нейросвязь") для повышения качества исполнения музыки как раз из таких.
Neurofeedback, как следует из описания, приводимого BBC, это специальная методика, которая позволяет музыкантам "разгрузить мозг и настроить его на более продуктивные ритмы".
Методика эта использовалась ранее для лечения эпилептических припадков, алкоголизма, расстройства внимания и посттравматических синдромов и вообще всего, что связано с тяжёлым стрессом.
И вот теперь её "напустили" на музыкантов.
На голову человеку надеваются специальные датчики, которые регистрируют мозговые ритмы. Сам человек садится перед экраном, на котором разворачивается действие некой видеоигры, и всё, что в ней происходит, напрямую зависит от считываемых датчиками ритмов мозга.
Соответственно, чтобы контролировать игру, участнику эксперимента приходится учиться определённым образом перестраивать активность своего мозга а стало быть, управлять своим когнитивным потенциалом.
Такое объяснение даётся в пресс-релизе Имперского колледжа в Лондоне (Imperial College London), сотрудники которого производили соответствующие эксперименты.
| ||
Видеозаписи каждого выступления были представлены жюри, состоявшему из экспертов Объединённого совета Королевских музыкальных школ (Associated Board of the Royal Schools of Music). Им, естественно, не сообщалось, когда исполнялись композиции до или после "обработки".
Участники первого эксперимента, 22 из 36 студентов сначала тренировались на двух протоколах SMR и бета1 (beta1), обыкновенно используемых для повышения внимания, а затем на протоколе альфа/тета (alpha/theta), который вызывает глубокую релаксацию.
Остальные 12 человек тренировались по программе физической и интеллектуальной подготовки, основанной на исследованиях в области психологии спорта.
Третья контрольная группа, состоявшая из студентов старших курсов, не подвергалась никаким обработкам и тренировкам.
В ходе второго эксперимента студентов разбили на шесть групп по случайному принципу, и каждая группа занималась определёнными тренировками, в том числе по различным протоколам обратной нейросвязи, методу Александера, а также физическими и умственными упражнениями.
Как выяснилось, те, кто подвергся Neurofeedback по протоколу альфа-тета, стал играть лучше на 13-17% (игра каждого оценивалась десятибалльной шкале, оттуда такая точность). Учёным стало ясно, что это связано не только с тем, что этот протокол альфа-тета снимает стресс.
| ||
Принято считать к счастью, принято считать, что это вещи хоть и неизбежно взаимосвязанные, но всё-таки относящиеся к разным областям культуры и знания.
Можно придумывать новые музыкальные инструменты и сугубо техническая и технологическая сторона тут совершенно неизбежные вещи. Ведь не из тонкого же воздуха они делаются.
Строительство "настоящего", не электронного органа, например, процесс неимоверно трудоёмкий и высокотехнологический хотя бы и находились умельцы, способные построить настоящий, хоть и небольшой, орган в одиночку.
Ну а главное, все крупные органы, построенные в XX и XIX веках были и будут оснащены такой "немузыкальной" и "нетворческой" частью, как банальный электродвигатель, отвечающий за подачу воздуха к трубам.
Иначе говоря, технология в музыке присутствует всегда, но как вспомогательный элемент. И все великие создатели музыкальных инструментов всегда воспринимались как художники, а не как ремесленники.
Сейчас, впрочем, известия об очередных попытках "разъять как труп" любое творчество причём уже не с той стороны, с которой к музыке пытался подходить пушкинский Сальери, а вовсе даже с другой появляются всё чаще.
И речь идёт не о создании синтезаторов, достоверно имитирующих звучание "натуральных" музыкальных инструментов, но о стремлении вывести своего рода "формулу любви" формулу творческого процесса (в биологическом, физиологическом или математическом аспекте) или восприятия той или иной музыки аудиторией. И, естественно, отыскать средства воздействовать на "тонкие материи" с помощью высоких и не очень технологий.
"Мембрана" уже как-то раз писала о программе Hit Song Science, которая должна определять потенциальную хитовость того или иного музыкального произведения.
HSS, по утверждениям её создателей, позволит выделить индивидуальную составляющую в ключевых аспектах музыкального произведения, воспринимаемых слушателями, а также скрытые рыночные тенденции, и, сопоставляя их, поставить оценку стопудовым ли хитом будет песня, или нет...
Всё переводится из области воспринимаемого глубинными слоями сознания в сплошную математику.
Хотелось бы верить, что HSS это банальное шарлатанство. А вот воздействие на мозговые ритмы это уже довольно широко применяемая практика.
Справедливости ради стоит отметить, что Neurofeedback наиболее "щадящий" метод: человек сам координирует свои мозговые ритмы, соответствующая игра служит лишь вспомогательным элементом.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru