Никто не спорит, что электромобили чисты, удобны и надёжны. Но малый запас хода не оставляет им почти никаких шансов на серьёзное соперничество с обычными машинами. И, всё же, есть способ отправиться в поездку через всю страну на электромобиле и при этом тратить на пополнение запаса электроэнергии не более 10-20 секунд. Пока, увы, в теории.
Новое прочтение давней идеи рекламирует изобретатель Юлиус Хаммерслаг (Julius Hammerslag) из Калифорнии.
Он полагает, что лучшим выходом для развития электромобилей будет создание широко принятого стандарта на аккумулятор "горячей замены" и, соответственно, создание вдоль автотрасс сети станций, на которых автомобилисты могли бы сдать севший аккумулятор и получить заполненный.
При этом Хаммерслаг предлагает автоматизировать процесс замены так, чтобы он занимал не более нескольких секунд. Называется его задумка "Система для электромобилей неограниченной дальности хода" (Unlimited Range Electric Car System URECA; вот, кстати, один из ряда патентов Хаммерслага, связанных с данной технологией).
URECA представляет собой небольшую арку, под которую въезжает электромобиль. При въезде находится столбик с приёмником для магнитных карт, которыми автомобилисты должны расплачиваться за зарядку машины.
Электромобиль подъезжает к обменной станции системы URECA. Водитель расплачивается кредиткой. Как вариант – монетами, купюрами – это не столь принципиально (кадры с сайта youtube.com). |
Здесь аккумулятор оказывается вставленным в цепь таких же батарей. Цепь продвигается на одну позицию, и свежий аккумулятор поднимается внутрь авто. Замыкаются контакты, защёлкиваются замки – машина готова к выезду с "заправки".
Цепь с аккумуляторами – главная изюминка всей системы. Она представляет собой замкнутый конвейер с кожухами батарей, цепляющимися друг за друга. Кольцо это проходит под полом, внутри колонн и крыши арки. Оно медленно движется по мере того, как машины заезжают на замену аккумулятора, и одновременно в нём же оставленные батареи заряжаются, ожидая своей очереди на замену.
Как всё это должно красиво работать, вы можете посмотреть в этом ролике на YouTube, размещённом там самим изобретателем.
Вверху: "рентген" URECA и место расположения сменного аккумулятора в машине. Внизу: разряженный аккумулятор убирается вниз, вставая на своё место в цепи, которая сдвигается на одно звено. Свежий аккумулятор поднимается вверх (кадры с сайта youtube.com). |
Однако, несмотря на довольно бурное развитие электромобилей, которое наблюдается в последние годы, никаких массовых пунктов обмена севших батарей на полные мы не видим. Почему?
Может быть многих автомобилистов отталкивает сама идея оставления "своего" аккумулятора на общей станции и получения взамен "чьего-то "?
А может, причина в том, что гипотетическое повсеместное распространение такой системы, в противовес просто электрическим зарядкам для машин, ограничит возможности автостроителей в выборе размеров и типа аккумуляторов и их расположения в машине?
На то, чтобы опустить в подпол пустую батарею и поднять новую, требуются секунды (кадры с сайта youtube.com). |
Что если систему будут применять на авто с разной колёсной базой и вообще разными размерами? Сколько отметок понадобится, чтобы точно установить аккумуляторный отсек машины над устройством замены? Что будет, если вы привезёте на станцию аккумулятор лишь наполовину разряженный: будете ли вы платить за полный такую же сумму, как обычно, или половину? Как насчёт защиты такого автомата на автостраде от воров? Аккумуляторы очень даже недёшевы.
Мы же добавим, что при такой системе замены нужно будет предусмотреть защиту аккумулятора и особенно его контактов, от грязи и воды.
На эти вопросы нет ответов. Между тем, замысел калифорнийского изобретателя не лишён привлекательных сторон. Цепочка таких автоматических станций позволит владельцу электромобиля пересекать континент, не останавливаясь подолгу каждые три-четыре сотни километров.
Правда, самые современные электромобили тратят уже не всю ночь на зарядку – им достаточно времени, необходимого для "заправки" человека в придорожном ресторанчике. Не верите? Вот пример.
Кольцо с аккумуляторами (а их, колец, может быть встроено в арку несколько штук) с каждой машиной сдвигается на позицию. Если поток электромобилей не будет сплошным, по идее, одного круга должно хватить батарее, чтобы зарядиться (кадр с сайта youtube.com). |
eBox оснащён литий-ионным аккумулятором ёмкостью 35 киловатт-часов, который обеспечивает этой немаленькой машине пробег в 290 километров.
В зависимости от величины допустимого в розетке тока зарядка eBox может быть быстрой или медленной. В первом случае заполнение аккумулятора полностью требует всего-то 2 часа, во втором – 5 часов. При этом авто может заряжаться от розеток на 110, 208 и 240 вольт.
Но куда интереснее, что частичный заряд, дающий этому авто пробег до 80 километров (со спокойным стилем вождения, конечно), требует каких-то 30 минут!
eBox действительно "электрическая коробка". Ещё несколько примечательных снимков с презентации машины (фотографии с сайта stefanoparis.com). |
На фото под заголовком актриса на фоне авто eBox разговаривает с президентом AC Propulsion Томом Кейджем (Tom Gage).
Эту машину компания намерена выпускать мелкой серией. Точнее, конвертировать авто, закупленные у производителя Scion xB – компании Toyota. А ещё вернее, как говорит Кейдж, фирма будет переделывать в электромобили eBox собственные авто Scion xB клиентов, и обойдётся это в $55 тысяч. Если учесть, что это 5-местный "вагончик" с хорошими динамическими показателями (с места до "сотни" 7 секунд), можно считать, добавка эта не столь уж велика.
И хотя она едва ли оправдает экономию на бензине, начало положено. Причём Кейдж утверждает, что при производстве eBox в количестве 50-100 тысяч штук в год, стоимость переделки из Scion xB составит всего $10 тысяч. Сам xB стоит в США тысяч пятнадцать. Стоимость бензина и киловатт-часов в розетке можете сопоставить сами. Тут уже светит выгода при эксплуатации.
Александра Пол и её GM EV1 один из немногих серийных электромобилей в истории автопрома. Заряжался он 8 часов, пробегая затем 160 километров. Но Пол была без ума от этой машины, с которой ей пришлось расстаться (фото с сайта evworld.com). |
Вот японцы, скажем, показали маленький опытный аккумулятор, который заряжается на 80% за 60 секунд. Легко представить огромный пакет из таких батареек, да зарядное устройство, способное дать соответствующий ток. И готов электромобиль с быстрой "заправкой".
Скажете, ставить в одно авто тысячи крошечных аккумуляторов нелепо? Но вот один из самых совершенных на данный момент электромобилей как раз щеголяет блоком с 6831 литиевой батарейкой внутри. Заряжаются они, правда, 3,5 часа, но это не так уж много, с учётом того, что дальность хода на одной зарядке у того авто составляет 402 километра. Кстати, в eBox аккумуляторный блок представляет собой собрание из 5300 литиевых элементов питания. Тенденция?
Таким образом, на повестке дня встаёт новый/старый вопрос: как будем развивать электростанции?
Статья получена: Membrana.ru