Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Человек за бортом

 

Человек за бортом

 

 

Слово «скафандр», которое в переводе с греческого означает «человек-лодка», в качестве синонима водолазного костюма появилось в 1775 году. Хотя нечто похожее на это знакомое нам подводное облачение появилось на свет много раньше — еще в 1535-м, когда итальянец Джульемо де Лорено изобрел специальный колокол, помогавший нашим далеким предкам делать первые попытки по исследованию морских глубин.

Несовершенство этого аппарата было очевидно, так как долго находиться в воде внутри колокола, воздух в котором сосредотачивался в верхней его части, было невозможно, хотя к моменту появления первого воздушного насоса минуло еще более ста лет. В 1691 году колокол был соединен воздушной трубкой со спускавшейся бочкой. Из нее пополнялись запасы воздуха в колоколе.

загрузка...

 

 

Эта заслуга принадлежала английскому астроному Эдмунду Галлею, а спустя еще 24 года англичанин Джон Летбридж соорудил из дуба специальное приспособление для погружений цилиндрической формы, в которое с поверхности подавался сжатый воздух. Этот аппарат, внутри которого стоял водолаз, был снабжен двумя отверстиями для рук с кожаными манжетами, промазанными жиром для водонепроницаемости. Внутри него можно было находиться под водой в течение 30 минут. Согласно свидетельствам в нем Летбридж совершил множество погружений на глубину до 20 метров. В 1797 году последовало новое изобретение — им стал водолазный костюм Карла Клингерта, состоящий из металлического шлема и кожаных куртки и штанов.

И все же фактический отсчет истории водолазного погружения начинается с 1819 года, с той поры, когда немец, живший в Великобритании, Огюст Зибе сконструировал скафандр, состоящий из шлема размером с человеческую голову, снабженного иллюминатором и соединенного с водонепроницаемой рубахой. Воздух в этот аппарат специальным насосом по шлангу подавался непрерывно.

В 1826-м англичане, братья Энтони и Джон Дин, получили патент на изобретение специального пожарного шлема, который в скором времени стал использоваться и для подводных погружений.

В 1837-м Огюст Зибе решил приобрести у братьев Дин права на использование их шлема и на его основе разработал водолазный костюм. В нем рубаха была заменена на водонепроницаемый резиновый костюм, закрывавший все тело водолаза, специальные ботинки этого костюма были снабжены грузом, а шлем связан с воздушным насосом на поверхности. Более того, его костюм был принят на вооружение Британским Королевским флотом и два года спустя впервые использован при работах по подъему военного корабля «Король Георг», затонувшего в 1782 году на глубине 19,8 м.

Водолазы, облаченные в подобное снаряжение, которое обладало для окружающих некой таинственной притягательностью, были людьми очень смелыми, так как их каждодневная работа, связанная с погружениями, была сопряжена с постоянным риском. Представить себе, как, надев скафандр весом более чем 130 кг (один шлем тянул на 15 кг!), они могли находиться в воде по 8 часов, сегодня можно с трудом. Кстати, статистика тех десятилетий выглядит достаточно печально — лишь не многим водолазам-профессионалам удавалось сделать карьеру и выйти на пенсию — большинство их погибало от декомпрессии, проникновения в скафандр воды и взрывов. И все же, несмотря на трудности, водолазы гордились своим ремеслом и никоим образом не сожалели о сделанном выборе.

Новое слово в деле развития водолазного снаряжения сказали французы, братья Карманьоль из Марселя, в 1882 году соорудившие стальной жесткий скафандр. Дальнейшее усовершенствование сочленений водолазного скафандра стало уделом немецкой фирмы «Нойфельд и Кунке». В 1917 году эта компания разработала два образца жестких скафандров, где были использованы шариковые подшипники. Несмотря на обнаружившееся вскоре несовершенство данной конструкции, образцы второго поколения разработки немецкой фирмы были приняты «на вооружение», и в 1924-м с их помощью было совершено погружение на глубину, равную 152 метрам.

Разработки компании «Нойфельд и Кунке» легли в основу еще одного образца жесткого скафандра, воплощенного в жизнь итальянцем Роберто Галеацци. Его конструкция, получившая в начале 30-х годов прошлого столетия распространение, была в том числе принята на вооружение военного флота недавно образованного Советского государства. Еще один итальянец — Джозеф Пересс в 1922 году получил патент на изобретение очередного типа сочленения водолазного костюма, теперь уже сферического. Однако изготовлен он был лишь три года спустя и, к сожалению, не работал. Только после доработки в нем стало возможно погрузиться на глубину, превышавшую 137 метров. А в 1935-м в ходе работ по исследованию потопленного в 1915 году немецкой подводной лодкой трансокеанского лайнера «Лузитания» (95 м) скафандр, сооруженный Перессом, нашел свое применение на практике.

Далее следовали все новые и новые конструкции, позволявшие не только покорять доселе немыслимые глубины в 200, 300 и более метров, но и достигать все большей маневренности находящегося на глубине водолаза, а также увеличивать время пребывания под водой. И все же предела совершенству, как известно, не существует. Работы по улучшению водолазного снаряжения велись на протяжении не одного десятка лет, и в результате на свет появилась наиболее технически совершенная из всех когда-либо существовавших серия жестких скафандров, получивших название NewtSuit. Эта разработка была осуществлена канадцем Филом Ньютеном.

Как показывает практика, использование жестких скафандров для различного рода подводных работ не просто экономически оправданно, так как их эксплуатационная стоимость по сравнению с более дорогостоящими системами погружения невелика. Главное преимущество подобного водолазного снаряжения заключается в том, что во множестве ситуаций работа водолаза, облаченного в скафандр, поистине незаменима. Примером тому могут служить спасательные работы, проводимые, например, на подводных лодках, потерпевших аварию, или все те операции, которые необходимы для поддержания обеспечения функций глубоководных нефтяных вышек.

Подводная автономия
В 1864 году французы Бенуа Рукуаро и Огюст Денейроз создали 85-килограммовый скафандр с закрытым шлемом. Нововведением в этом костюме явилось добавление небольшого резервуара с воздухом (под давлением 40 бар), используя который водолаз мог автономно дышать в течение нескольких минут. К тому же этот скафандр был снабжен изобретенным ими же специальным регулирующим клапаном, позволявшим ныряльщику дышать воздухом, находящимся под тем же давлением, что и окружающая его вода. Именно этот скафандр был описан Жюлем Верном в романе «20 тысяч лье под водой».

В 1926 году француз Ив ле Приер погрузился в водолазном костюме весом 10 кг в плавательный бассейн, а спустя еще 7 лет он разработал аппарат со сжатым воздухом, который позволил водолазам быть совершенно независимыми от связи с поверхностью, иными словами, это был первый образец акваланга, продемонстрированного в парижском аквариуме «Трокадеро» в 1934 году.

И только в 1943 году тогда еще совсем молодой Жак Ив Кусто вместе с Эмилем Ганьяном усовершенствовал уже существующий регулятор давления, которым был снабжен скафандр образца того времени, и приступил к созданию современного акваланга. С его помощью передвигаться под водой стало много легче, если спускаться при этом на значительную глубину. Ныряльщик, снабженный аквалангом, в зависимости от глубины может находиться под водой от нескольких минут до часа и более. Хотя погружение в акваланге глубже чем на 40 метров сопряжено с известным риском, так как сжатый азот, содержащийся в его баллонах, может вызвать неадекватные реакции у ныряльщика.

Техническое развитие водолазного снаряжения привело к тому, что на определенных глубинах применяемый ранее для обеспечения дыхания в скафандрах сжатый воздух становился все более непригодным. Использование азота на больших глубинах показало, что этот газ уже на отметке 50 метров начинает оказывать на водолаза наркотическое действие, дезориентируя его. Именно поэтому для глубоководных погружений в дыхательных смесях азот заменяется на другие газы, например на водород или гелий.

Толчком к экспериментам и испытаниям в этой области послужил мировой нефтяной кризис, разразившийся в 70-х годах прошлого столетия. Именно тогда в связи с поисками новых нефтеносных источников начались активные глубоководные исследования, потребовавшие использования более совершенных дыхательных смесей, в частности широкое применение получили смеси Тримикс, состоящие из азота, кислорода и гелия. С их помощью стало возможно погружаться на все более внушительную глубину. Вообще же современные водолазы способны погружаться на глубину 500 м, которая в наши дни считается «рабочей».

Хранитель времени
Одной из самых лучших в мире коллекций жестких шлемов для водолазных костюмов по праву считается коллекция, собранная профессиональным водолазом французом Даниэлем Будо. Уникальность этого собрания заключается не только в том, что Будо является обладателем ценнейших и редчайших экземпляров, о которых многие музеи мира могут только мечтать, но и в том, что все экспонаты его коллекции готовы к практическому использованию. Для Будо собирательство — не самоцель, ему интересно не просто поставить очередную находку на полку или в шкаф — он, руководствуясь чувством глубокого уважения к своим предшественникам, сначала бережно реставрирует каждую из них, а затем совершает погружение с их помощью. И пусть экспонатов в его коллекции не так уж и много — всего около 50, многие из них имеют огромную историческую ценность, да и стоить могут целое состояние.

Так, например, он может похвастаться образцом первого автономного водолазного шлема Boutan, коих в мире осталось всего 2 экземпляра, а также шлемом для погружения со смесью газов. Будо и впредь намерен пополнять свое собрание, разыскивая по всему свету редкие экземпляры жестких шлемов.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Человек за бортом":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Ford Mondeo: Автомобиль делового человека

В тесте участвуют автомобили: Ford Mondeo В начале 1993 года на смену популярной "фордовской" "Сьерре" пришел новый " Форд Мондео", ставший "Автомобилем 1994 года". Летом 96-го его модернизировали: изменили форму наружных панелей, бамперов, фар и задних светоблоков.

» Немецкие автомобили - 3216 - читать


Борт 722 от Mercedes пошел на взлет

Компания Mercedes начала выпуск ограниченной серии спорт-кара SLR под названием "722 Edition". Почему именно “722” спросите Вы? Ответ прост - выступавший именно под этим номером в 1955 году Mercedes-Benz 300, управляемый британским гонщиком-легендой Стерлингом Моссом, выиграл известнейшую гонку Mille Milia, принеся еще одну золотую монету в копилку побед спортивного подразделения Mercedes-Benz.

» Немецкие автомобили - 2060 - читать


Mercedes S-Class: Борт W221

В тесте участвуют автомобили: Mercedes S-Class Сегодняшние олигархи — люди, не только командующие бизнесом с заднего сиденья лимузина, но и с удовольствием, даже азартно крутящие руль соответствующего авто, например нового флагмана «Mercedes-Benz» — S600. Новая S-серия, пожалуй, избавилась от навязчивого имиджа «мерина» — впереди и особенно сбоку автомобиль выглядит стремительным, сохраняя при этом такие классические элементы представительского класса, как массивная решетка ...

» Немецкие автомобили - 2223 - читать


Генри Форд - человек, придумавший конвейер

Много ль человеку (даже Форду) надо? Форд – в мильонах фордов, сам же Форд – в аршин. Мистер Форд, для вашего, для высохшего зада Разве мало двух просторнейших машин?

» Немецкие автомобили - 4409 - читать


Renault Kangoo: Друг человека

В тесте участвуют автомобили: Renault Kangoo Большие автомобили у нас любят не только за престиж – они и в хозяйстве сподручнее. До недавних пор идеалом служила «Волга» с почти необъятным, хоть и бестолковым багажником.

» Французские автомобили - 2829 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Человек за бортом

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru