Почему-то в наш век узких специализаций, когда над созданием любого винтика трудятся коллективы из множества сотрудников, ещё находятся люди, пытающиеся в одиночку построить значительно более сложные приспособления. Например, газотурбинный летательный ранец.
Мы, разумеется, уже писали о многих персонажах вялотекущей истории с ракетным ранцем. И даже осторожно намекали, что едва ли этот роман закончится "хэппи эндом".
Про Андреаса Петзольдта (Andreas Petzoldt) с уверенностью можно утверждать лишь то, что он придерживается иных взглядов, иначе едва ли потратил бы десять лет жизни на разработку своего транспортного средства.
И намеревается заниматься этим лётным устройством ещё примерно столько же. Второй и последний пункт личного досье Петзольдта: он, по всей вероятности, не знает никакого другого языка, кроме немецкого.
Больше ничего об этом загадочном изобретателе нам не известно. Ни фото, ни личной страницы не обнаружено. Только адрес — APetzoldt@T-Online.de — и просьба писать исключительно по-немецки. Так что, если кто-то из наших читателей ведёт в подсобном гараже аналогичные разработки, то ему будет приятно найти родственную душу.
Немногие упоминания о Петзольдте, разбросанные в Сети, рано или поздно приводят на единственный первичный ресурс — Andreas’ Personal Flying Suit ("Monocopter") Project (Персональный летательный костюм Андреаса "Монокоптер").
| ||
В итоге, то немногое, что мы знаем о проекте, добыто исключительно стараниями предпринимателя Томаса Баумгарта (Thomas Baumgart), посетившего творческую лабораторию Петзольдта, вникнувшего в назначение устрашающих железных лат, сделавшего три десятка прекрасных фотографий и одно видео.
Ожидающие увидеть феерические картины полётов человека-снаряда будут разочарованы: всё оборудование ещё не покидало испытательного стенда и не скоро перекочует оттуда на спину отважного пилота.
А вот любители поп-арта и художественных инсталляций будут приятно обрадованы — уж больно живописно смотрятся отдельные элементы конструкции.
| ||
В предыдущих, не слишком удачных попытках разработки индивидуального реактивного ранца, в качестве основного элемента использовался ракетный двигатель.
Идя по этой дороге, не удавалось продержаться в воздухе более 30 секунд. Андреас же решил применить в качестве главного компонента своего двигателя газовую турбину.
По расчётам изобретателя, одной заправки керосина должно хватить примерно на 20 минут полёта.
Все детали монокоптера Петзольдт решил делать сам, тем более что к началу работ небольшие и достаточно мощные газовые турбины были недоступны широкой публике.
Лишь отдельные мелочи использованы в готовом виде: от авиадвигателя Rolls Royce перепали топливные форсунки, ротор турбокомпрессора переделан из продукции фирмы ККК.
| ||
Лопасти вентилятора изготовлены из лёгкого и прочного углеродного волокна и выдерживают значительные нагрузки.
Вентилятор находится в изготовленном из аналогичного материала воздуховоде, расходящемся сразу на четыре отростка c отдельными соплами.
Их конфигурация и расположение позволяют создать необходимую подъёмную силу, обеспечить устойчивость полёта и простоту управления. Вся конструкция крепится ремнями за спиной человека, заключённого между передними соплами.
Вокруг каждого выходного сопла располагаются откидные створки управления, регулирующие направление истечения воздушного потока. Сервомоторы створок контролируются двумя джойстиками, находящимися под руками пилота.
| ||
Защитное керамическое покрытие лопастей подобно использованному в космических шаттлах.
Горячий газ от газогенератора подаётся только на нижнюю треть окружности турбины, верхние две трети лопаток не соприкасаются с раскалённой струёй.
Сам газогенерирующий двигатель будет располагаться между задними соплами, но пока ещё он покоится на испытательном стенде.
Двигатель имеет титановую камеру сгорания с 12-ю инжекторами, электростартер, ещё два электромотора — топливного и масляного насоса, и оборудован турбокомпрессором, вращающимся со скоростью до 65 тысяч оборотов в минуту.
| ||
От взрыва этот кожух, естественно, не спасёт, но поможет в случае разрушения лопастей компрессора.
Впрочем, такая защита годится лишь для лабораторных испытаний. Если что-то случится непосредственно в воздухе, то падать придётся вместе со всем летательным агрегатом, общим весом около 120 кг.
Поэтому, лучше бы будущим асам не взлетать выше нескольких метров.
Здесь самое время заметить, что основная сложность при проектировании ранцевых летательных аппаратов — не столько стабильный взлёт, сколько устойчивое безопасное снижение и приземление.
Особенно, в условиях ограниченного запаса топлива. Но почему-то над этим многие воздухоплаватели задумываются в последнюю очередь.
| ||
Допустим, вы успешно стартовали, набрали высоту и даже благополучно её уменьшили до минимальной величины. Но как же приземлиться, без тяжёлых увечий, имея за плечами центнер с лишним передовых технических решений? Это ведь не прыжки с парашютом.
Тем не менее, изобретатель уже потратил много тысяч часов времени и тысяч долларов личных сбережений для реализации своей мечты. Никакого стороннего финансирования проект не имеет, лишь несколько деталей для аппарата было пожертвовано двумя-тремя организациями.
Кстати, полное отсутствие упоминаний о предыдущих разработках Петзольдта и незнание им английского языка достаточно подозрительны.
Не нашлось также никаких сведений о его образовании, месте текущей трудовой деятельности и роде занятий. Вроде бы не то сейчас тысячелетье на дворе, чтобы отгородиться от всего конструкторского мира стенами своей мастерской.
Пульт управления газовым двигателем (фото с сайта technologie-entwicklung.de). |
В настоящее время работы приостановлены из-за отсутствия денег, и Петзольдт настойчиво ищет спонсоров для продолжения проекта.
Одного из них, похоже, он уже нашёл в лице своего летописца — Томаса Баумгарта. Причем, Баумгардт отнюдь не производит впечатления человека, несведущего в технике: профессионально занимается газовыми турбинами, принимает некоторое участие в разработке монокоптера, даёт Петзольдту полезные советы. Интересно, согласится ли Томас полететь на аппарате Андреаса?
В самом лучшем случае, ждать лётных испытаний осталось не один год. Слишком много уже сделано проб и ошибок, слишком многое ещё не сделано. Но, как ни парадоксально, сам двигатель-то работает! Вот только взлетит ли, да и кто согласится взвалить на плечи эту тяжелую ношу?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru