Скоро, уже совсем скоро каждый среднестатистический гражданин сможет с достоинством подняться на борт самолёта где-нибудь в Нью-Йорке и всего через пару часов вдохнуть в себя жаркий воздух Канберры. Или, скажем, величественно вплыть в шлюзовую камеру орбитальной космической станции. Были бы деньги и желание.
На этой неделе (а точнее уже с 23 июля) Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) явит всему миру первые демонстрационные образцы своих гиперзвуковых самолётов. Самолётов, которые в очередной раз изменят представления человека о пределах скорости и расстояний.
Речь идёт о так называемой серии "Hyper-X", которая, в свою очередь, делится ещё на три ветки: серии X-43A, X-43B и X-43C.
По замыслу разработчиков, в течение ближайшего десятилетия на этих моделях будут отрабатываться и демонстрироваться новые технологии, которые впоследствии станут фундаментом для создания летательных аппаратов третьего поколения, летающих на высоте свыше 30 тысяч метров со скоростью, в пять-семь раз превышающей скорость звука.
Занимается всеми этими делами организация под названием Hypersonics Investment Area (HIA), объединяющая несколько частных компаний и научных учреждений, специализирующихся на проблемах аэродинамики, двигателестроения и на создании новых сверхпрочных материалов и высокоэнергетических видов топлива.
| ||
Только за ближайшие пять лет NASA намерено вложить в эту программу до 700 миллионов долларов.
Что касается самолётов серии X-43, то они будут укомплектованы либо прямоточными воздушно-реактивными двигателями со сверхзвуковым горением (ГПВРД), забирающими кислород прямо из атмосферы, либо комбинированной двигательной установкой, состоящей из ГПВРД и турбореактивных двигателей.
Предполагается, что на первом этапе (то есть, на скорости до 2 скоростей звука) самолет будет лететь за счёт турбореактивных двигателей.
Затем они будут заглушены и в дело вступит ГПВРД, разгонит космоплан уже до скорости 10-15 скоростей звука (10-15 М). И наконец после входа в безвоздушное пространство аппарат полетит как обычная ракета с химическим двигателем.
В отличие от своих компаньонов, беспилотный аппарат из серии X-43A уже проходит "полевые" испытания.
Первый такой самолёт был запущен еще в июне прошлого года, однако в тот раз испытаниям помешали неполадки с оборудованием и полет пришлось в срочном порядке прекратить.
Тем не менее, американские военные и специалисты NASA не впали в отчаяние и в настоящее время готовят к запуску ещё два опытных образца. Ожидается, что эти заправленные водородом аппараты смогут развивать скорость, от семи до десяти раз превышающую скорость звука.
Модель X-43C пока ещё находится в стадии разработки и, по всей видимости, будет оснащена ГПВРД с комбинированным циклом, который сможет разогнать самолёт до скорости порядка 5 М. В свой первый полёт он отправится не ранее 2008 года.
| ||
Да, кстати: перед тем, как на базе X-43 будет построен первый пассажирский космоплан, технологические разработки инженеров NASA и других коммерческих и государственных организаций попадут на вооружение американских военных.
Те, как известно, занимаются созданием гиперзвуковых стратегических бомбардировщиков и крылатых ракет, способных поразить врага всего через несколько десятков минут после объявления войны. А вы думали, в сказку попали?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru