После того, как персональный летательный аппарат SoloTrek на 19 секунд взлетел-таки на полметра, на него перестали обращать внимание. А между тем, у SoloTrek'а новые рекорды, летом 2002 года аппарат впервые покажут публике, и уже разрабатывается SoloTrek-2.
В январе 2001 года, когда мир облетела радостная весть о первом полёте SoloTrek'а, мы, признаться, обругали аппарат последними словами. В самом деле, тратить годы и миллионы на то, чтобы махина весом в полторы сотни кг взлетела на привязи на 60 см. Разве что вентилятором не обозвали...
С тех пор прошло три месяца, и вот на несколько обновлённом к весне сайте производителя аппарата корпорации Millennium Jet появился весьма оптимистичный весенний же пресс-релиз за авторством главы компании Майкла Мошье (Michael W. Moshier): "Весна пришла! Пчёлы гудят... Птицы летают... И мы тоже!" Почитали мы этот релиз так и есть: гудят и летают.
По словам Мошье, всё путём, испытания идут по графику, а полёты стали обыденностью. Притом, что испытания обошлись без происшествий, установлены новые рекорды: вместо декабрьских 19 секунд SoloTrek теперь держится в воздухе все 33, новый рекорд высоты полёта уже 1,5 метра, а 15 марта 2002 года аппарат даже решились запустить без привязи.
Рассказывая об установленных SoloTrek'ом рекордах, Мошье подчёркивает, что и высота и продолжительность полёта были специально ограничены, то есть, надо понимать, уже сегодня SoloTrek может "быстрее, выше, сильнее".
Вынужденная пересадка с самолёта на SoloTrek |
Всё идёт к тому, что уже летом состоится полномасштабная публичная демонстрация SoloTrek'а. Как в анекдоте про заснеженного укутанного милиционера, у которого мальчик спрашивает "который час": летом приходи, мальчик, летом.
Мошье также отмечает, что новостной раздел на сайте NewsLetter, который раньше обновлялся раз в квартал, теперь будет выдавать свежие новости почаще, то есть по мере поступления, так как "вскоре будет достаточно достижений, заслуживающих освещения в печати".
Судя по весеннему сообщению Мошье, после первого "полёта" с SoloTrek'ом пришлось изрядно повозиться усовершенствованию и замене подверглось большинство систем, узлов и деталей "все эти усовершенствования сделали аппарат управляемым и устойчивым".
Модернизации подверглась и одна из самых главных систем система увеличения стабильности (Stability Augmentation System SAS). Бортовой компьютер SAS обрабатывает данные, полученные с обоих джойстиков пилота, систем гироскопов и датчиков.
Грубо говоря, пилот посредством джойстиков сообщает компьютеру, что он хочет от SoloTrek'а, в то время как гироскопы и датчики передают данные о том, что с аппаратом происходит на самом деле.
| ||
Предполагается, что во время летней демонстрации пилот сможет на некоторое время убрать руки с джойстиков система будет сама контролировать стабильный полёт.
Модернизируя и совершенствуя, разработчики пришли к выводу, что пришло время заняться и SoloTrek'ом с серийным номером 002. Самым значимым отличием второго аппарата будет конструкция каркаса произошёл разворот треноги: пилот будет стоять обеими ногами на одной передней распорке, в то время как сзади их будет две.
Другое существенное отличие SoloTrek 002 новая силовая установка с водяным охлаждением мощностью 120 "лошадей". Прежняя, проблематичная, была с воздушным охлаждением. Другие отличия по мелочам. Когда второй SoloTrek увидит свет глава Millennium Jet не сообщает. И правильно, тут бы с первым разобраться. К тому же на базе первого заявлен ещё один "концепт".
| ||
На развитие, как всегда, нужны деньги. Их недостаток по-прежнему главная проблема Millennium Jet.
Как пишет Мошье, компания разрастается, нужно больше людей, места и, соответственно, средств. Уже куплено новое здание площадью 6 тысяч квадратных метров это хорошо. А то, что инвесторы пошли уже не те плохо: всё норовят 5-10 тысяч долларов вложить, тогда как минимальный взнос $25 тысяч.
В то же время, договор с военным агентством DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) на финансовый год 2002-2003 в порядке, деньги идут, и на следующий год Millennium Jet также ждёт помощи от DARPA.
| ||
Тем более, что SoloTrek это уже потом для тех, у кого полмиллиона завалялось, а, прежде всего для военных.
Ведь SoloTrek он же ещё XFV (Exo-Skeletor Flying Vehicle), а что значит для американской "военщины" Exoskeletons мы, если помните, писали.
Что ж, выходит, можно и SoloTrek научить летать. Конечно же, делать выводы теперь уже преждевременно раньше-то рубить с плеча не стеснялись нам казалось, что ерунда всё это.
Остаётся дождаться лета, а там, может быть, и возьмём свои слова обратно.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru