С начала декабря 2003 года перестал отзываться solotrek.com сайт многострадального летательного аппарата. Казалось бы, вот она, смерть окончательная и бесповоротная. Подтверждением тому грустные хроники SoloTrek XFV. Однако выяснилось, что всё только начинается. С начала.
То, что SoloTrek летать не может, в принципе, стало ясно 2 года назад в декабре 2001-го после 19 секунд барахтанья "экзоскелета" на привязи на высоте 60 см. Впрочем, весной 2002 года глава компании Millennium Jet Майкл Мошье (Michael W. Moshier) общественность обнадёжил. Дескать, мы ещё повоюем летом.
Наступило лето, но не изменилось ничего, кроме названия компании. Теперь она стала зваться Trek Aerospace.
А в конце 2002-го вскрылась вся глубина кризиса. 31 декабря агентство Пентагона DARPA единственный инвестор, вложивший в SoloTrek миллионы долларов прекратило финансировать проект.
Компания заявила о самоликвидации, сам аппарат сломался во время испытаний, мы сообщили, что SoloTrek умер в нищете. Всё? Нет.
| ||
До начала лета всё стихло, а в июне стало известно об очередной мутации компании Мошье.
Нацелившись на индустрию развлечений, фирма из Trek Aerospace переименовалась в Trek Entertainment со всеми вытекающими отсюда аттракционами, игрушками и сувенирами. Вдогонку пришло известие, что нелетающий SoloTrek снова в продаже. Вроде как, налетай, но летать на покупке нельзя.
Предложения принимались до конца августа 2003-го, а потом уже просто ожидались. До конца ноября. Желающих расстаться с миллионом долларов так и не нашли.
А сколько было шумихи (в том числе от громких двигателей самого SoloTrek), сколько молодых людей уже мысленно примеряло на себя персональный "летающий костюм"… Тут бы и сказочке конец. Всё? Нет, так нельзя.
| ||
Цифра обозначает четвёртое (сразу после первого?!) поколение персональной авиации, а EFV Exoskeleton Flying Vehicle (об "экзоскелетах" читайте здесь). Военное обозначение XVC-4 расшифровке не поддаётся, но красноречиво дополняет строгий внешний вид с камуфляжной раскраской так всё серьёзно.
Если имя прародителя (SoloTrek) точного перевода не имело, то Springtail о, да: ногохвостка, вилохвост (Collembola), отряд первичнобескрылых насекомых, род бабочек из семейства шелкопрядов.
Спецификации Springtail EFV-4
- Один ротационный двигатель мощностью 115 "лошадей"
- Размеры: высота 2,5 метра, ширина на уровне пропеллеров 2,9 метра, просто ширина 1,1 метра, глубина 1,6 метра
- Вес (пустой/нормальный загруженный) 160/270 кг
- Вместимость топливных баков 39 литров
- Скорость (круизная/максимум) 80,4-96,5 км/час
- Максимальная высота полёта 1900 метров
- Нормальная операционная высота 2-100 метров
- Диапазон действия 100 километров
- Продолжительность полёта 1,5 часа
- Максимальный взлётный вес 330 килограммов
Вот такой он, этот "Вилохвост" по идее. Между прочим, когда-то Майкл Мошье говорил о SoloTrek 002. Планировалось развернуть станину-треногу, чтобы пилот стоял обеими ногами на одной передней распорке, а сзади оставить две. У Springtail EFV-4 по две "ноги" и сзади, и спереди. Итого, четыре штуки с колёсиками.
| ||
Куда делся энтузиаст-авиастроитель Мошье, неясно. Не осталось от него и следа, ни единого упоминания!
Благодаря администратору Фальку агентство DARPA дало строителям летательного аппарата шанс, милостиво продлив сроки действия соглашения.
К концу 2002-го Trek Aerospace выполнила 8 из 12 пунктов правительственного контракта. Реализации оставшихся четырёх DARPA решило подождать до конца первого квартала 2004 года.
Команда Фалька надеется всё успеть и заключить новый контракт, хотя никто никаких гарантий не даёт, а других инвесторов просто нет. Напомним, что Пентагон уже вложил в это дело $5,1 миллиона, а обещанных летающих суперсолдат взамен так и не получил.
В общем, уважаемым фанатам SoloTrek, если таковые ещё остались, имеет смысл запомнить новое название Springtail EFV-4. Вдруг на этот раз что-нибудь получится. Верится в это с трудом, но ведь мучались долго...
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru