Сообщество американских вертолётчиков (American Helicopter Society AHS) решило стимулировать жителей нашей планеты, чтобы те сконструировали вертолёт на человеческой тяге (Human Powered Helicopter НРН). Создатель, чей НРН продержится в воздухе минуту на высоте 3 метра, получит от АНS немного, в общем-то, денег.
О транспортных средствах, которые приводятся в движение физической силой (Human Powered Vehicle HPV) мы уже однажды рассказывали, но тогда нам и в голову не пришло, что кто-либо занимается аппаратами, летающими, например, от кручения педалей. А теперь, вот вам, пожалуйста, Human Powered Aircraft (HPA).
Одно дело представить, к примеру, педальный дирижабль.
Тут более-менее всё ясно: устал крутить педали отдохни, на то он и дирижабль, чтобы, благодаря газу, висеть себе в воздухе. А с вертолётом что? Попала штанина в цепь и поминай, как звали. С другой стороны, нужен человечеству Human Powered Helicopter? Конечно, очень честолюбивая затея.
"Human Powered", как вы поймёте, прочитав данную статью, означает "крути педали". Если перефразировать детскую присказку, крути педали, чтобы денег дали. Не руками же их крутить, а остаются только ноги. Летающий велосипед можно сказать и так.
Так выглядит геликоптер проекта Helios. |
Наверное, нет смысла приводить в данной статье всю многовековую историю на тему "отчего люди не птицы, почему не летают". История эта длинная: тут и древнегреческие мифы, и опыты с искусственными крыльями-орнитоптерами, "махолёты", "мускулолёты", и Леонардо да Винчи со своими эскизами, и так далее велосипеды не летают, потому история пока бесконечная. Прочесть об этом можно, например, тут или здесь, да и много где ещё.
К счастью, через многие годы до людей дошло, что никаких их сил не хватит, чтобы, как птицы, крыльями махать хоть ты с колокольни прыгай. Кстати, говорят, что слово "геликоптер" придумал как раз да Винчи это значит "винтокрылый". О них, геликоптерах, и продолжим. Общество вертолётчиков Америки году эдак в 1980-м объявило конкурс имени знаменитого русского (и советского) авиаконструктора Игоря Сикорского соответственно, Igor I. Sikorsky Human Powered Helicopter Competition.
| ||
Это далеко не все требования. Допускаем, что среди читателей могут оказаться изобретатели, которых призовая сумма устраивает, потому приведём основные из условий конкурса.
Ну, во-первых, нужно написать вертолётчикам письмо с заявкой и оплатить "входной билет" $15. Пишут об этом так: "The entry fee shall be U... $15", намекают, мол, смотрите как мало-то. Деньги крохоборы собирают на развитие своего American Helicopter Society. Таким образом, сумма выигрыша уменьшается до 19 тысяч 985 долларов.
Если и это вас не смущает, то знайте, что за взлётом будет внимательно присматривать комиссия из Международной федерации аэронавтики (Federation Aeronautique Internationale FAI), которая, в случае успеха, зафиксирует достижение, как мировой рекорд продолжительности полёта на вертолёте с "человеческой тягой" (World Record for Human-Powered Helicopter Flight duration). Как будет называться рекорд, который может быть установлен в случае провала не сообщается.
| ||
Звучит смешно, а смысл такой: никаких гелиев, подобных ему газов и вообще всего, что легче лёгкого. Далее никаких штуковин для выработки и хранения энергии. Объяснять не надо лететь вертолёт должен от силы пилота. Кстати, ветер во время полёта должен быть не быстрее 3 км/час.
Вертолёт обязан быть пилотируемым количество членов экипажа неограниченно, но в течение полёта никому покидать аппарат не разрешается, за борт ничего нельзя сбрасывать вообще. Принимать какие бы то ни было стимуляторы (алкоголь, наркотики) экипажу строго воспрещается. Для испытательных полётов под наблюдением экспертов "удостоверение лётчика" не нужно.
Желающих выиграть таким способом 19 тысяч 985 долларов некоторое количество всё-таки нашлось. Принимая во внимание значение данного изобретения для человечества, приходишь к выводу, что дерзнувших мало, а его же потенциальная невыполнимость делает претендентов неисправимыми фантазёрами, а их число большим и удивительным. Хотя энтузиасты НРН это студенты, в основном.
Два проекта из японского университета Нихон. Внизу – "Юрий 1". |
На всех сайтах, так или иначе касающихся Human Powered Helicopter, вы встретите упоминание аппарата под названием "Юрий 1" (YURI 1). Сайт "Юрия" не отзывается, потому немногочисленные сведения о нём приходится черпать там, где они ещё сохранились. Во-первых, известно, что YURI 1 был сделан в Японии, в научно-техническом колледже университета не то Nihon, не то Nippon. Руководил работой Акира Нанито (Akira Naito).
Толкового описания "Юрия", так же, как и нормального его изображения, найти не удалось. Судя по тому, что есть, YURI 1 был аппаратом раскидистым и развесистым в буквальном смысле. Лёгких, как крылья какого-нибудь планера, винтов было аж четыре штуки. Пилот, полулежащий в центре конструкции крутил педали и, похоже, мог раскрутить все винты, поскольку "Юрий", хотя и не подолгу, но летал.
В Японии 7 марта 1994 года на аппарате был установлен действующий мировой рекорд тот самый World Record for Human-Powered Helicopter Flight duration. YURI 1 продержался в воздухе 19,46 секунды. Говорят, всё это зафиксировали эксперты. Также поговаривают, что во время "неофициальных", то бишь, незафиксированных испытаний, "Юрий" летал и 33 секунды.
Написано, что разработчики из игры не выбыли и работают над преодолением минутного барьера, но чтобы проверить эту информацию, придётся ехать не в то Nihon, не то в Nippon. Немного о "Юрии" написано по-английски здесь, а если знаете японский, то, пожалуйста, посмотрите, что написано здесь и тут, а потом и нам расскажете.
Все остальные "человеческие" вертолёты ранжировать сложно, а значит, будем рассказывать о них по мере поступления. Вот, например, проект, который заинтересовавшимся НРН встретится одним из первых это Helios.
Эх, если бы на 2 метра 97 сантиметров повыше, да на 52 секунды подольше, то получили бы "приз Сикорского"... |
Начнём с того, что группа, работающая над этим проектом, изложила на своём сайте и собственное видение истории Human Powered Helicopter, как говорится, от истоков до наших дней.
По их версии выходит, что всё началось в 1959 году, когда промышленник Генри Кремер (Henry Kremer) пообещал выплатить призы, исчислявшиеся в тысячах фунтов стерлингов первым, кто совершит полёт на безмоторном аппарате, работающем на мускульной энергии человека.
Чемпион СССР по авиамодельному спорту Евгений Мелентьев говорит, что "первые два приза Кремера получили Пол Маккриди и Брайан Аллен: 50 тысяч фунтов стерлингов за полёт по специальной траектории и 100 тысяч за перелёт через Ла-Манш". Непонятно как-то. Ну, да Бог с ним мы сейчас другое читаем.
| ||
Но "нихонцы" не были самыми первыми якобы, ещё в 1989 году команда из Калифорнийского политехнического университета (California Polytechnic University) 7 секунд продержала в воздухе аппарат Da Vinci III. Таким образом, по версии группы Helios, начиная с 1980 года, были построены 17 НРН, из которых взлетали только "Юрий 1" и "Да Винчи 3", что "подчеркивает трудность соревнования". Да уж, трудность и без подчёркивания очевидна вполне.
Кстати, этот Da Vinci III был не такой уж и геликоптер. Это был такой аппарат с большими-пребольшими крыльями. На концах крыльев были маленькие пропеллеры, направленные в противоположные стороны. Да, вот он.
Чертежи проекта Da Vinci III. |
Господа из Helios придумали, что у их аппарата винтов будет два: один под пилотом, другой над. У каждого винта по две лопасти. Пилоту естественно, надо крутить педали. Последний "Update" на сайте проекта датирован ноябрём 2000 года, когда разработчики собирались приступить к главным испытаниям аппарата. С тех пор ни слуху, ни духу. Может, решили, что заработать 19 тысяч 985 долларов каким-нибудь другим способом. Более реальным.
За месяц до того, как затих Helios в октябре 2000 года университет Британской Колумбии (University of British Columbia), что в Канаде, сообщил о зреющем в его недрах проекте "Буревестник" ("The Thunderbird Project"): 25 студентов включились в борьбу за "приз Сикорского" и стали разрабатывать 40-килограммовый НРН с винтом диаметром 32 метра. Руководил студентами бывалый механик Майк Георгаллис (Mike Georgallis). Других новостей о "The Thunderbird Project" так и не последовало.
Приятно осознавать, что не все ещё сдались. Десять студентов из университета Мичигана (University of Michigan) собрались зимой 2002 года заняться воплощением своего проекта Phoenix. Говорят, занимаются "Фениксом" с 1999 года, на бумаге всё готово, делать теперь надо, изготавливать.
Того, что у них там "на бумаге" на сайте нет, зато есть фотография. Если они собрались летать минуту на этом велосипеде с двумя перекрещивающимися жёлтыми лыжами вместо винта, то непонятно чему их там, в Мичигане, учат. Чем тратить зиму на такой "Феникс", лучше уж снять с него жёлтые лыжи и в горы кататься. Очень смешно, ребята, успехов.
| ||
В заключение, ещё об одном энтузиасте НРН. Зовут его Эфрэйн Палермо (Efrain Palermo). По жизни он интересуется Марсом, Фобосом и тому подобным, о чём и сообщает со страниц своего сайта. Занятный такой человек. Кроме всего прочего, он сообщает, что прочёл о "призе Сикорского" в 1989 году в Аэрокосмическом журнале (Air & Space Magazine) и сразу понял, как строить НРН и побеждать.
Ещё говорит, что несколько опытных экземпляров уже построил и испытал, а идей ещё масса. Делиться идеями Палермо не хочет украдут ещё, а как же $20 тысяч? Но главное, говорит, не деньги, а подтвердить ранние теории Леонардо да Винчи. Чёрно-белая фотография "раскладушки" с пропеллером прилагается.
В общем, пора заканчивать рассказ. Стало быть, одно из двух: или 19 тысяч 985 долларов так и останутся в сейфе американских вертолётчиков, или продолжение следует.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru