Все те, кто более-менее регулярно играют в компьютерные игры, наверняка слышали от своих родичей проповеди о том непоправимом вреде, который причиняют игры. Однако недавнее исследование сотрудников университета Рочестера показывает, что и польза от них огромна...
Оказывается, заядлые игроки, поклонники шутеров и других наполненных динамикой игр, обладают повышенными способностями к обработке визуальной информации.
Как и следовало ожидать, сотрудники Рочестерского университета (University of Rochester) заявили, что их открытие может помочь в лечении людей с расстройствами зрения и окажется полезным для тренировок военнослужащих.
Компьютерные игры вообще вещь странная.
Многие считают их крайне опасными по целому ряду причин.
Стремление производителей игр сделать свои творения максимально приближенными к реальности радует одних и настораживает других, поскольку эта самая пресловутая виртуальная реальность всё равно оказывается приукрашенной.
Чего, например, стоит возможность заблаговременно сохранить игру и, в случае безвременной и скоропостижной, "чудесным образом воскреснуть"?
Дескать, подобное может быть опасно человек, привыкший к тому, что в нужный момент можно "засейвиться" и "восстановить игру", в обычной жизни ведёт себя более безответственно, нежели те, кто в игры не играет.
| ||
В этом есть доля правды: когда человек в течение слишком долгого времени играет в какую-то аркаду, где постоянно приходится совершать одни и те же действия, мозг зацикливается на выполнении этих относительно несложных операций. В дальнейшем ощущения могут быть крайне неприятными: закрываешь глаза, а мельтешение продолжается.
Наконец, целая волна поднялась против игр, содержащих сцены насилия. И не на пустом месте: уже не раз и не два гремели выстрелы в американских (и даже не только американских) школах, куда разъярённые чем-то подростки приносили настоящее огнестрельное оружие и начинали палить во всё, что движется, обыкновенно пуская последнюю пулю себе в голову.
Когда же раненых и убитых развозили по больницам и моргам, а полиция бралась за расследование, обязательно находились те, кто вспоминал об "излишнем" увлечении малолетнего убийцы компьютерными шутерами.
Обывательская логика немедленно возлагала вину за случившееся на компьютерные игры и их производителей. В итоге, и в Германии, и в Австралии, и теперь и в США создаются "чёрные списки" игр, продажа которых несовершеннолетним считается недопустимой.
Ну а самым крупнокалиберным орудием в этом отношении неизменно оказываются научные исследования.
В 2002 году некий профессор Мори из Японского университета опубликовал результаты исследования, согласно которым у заядлых игроков наблюдалось спадание интенсивности бета-ритмов мозга, отвечающих за эмоциональность и творческие способности.
Мори отмечал в своём докладе, что многие из заядлых игроков жаловались на свою излишнюю раздражительность, неспособность сосредоточиться и трудности в общении с окружающими.
Скриншот игры Medal of Honor. Эта игра, как выяснилось, улучшает визуальные способности человека... |
Однако сотрудники Рочестерского университета подошли к вопросу компьютерных игр с другой стороны.
Они набрали 16 добровольцев в возрасте от 18 до 23 лет для проведения серии экспериментов. Задание первого теста заключалось в том, чтобы обнаружить местоположение некоего мерцающего объекта.
Второе задание сосчитать количество объектов, одновременно появившихся на экране. Третий различить цвет определённой буквы алфавита.
Те, кто регулярно играл в видеоигры в течение предшествовавших тестам шести месяцев, показали куда лучшие результаты, нежели те, кто к играм не притрагивался.
Другой группе добровольцев на сей раз из 17 человек предложили иное испытание. Их разделили на две подгруппы, одна из которых десять дней играла в шутер Medal of Honor, а другая в "Тетрис".
| ||
А самое главное, никто из этих 17 человек играми раньше не занимался, так что этот тест носил контрольный характер. Учёным хотелось убедиться в том, что это не люди с повышенными визуальными способностями обретают пристрастие к компьютерным играм, а игры улучшают их способности.
Военные эксперты, кстати, подтверждают выводы сотрудников университета. По словам капитана третьего ранга Рассела Шиллинга (Russel Shilling) из военного института при Высшей школе военно-морских сил в Монтерее (Naval Postgraduate School in Monterey), военнослужащие, уделяющие много внимания компьютерным играм, лучше справляются с некоторыми заданиями, требующими повышенных визуальных способностей.
Это, например, управление беспилотным самолётом-разведчиком, отправленным для фотографирования того или иного объекта.
Многих сторонних наблюдателей несколько удивило, что исследование никак не затрагивает поведенческие стороны вопроса.
В интервью CNN, президент движения "Американские матери против насилия" (Mothers Against Violence in America), Пэмела Икс (Pamela Eakes) заявила, что учёным следует больше внимания уделять тому воздействию, которое оказывает на заядлых игроков насилие в видеоиграх.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru