Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Крылья Советов: летающий танк на службе в Красной Армии

 

Крылья Советов: летающий танк на службе в Красной Армии

 

 

Вам приходилось слышать словосочетание "летающий танк"? Так называли и называют как современные гусеничные бронемашины, так и самолёты-штурмовики. Но в истории Красной Армии был реальный летающий танк. Мы попытались свести воедино всю информацию о нём, его создателе и "пилоте".

Фотографию машины, о которой пойдёт речь, вы, возможно, видели и не раз.

загрузка...

 

 

К примеру, на зарубежных сайтах её частенько можно встретить в юмористических, курьёзных разделах или же в качестве "Weekly picture", аналоге нашего Стоп-кадра. Вот — тому подтверждение.

Так что же это было такое? История у летающего танка и вправду занимательная. В чём-то смешная, в чём-то серьёзная.

Итак, наверняка все знают, почему одни самолёты называются Ту, а другие Як, а третьи Ан. Правильно: Туполев, Яковлев, Антонов. Именно Олег Константинович Антонов и придумал "окрылить" танк.

Авиаконструктор Олег Константинович Антонов (1906 — 1984).

Авиаконструктор Олег Константинович Антонов (1906 — 1984).
А начнём мы с описания бронемашины. Это был лёгкий танк Т-60. Как пишет В. Шунков в книге "Оружие Красной Армии", Т-60 был разработан в 1941 году на основе Т-40. Машина развивала скорость до 45 км/ч, преодолевала подъём до 29 градусов, ров шириной 1,7 метра и стенку высотой до 0,65 метра.

"Главным достоинством Т-60 была простота производства на автомобильных заводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов. Всего было выпущено 6045 танков Т-60, которые сыграли важную роль в сражениях начального периода Великой Отечественной войны".

Как рассказывает сайт Russian Battlefield, Антонов самолично предложил построить упрощённый буксируемый планер разового применения, в качестве фюзеляжа которого использовался бы корпус танка Т-60, а его ходовая часть — в качестве взлётно-посадочного устройства.

Машина предназначалась для переброски лёгких танков в составе десантов в тыл врага, а также для снабжения ими крупных партизанских отрядов.

Лёгкий танк Т-60 (рис. М. Дмитриева с сайта battlefield.ru).

Лёгкий танк Т-60 (рис. М. Дмитриева с сайта battlefield.ru).

"Предполагалось, что такой комбинированный планер может буксироваться четырёхмоторным тяжёлым бомбардировщиком ТБ-3 или двухмоторным ДБ-ЗФ до пункта назначения, а после расцепления производить посадку на площадку ограниченных размеров, сбрасывать крылья с хвостовым оперением и с ходу идти в бой.

Задание на подобный летательный аппарат, которому не было аналогов в истории, Олег Антонов, поддержанный начальником НТК ГБТУ генералом С. Афониным, получил в конце 1941 года. Машину спроектировали всего за две недели и к лету 1942 года построили на планерном заводе в Тюмени.

\'Это,

Это, по сути, единственная фотография, на которой "Крылья танка" запечатлены в полёте. Оно и понятно — 1941 год всё-таки, не до съёмок.

Она получила название "КТ" ("Крылья танка"), а также обозначалась индексами А-Т, АТ-1 или планер A-40.

Крылья с размахом 18 метров и двухбалочное хвостовое оперение были выполнены по бипланной схеме для уменьшения размеров планера. Длина его составляла всего 12,06 м.

Тросовое управление подвели к месту механика-водителя танка, дополнительно оборудовав его зеркалами бокового и заднего обзоров. Саму машину предельно облегчили (до массы 5800 кг), сняв вооружение, боекомплект, фары, крылья и слив почти всё топливо. Полётная масса танка-планера составила 7804 кг".

Летающий танк в профиль.

Летающий танк в профиль.

Осенью 1942 года (по другим данным — 1943-го) были проведены первые и, судя по всему, последние испытания "Крыльев танка". Этот испытательный полёт стал, как говорится, яркой страницей биографии заслуженного лётчика-испытателя СССР Сергея Николаевича Анохина.

Вот как описывает этот эксперимент в своей книге В. Шунков: "Аэропоезд в составе самолёта-буксировщика ТБ-3 (командир П. А. Еремеев) и планера "КТ" (пилот С. Н. Анохин) успешно поднялся в воздух, однако из-за большой массы и малой обтекаемости "КТ" буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч.

\'1942

1942 год. "Крылья танка" на земле со снятой башней (фото с сайта battlefield.ru).

Несмотря на это, скорость подъёма аэропоезда оказалась недостаточной. Самолёт едва достиг высоты 40 метров. Не дала положительного результата попытка увеличить скорость до 140 км/ч, так как при этом аэропоезд начинал снижаться с вертикальной скоростью 0,5 м/сек.

Кроме того, стала повышаться температура воды в системе охлаждения двигателей, что могло привести к их перегреву. В этих условиях Еремеев принял решение вывести аэропоезд в район близлежащего аэродрома Быково и отцепить планер.

Анохину, благодаря своему профессиональному мастерству, удалось успешно совершить посадку. Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома".

Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, который буксировал летающий танк.

Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, который буксировал летающий танк.
То есть получается, что вместо Раменского летающий танк сел там, где его ну никак не могли ожидать. Дальше — самое, так скажем, забавное в этой истории: "Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома.

Не будучи предупреждённым о вынужденной посадке необычного аппарата, руководитель полётов аэродрома по боевой тревоге поднял расчёт зенитной батареи.

Когда лётчик-испытатель вылез из машины, его задержали красноармейцы. Инцидент был исчерпан с прибытием аварийно-спасательной команды Лётно-Испытательного Института (ЛИИ). Танк своим ходом доставили в посёлок Стаханово (ныне город Жуковский) к аэродрому ЛИИ".

В биографии лётчика-испытателя есть занятная подробность: "Охрана аэродрома приняла неизвестный летательный аппарат за немецкий, и Анохину пришлось несладко, когда он пытался доказать обратное". Ну, повезло, что в воздухе не сбили — зенитчики же.

У Russian Battlefield немного другое описание инцидента: "Ввиду большого аэродинамического сопротивления планера "КТ", ещё не имевшего обтекателей, буксировка потребовала использования максимальной мощности уже порядком изношенных двигателей старенького ТБ-3, которые стали перегреваться.

Испытатель летающего танка Сергей Анохин (фото с сайта novosti-kosmonavtiki.ru).

Испытатель летающего танка Сергей Анохин (фото с сайта novosti-kosmonavtiki.ru).
Планер пришлось в аварийном порядке отцепить. На удивление он нормально спланировал и удачно сел на кочковатом поле в районе Раменского аэродрома, вызвав панику среди зенитчиков и не предупреждённой команды батальона аэродромного обслуживания.

Сбросив крылья, Т-60 своим ходом благополучно вернулся на базу в Монино. Из-за отсутствия других подходящих для данной цели бомбардировщиков, лучшим из которых был бы Пе-8 (Петляков — прим. ред.), эта интересная работа не имела дальнейшего продолжения".

Тем не менее, испытательный полёт "показал, что идея летающего лёгкого танка целесообразна и вполне осуществима".

Выходит, что летающие танки заглохли из-за авиации? Эту версию подтверждает и В. Шунков: "Испытания показали, что для подъёма планера на требуемую высоту необходим более мощный самолёт.

Таким самолётом мог быть только стратегический бомбардировщик Пе-8, который в годы войны использовался для глубинных воздушных рейдов, в частности для бомбардировок Берлина.

А таким рисует летающий танк воображение наших заокеанских товарищей. Что-то вроде Су-25 плюс Т-34 (фантазия с сайта strange-mecha.com).

А таким рисует летающий танк воображение наших заокеанских товарищей. Что-то вроде Су-25 плюс Т-34 (фантазия с сайта strange-mecha.com).
Таких самолётов было построено только около 80 единиц, так что рассчитывать на их использование в качестве буксировщика планера "КТ" было нереально. Поэтому дальнейшие работы по проекту были прекращены".

Между прочим, на Западе до сих пор сомневаются: отрывался ли "КТ" от земли вообще? Но мы-то с вами теперь знаем.

А авиационный научно-технический комплекс имени О. К. Антонова действует ныне за границей — в Киеве, а "одним из направлений деятельности АНТК им. Антонова является разработка наземных транспортных средств: троллейбусов, трамваев, миниметро, а также спортивных велосипедов".

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Крылья Советов: летающий танк на службе в Красной Армии":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Great Wall Safe SUV: День танкиста

В тесте участвуют автомобили: Great Wall Safe SUV Шансов проникнуться к этой машине симпатией больше всего у тех, для кого второе воскресенье сентября один из самых близких праздников. Сверкая блеском стали Я, признаться, о них и ведать не ведал.

» Японские автомобили - 3020 - читать


Служба сорока градусов. Производители алкоголя предложили создать совет алкогольной безопасности

Производители алкоголя, испугавшись, что правительство введет госмонополию, предложили создать единый контрольный орган — совет алкогольной безопасности России. Однако предприниматели могут опоздать: в Госдуме активно разрабатывается законопроект о монополии не только в производстве, но и в рознице. Видимо, для того, чтобы хоть как-то участвовать в процессе усиления государства на рынке, производители алкогольной продукции предложили создать нечто подобное О том, что ...

» Безопасность бизнеса - 2193 - читать


Гараж монстров породил летающий кабриолет Красного Барона

"Лети, Джесси, лети! — скандировала возбуждённая толпа. — Давай, Джесси!". Что оставалось делать этому молодому человеку, сидящему за рулём дорогого автомобиля?

» Открытия и изобретения - 3130 - читать


Крылья летающих велосипедов. Часть первая: въезд в воздух

Ноги безостановочно молотят педали, руки на рычагах управления, сбивается дыхание, да ещё нужно следить за балансом. Чуть отвлёкся, и вот она — здравствуй, земля. Да уж, нелегко лететь на самолёте, если ты и пилот, и мотор.

» Открытия и изобретения - 2561 - читать


Крылья летающих велосипедов. Часть вторая: катание по небу

В первой части мы рассказали, как люди учились ездить по небу. И научились-таки, но этого им показалось мало. Поэтому со временем соревнования велолётчиков превратились в массовые шоу, полигоны для проверки сумасшедших идей, местом сбора единомышленников со всего света.

» Открытия и изобретения - 1915 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Крылья Советов: летающий танк на службе в Красной Армии

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru